Пещерные города Крыма - шесть городов за 4 дня. Качи-Кальон

Jan 18, 2020 18:53

Продолжаем цикл маршрутов по пещерным городам Крыма.
Мы прошли по ним 85 километров пешком за 4 дня.
Маршруты для использования в навигаторах и смартфонах - внутри поста.
С погодой повезло - январь выдался бесснежным, хотя и холодным: +2 С днем и -2 С ночью.

Маршрут "Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен" - https://radomirkka.livejournal.com/161634.html
Маршрут "Качи-Кальон" - https://radomirkka.livejournal.com/162032.html
Маршрут "Мангуп-Кале" - https://radomirkka.livejournal.com/162064.html
Маршрут "Эски-Кермен" - https://radomirkka.livejournal.com/162321.html

Маршрут "Бахчисарай - Залесное. Качи-Кальон"
Трек в различных форматах можно скачать здесь: https://www.alltrails.com/explore/map/26--318
Длина маршрута составила 26 км

Наша задача состояла в том, чтобы сменить место дислокации и перейти из Бахчисарая в Залесное. Прямых автобусов между этими населенными пунктами то ли нет, то ли их нет зимой, толком там и не удалось разобрать. В любом случае, зачем ехать, если можно идти? По пути заодно посетили горное плато с пещерным городом Качи-Кальон.

Изначально планировалось пройти пешком от Бахчисарая до Залесного, но предыущий поход показал состояния полевых дорог, и стало ясно, что идти придется очень медленно, выволакивая ноги из жидкой глины, а значит, мы можем не успеть до темноты в деревню, и нас могут уже и не заселить в гостевой дом. В деревнях не любят туристов, которые в 3 часа ночи ломятся в дом по уши в грязи и глине. Поэтому от Бахчисарая сделали заброску автобусом до деревни Предущельное, сэкономив 10 км пути. Автобус ходит примерно каждый час от автовокзала Бахчисарая.

Вышли из автобуса не в Предущельном, а на следующей остановке, как раз напротив горы Качи-Кальон. Поднялись по крутой тропе на вершину.

Виды вокруг открывались потрясающие - солнце только недавно взошло, небо было голубое, но при этом сыпался мелкий невесомый дождик, который закончился через час.

Появление пещерного поселения Качи-Кальон связывают с торговым путем вдоль речки Кача. В укреплениях одной из пещер есть кладка камня с бревнами, такие делали для оборонных крепостей в 6 веке. Получается, что изначально Качи-Кальон мог быть крепостью, охранявшей важную дорогу.

Но после 8 века крепость превратилась в монастырь и целых два века просуществовала в этой роли. С 10 до 18 века монастырь то пустовал, то вновь заселялся, и так до осени 1932 года, когда он снова опустел.

Сечас посещение пещер-гротов монастыря платное, но можно подняться на вершину плато Качи-Кальон, полюбоваться пейзажами и долинами, расстилающимися внизу. А от подножия горы виды огромные гроты высотой в несколько этажей.

Спустившись с Качи-Кальон, мы находим туристическую тропу и идем по ней в сторону Залесного. В Крыму множество туристических троп, оставшихся в наследие еще со времен СССР, когда они были оформлены картографически и промаркированы. А до СССР многие из этих троп были заложены еще века назад.

От Качи-Кальон, например, мы двигаемся по тропе №78, которая пролегает по дну Алимовой балки.

Алимова балка называется так в честь полулегендарного разбойника Алима - крымском Робин Гуде, который защищал простой народ от ханского произвола. Балка была его тайным убежищем. Алимова балка - это ущелье между горами, по дну которого течет ручей, а склоны заросли лесом. Ручей начинается у вершины горы, из родника.

Фото выше - на дне балки. Здесь тропа 78 заканчивается и начинается тропа 77/79.

Тропа 77/ 79 поднимается со дна балки на плато, примерно до высоты 350 метров и там расходится на два направления. Тропа 79 уводит налево к деревне Малое Садовое, а тропа 77 - к речушке Бельбек, куда нам и нужно.

Невероятно красивые спуски и подъемы, переход ручья на дне балки, поляны для отдыха и чистый осенний воздух.

Каменные останцы часто завершают каменную гряду таким вот "наболдашником" - результат работы дождя и ветра.

Там, где на туристическую тропу выезжают машины или квадроциклы, дорога превращается в грязь и глиняное месиво.

Проезд на автомобилях по туристическим тропам, конечно, следует запрещать. Испортив одну тропу, они тут же прокладывают параллельные объезды по кустам, месят глину там, потом делают третий объезд - и все это в красивейших заповедных лесах или на яйлах, где такой тонкий почвенный покров.

Тем не менее, мы продолжаем идти по глине и грязи, правда, теряя в скорости передвижения.

После реки Бельбек и деревни Большое Садовой тропа 77 заканчивается. Мы выходим на тропу 15 и это уже заключительный рывок на сегодня. По ущелью между двумя грядами гор мы входим в Каралезскую долину, где расположилось село Залесное.

Справа от тропы виднеются вершины горы Узун-Тарла.

Вообще Каралезская долина интересна своими, так называемыми, "сфинксами Каралезской долины". Это те самые вершины-останцы, о которых я уже писала выше.

Узун-Тарла значит «длинное поле», второе название горы - Карши-Кая («скала, находящаяся напротив селения», в данном случае - напротив села Залесное). Высота горы около 300 метров, на вершине высится выбеленный солнцем и дождями скалистый гребень, в причудливых очертаниях которого просматриваются огромные каменные истуканы - природные сфинксы Каралезской долины.

Вот мои путевые заметки того дня:

"После 30-километрового круга по трем пещерным городам над предстоял день отдыха? Нет, нам предстоял пеший переход на место следующей дислокации - в село Залесное.
Ноги сказали: "Чтооооо?"
Мы ответили: "Так надо".

От Бахчисарая до Залесного 26 километров по горам и становилось понятно, что за световой день мы это не пройдем. Дороги местами развезло до состояния блинного теста, только из глины. Месить их получалось очень медленно.
Поэтому мы ловко сократили путь на 6 км, доехав на местном автобусе за 15 рублей до села Предущельное, точнее прямо до Качи-Кальон.
В сущности, все пещерные города Крыма одинаковы, так что если посмотрели один (а мы уже посмотрели три), то четвертый, пятый и десятый не станут открытием чего-то нового.

Поднялись на гору Качи-Кальон, полюбовались пейзажами расстилающихся внизу долин, вскипятили воду и попили кофе.
Под горой идут какие-то строительные работы, часть тропы уже испортили, вкопав сотни автомобильных покрышек, так что скоро гора, как изумительный памятник красоте природы, может быть потеряна. "Облагородят" покрышками и билеты продавать начнут.

Наш путь пролегал через горные луга, пересекал ручьи, угощал подмерзшим боярышником, а воздух... Какой там воздух! Хочется надышаться на год вперёд!

На исходе дня мы спустились по ущелью к селу Залесное.
Заселились в гостевой дом, вымылись, поели и завалились спать. Ноги просто отваливались".

Читать о моих походах в режиме онлайн, а также задать вопросы, вы можете в соцсетях:  ВКонтакте   Facebook   Instagram
Другие крымские походы: Крым в январе 2018 Крым в январе 2019 "Крымская тропа" в октябре 2019. Часть 1 и часть 2