Два дня на плато Актолагай. Вело-авто-путешествие на юг России

Jun 28, 2018 01:21

После замечательной Астрахани мы поехали в Казахстан.
В прошлом году наши майские праздники тоже прошли в Казахстане - я впервые увидела степи, пустыни, солончаки и влюбилась в эти жаркие, высушенные безжалостным солнцем просторы. В то время, как начало мая в Самарской области - весна-весна и в оврагах еще лежат сугробы снега, в Казахстане уже высушенное зноем и ветрами лето.
В прошлую поездку мы не успели посетить плато Актолагай - не хватило времени. И целый год я ждала, чтобы вернуться туда.

Вело-авто-юг:
1. Саратов - https://radomirkka.livejournal.com/149587.html
2. Волгоград - https://radomirkka.livejournal.com/150122.html
3. Калмыкия, Элиста - https://radomirkka.livejournal.com/150773.html
4. Калмыкия, озеро Маныч-Гудило - https://radomirkka.livejournal.com/151326.html
5. Астрахань - https://radomirkka.livejournal.com/151778.html
6. Казахстан, плато Актолагай - ты тут



Дорога из Астрахани в Атырау оказалась существующей только на карте.
Точнее, от Астрахани до границы с Казахстаном идет вполне приличная трасса, а после границе - только на верблюдах ездить.
Такой разбомбленной дороги мы давненько не встречали, ремонта она не видела со времен отделения республики от СССР.
На преодоление этих 300 км у нас ушел весь день. Джипы лихо обгоняли нас, весело прыгая по выбоинам, лавируя по песчаной дороге между кусками асфальта, но и они не ехали быстрее 40 км/ч.
Асфальт начался почти у самого Атырау. Времени искать место для ночевки в палатке уже не было, заселились в какой-то кошмарный клоповник, почему-то гордо именуемый гостиницей, и легли спать в собственных спальниках. Местные матрасы внушали сильные подозрения.

С утра первым делом поехали в уже знакомую по прошлогодней поездке столовую. На казахском языке столовая - асхана. И это слово Андрей Владимирович выучил в Казахстане первым. Зорко выглядывал на трассе все асханы и вспоминал, какой там плов, чай и прочие лагманы.
Залив полный бак и канистру бензина, наконец выдвинулись в сторону Кульсаров.
Тут уже были прекрасные асфальтовые дороги. До самого поворота на Мукур.



Теоритически, когда-то это было дорогой.
Когда-то, при СССР, тут был асфальт.
Теперь дорога осталась на карте, а в реальности это были куски асфальта, песок, грунтовка, всего понемногу.



Медленно переваливаясь с одной колдобины в другую, наша "десятка" гордо несла славу отечественного автопрома через казахстанскую пустыню.
Лучше всего ехалось там, где дорога была из меловых и известняковых отложений.
Земля тут была утрамбована до каменной плотности.
А вот грунтовки имели такие глубокие колеи, что приходилось их объезажать по "обочине".



На закате на горизонте показалось плато Актолагай.
Андрей устал выруливать по колдобинам, и мы остановились на наиболее симпатичной и ровной проплешине, поставили палатку, поужинали и завалились спать.
Вокруг царило безмолвие. И никого.



Закат в пустыне.



Утром горы на горизонте были в дымке.
В пустыне ночью температура сильно падает, а утром воздух моментально нагревается.
Из-за этого с утра стоит туман, который за пару часов быстро рассеивается.



Наконец въехали на плато.
Навстречу попались пара джипов из России, удивленно спросили, как мы на "десятке" проехали сюда, где даже они еле проехали.
"Водительское мастерство от машины не зависит" - гордо заявил Андрей.



Поставив лагерь и подкрепившись тушенкой с макаронами, мы пошли гулять на плато.
Я буквально впитывала каждый новый пейзаж, фотографируя без остановки.



Совершенно пострясаюющие виды с высоты птичьего полета на долину.



А соседний склон вдруг оказывался поросшим густым сочно-зеленым кустарником.



Результаты эрозии создали стены, башни, шпили.



Жара в 30 градусов - легкая разминка для этих мест. Летом тут обычной температурой бывает 50 градусов.
Растения выживают кто как умеет - вот этот суккулент вместо листьев отрастил мягкие мясистые палочки, а воду накапливает в толстом стебле, спрятанном в их тени.



Цветет какой-то низкорослый кустарник.





















Кристаллы кварца и немного железной руды среди известняковой породы.



Белое - это мел и известняк.



Оранжевое - ржавчина на железной руде.



Коричневое - окрашенные ржавчиной кристаллы кварца.



В походы берем почти исключительно белорусскую тушенку, она лучшая из всех, что есть в продаже.



Закат на Актолагай.



Наш скромный лагерь.



На следующий день, после небольшой утренней прогулки, двинулись в обратный путь.
В пустыне встретилась маленькая старая мечеть.







После Атырау поехали не по главной трассе на Уральск, а по второстепенной дороге справа от реки Урал.
От Урала в обе стороны идут каналы, прорытые при СССР для орошения полей.
Часть этих каналов заброшены и пересохли.
В стороне от дороги на берегу одного такого канала мы и встали на ночь.



Деревья были высажены по краю канала, чтобы защищать его от обрушения, укреплять склон. А канал питал деревья водой. Теперь ни канала, ни древьев. Стоит сушняк, а те что еще живы - медленно погибают. Пустыня возвращается.



Чем дальше на север, тем больше сгущались тучи. В Уральск мы въехали в дождь и при +15С. Эх, жаркое лето осталось в пустыне, пришлось снова достать пуховичок.
Переночевав в Уральске (по казахски город называется Орал) под проливным дождем поехали до границы и потом домой.
Озеро Шалкар пришлось отложить на следующую поездку - в дождь там делать было решительно нечего.



Путевые заметки тех дней:

День 9 и 10

Автотур с велосипедами на крыше продолжает свое повествование.
После Астрахани мы пересекли границу с Казахстаном и устремились в Атырау.
Гражданам России для въезда в Казахстан достаточно паспорта, техосмотра на машину российского, техосмотра казахского (покупается на границе за 2 т.р. примерно) и наклейки RUS на бампере.
Дорога от границы до Атырау - вполне возможно ровесница Великой отечественной войны и придерживается лозунга "враг не пройдет. И вообще никто не пройдет". Средняя скорость движения по ней 20-30 км/ч, если вы не на БТРе, местами остался асфальт. Город нефтяников Атырау может гордиться такой дорогой.
Атырау мы осматривали в прошлом году (запутались в трёх туалетных комнатах в ТЦ: для женщин, для мужчин, для мужчин решивших помолиться  Аллаху), поэтому, заночевав на окраине и залив полный бак, устремились к Актолагаю.
Говоря сухими словами геологии, Актолагай - это гряда меловых гор и плато.
Уже второй год мы ездим в чёртово бездорожье (Mukur road прекрасно проходима только на велосипеде, ах, как я там гнала...), чтобы поставить палатку посреди пустыни, среди причудливых белых изваяний, обжечься солнцем, увидеть звёзды в ночном небе пустыни.
Но об Актолагае нельзя прозой, только стихами.

***
Утомленная солнцем даль,
Вьется змейками трещин земля.
Закрутились вихри в спираль
Суховей бьёт в лицо. Жара.
Здесь рождаются семь ветров,
Завывая в степной пыли.
Нрав у пустыни суров,
Но закаты нежны и тихи.
Вечность. Бескрайний простор.
Дикий пустынный край
Бездорожия и ветров,
Бесконечный Актолагай.

Вело-авто-юг:
1. Саратов - https://radomirkka.livejournal.com/149587.html
2. Волгоград - https://radomirkka.livejournal.com/150122.html
3. Калмыкия, Элиста - https://radomirkka.livejournal.com/150773.html
4. Калмыкия, озеро Маныч-Гудило - https://radomirkka.livejournal.com/151326.html
5. Астрахань - https://radomirkka.livejournal.com/151778.html
6. Казахстан, плато Актолагай - ты тут

Актолагай, вело-авто-юг, Казахстан

Previous post Next post
Up