Треккинг или, по-русски выражаясь, пеший поход с рюкзаком за спиной - был популярным видом туризма и отдыха еще во времена СССР.
В СССР любительский туризм поощрялся и развивался: при заводах были турклубы, где можно было бесплатно взять в аренду снаряжение. Централизованно и профессионально были разработаны туристические маршруты по всей стране. Потом это частично заглохло: закрылись заводские турклубы, многие маршруты ушли в небытие - заросли дороги, затерлись метки, ведь за маркированной тропой тоже нужен уход.
В последние годы я с большой радостью наблюдаю подъем интереса к любительскому пешему туризму: треккингу и хайкингу, как это модно теперь называть.
Для тех, кто не в теме: треккинг - идешь по пересеченной местности и несешь рюкзак с палаткой и едой, хайкинг - идешь от приюта до приюта или от гостиницы до гостиницы, более легкий вариант путешествия, но теряющий в автономности - нужно до ночи дойти до будущего ночлега.
Когда мы готовились к
походу по Крыму в январе 2018 года, мне встретилась информация о том, что в Крыму разрабатывается новый туристический маршрут под названием "Большая севастопольская тропа". С удовольствием включили участок этой тропы в наш трек, чтобы посмотреть на нее и пощупать, так сказать, ногами.
Проект маршрута был подписан правительством Севастополя в 2015 году, реализовываться начал в 2016.
В целом маршрут длиною 130 км имеет почти радиальный характер - делает огромный полукруг по полуострову от Севастополя до Балаклавы - от берегов Черного моря через центральную часть Крыма (
трек маршрута). На настоящий момент реализован (расчищен, установлены указатели) только участок Балаклава - перевал Ласпи. И вот именно там мы и прошли.
За более подробной информацией о проекте "Большая севастопольская тропа" можно обращаться к сайту
https://bst-sev.ru/, а я поделюсь с вами фотографиями и впечатлениями.
Надо отметить, что мы шли по маршруту в новогодние праздники, когда январская природа Крыма не столь ослепительно яркая, как летом. Но в прохождении зимой были и свои преимущества: не было жары, так что мы спокойно шли весь световой день, не рискуя схватить солнечный удар. И, конечно, нам повезло с погодой - первая неделя 2018 года была сухой, солнечной и бесснежной.
Дневные температуры колебались от +10 до +15, ночные от +5 до -2 С. Эта информация пригодится тем, кто будет подбирать спальник для похожего похода.
Сильных, сдувающих с ног ветров, которыми нас пугали опытные товарищи, также замечено не было. Даже в ветренные вечера мы всегда находили почти безветренную ложбинку в складках гор или поляну, чтобы поставить палатки.
На Большую севастопольскую тропу мы вышли с Фороса.
В Форосе есть хорошая столовая, работающая даже зимой, а также магазины, где мы приобрели запас макаронов и тушенки, хлеб и запас воды.
Чтобы не набирать высоту и не терять несколько часов времени, поднимаясь по асфальтовой дороге пешком, взяли такси и "забросились" к церкви над городом.
Церковь Вознесения Христова была построена в 1892 году по пожеланию Александра III. С царем произошло событие, потрясшее его: вагон поезда, в котором ехала царская семья, сошел с рельсов, но и он сам, и его дети остались живы. Построенная в ознаменование "чудесного спасения" церковь с тех пор возвышается над Форосом на скале.
Далее мы проходим по дороге до Байдарских ворот и поднимаемся на яйлы.
В Крыму яйлами называют горизонтальные участки горной местности - вершинные плато, горные луга.
Здесь - царство туманов, лежащих на замле облаков и тишины.
А также огромного количества мхов, лишайников и прочих непривычных в средней полосе России растений.
Облака идут и закрывают вершины гор. Потом ложатся на землю и вот уже вокруг только туман.
А потом они уплывают - и приходят снова.
Еще одна достопримечательность на маршруте Большой севастопольской тропы - Тышлар или Чертовы пальцы.
Это торчащие из земли вертикально скалы, словно кто-то пытался выдраться из-под земного покрова, высунул руку - и окаменел.
Это популярное место для походов выходного дня у местных жителей и "магическая точка силы", куда возят туристов положить монетку и загадать желание.
Выходим на перевал Ласпи.
Невдалеке проходит автомобильная дорога, там есть кафе, но мы решаем не спускаться к дороге.
На фото - вид сверху, с тропы на перевал, трассу и кафе.
А вот и первый информационный щит тропы. Фото сделано на телефон, поэтому качество не очень хорошее, уже смеркалось.
На щитах - а они встречаются довольно часто - указаны расстояние до ближайших достопримечательностей, расстояние до конца маршрута (Балаклавы), телефоны экстренных служб и координаты места, где мы находимся сейчас.
Мы шли по навигационной программе мапс.ми с заранее проложенным маршрутом, но на Севастопольской тропе смело можно идти без навигатора - не заблудишься.
Та часть маршрута, по которой прошли мы, уже маркированая, проходит по яйлам и вершинам гор вдоль моря.
Это очень зрелищная тропа со множеством выходов на смотровые площадки.
Однако, уже садилось солнце и пора было искать место для ночевки.
Мапс.ми показывает места, где другие туристы ставили палатки. А вот в навигации севастопольской тропы этот информационный момент отсутствует.
То ли предполагается, что все 130 км турист должен пройти безостановочно... что нереально. То ли временная недоработка, надеюсь, это момент будет учтен в будущем и исправлен.
Указать на информационном щите, сколько километров до ближайшей кемпинговой поляны - полезное подспорье для туристов-новичков, путешествующих без навигатора.
А уровень сложности тропы как раз новичковый.
Переночевав в ложбине между гор у какого-то заброшенного строения, на следующее утро мы свернули лагерь и двинулись в путь.
В этот день у нас стояла задача дойти до Балаклавы, до конца этого участка севастопольской тропы.
Смотровая площадка.
А вот здесь тропа проходит у подножья скал. Очень красиво и масштабно выглядит нависающая каменная стена.
Одно из плоскогорий является гигантским естественным вольером для кабанов. Тут они живут на свободе, роют землю в свое удовольствие.
Вольер площадью в несколько квадратных километров, не меньше, огражден металлической изгородью с калитками.
Замков нет - просто надо прикрывать за собой дверь, чтобы хрюкающие друзья не разбежались по всему полуострову.
С кабанами лицом к лицу мы не встретили, а вот следы их попадались постоянно.
В поисках пищи кабаны роют землю как электроплуги - рыхлят грунт как заправские дачники.
Постепенно тропа начинает терять высоту - мы спускаемся по ней все ближе к морю, но не выходим на берег, тропа продолжает виться в сторону Балаклавы, просто уже не по высокогорью.
Местами тропа широкая, как для проезда машиной - видимо, там много гоняют на квадроциклах. Местами узкая, но натоптанная и расчищенная.
Завалов сушняка, веток, камней не встречено.
Часто навигатор подсказывал нам более короткий путь и тогда мы немного "срезали" километраж по более дикой местности.
К вечеру второго дня прохождения по тропе вышли на финиш, в Балаклаву.
На прохождение участка от Фороса до Балаклавы (28 км) ушло два дня неторопливой ходьбы и одна ночевка.
Участок Форос-Ласпи еще не маркирован, это примерно 8 км. Участок Ласпи-Балаклава маркирован, 20 км.
Налегке, без палаток, тренированный человек может пройти за один день.
Заключение:
Большая севастопольская тропа - проект потрясающе интересный и нужный.
Из 130 км маршрута сейчас расчищено, промаркировано 20. Выставлены информационные щиты.
Порадовал хорошо информационно-наполненный сайт - например, раздел Достопримечательности -
https://bst-sev.ru/points?page=1Конечно, там перечислены не все достопримечательности маршрута - но уже есть от чего оттолкнуться, заинтересоваться - и приехать, и пройти.
Также добавляю трек маршрута, который можно скачать в смартфон и идти по нему -
https://www.gpsies.com/map.do?fileId=nkwdeqihpmurafhd При должной разбработке и информационной поддержке "Большая севастопольская тропа" имеет шанс стать столь же популярной, как знаменитая
Ликийская тропа. Известность Ликийской тропы началась с книги одной-единственной туристки, а теперь это один из лучших треккинговых маршрутов мира, ради которого в Турцию прилетают тысячи туристов в год.
Идея усиленно развивать, пропагандировать туризм с палатками, как не требующий ни больших финансовых затрат, ни особой физической подготовки (в случае подготовленных маршрутов) кажется мне очень правильной.
Начало положено - маркировка маршрута идет.
А как его популяризировать - ЖЖ, соцсети, публикации в СМИ в помощь.
Я лично с удовольствием прошла бы весь маршрут, все 130 км.
Надеюсь, у этого проекта будет большое будущее.