Сходили в поход выходного дня на Лысую и Могутовую горы.
По-моему, очень душевно.
Компания собралась отчасти постоянная, отчасти совершенно из новых людей, увидевших приглашение в интернете... Возраст участников от 5 до 70 лет, мне кажется))) Отлично и неспеша прогулялись, перекусили припасенными бутербродами, перезнакомились, кто еще незнаком. Я немного рассказала об истории местных гор, их легенды: Петров камень, утес Сталина, вот это всё.
Каждый раз, когда в поход с нами идут новые люди, кто-нибудь обязательно спрашивает: а зачем вы это делаете? собираете людей, ведете их, рассказываете, и все это бесплатно, зачем это вам? А я и не знаю, что ответить. Зачем? Да чтобы нескучно было. Жить ведь забавная штука. И в горах красиво.
Мои записи в ЖЖ в последнее время приобретают все больше стиль походного дневника, чем обращены к читателю.
Так что не удивляйтесь длинным цитатам, историческим справкам... Мне интересно не просто идти в поход, а знать, куда я иду.
Почему эта гора так называется? Что на ней было? Городище древних племен? А как оно выглядело? Поэтому каждому походу предшествует сбор историеской информации в интернете. И чтобы она не потерялась, я ее размещаю здесь. Если не любите читать многобукв - можно просто полистать фотки.
Итак, Самарская Лука - полуостров в излучине Волги. Единственный город на ней - Жигулевск. А это его окраина, некогда бывшее селом Моркваши, а теперь микрорайон. Частная застройка в основном. "Моркваши" на одном из финно-угорских языков означает «шумящая вода». Финно-угры считаются одними из коренных здешних народов, конкретно - мокшане.
А кстати название русского села Отважное, которое тоже поглотил Жигулевск, происходит не от слова «отвага» в смысле «удаль», а от слова «отвадить» в смысле «прогнать».
Наша группа сейчас на Лысой горе, ее мы покорили первой, т.к. она выше и более крутая.
К ведьминым шабашам Лысая гора отношения не имеет. Название получила потому, что обращенный к Волге склон порос густым лесом, а противоположный склон - лысый.
Примерно на середине западного склона находится утес Петров Камень - живописная скала с плоской вершиной. Как говорит народная молва, во время одного из своих путешествий по Волге на пути в Персию (поход 1722 года) Петр I посетил наши края и сделал остановку в селе Моркваши. Поднялся на Лысую гору и оставил на утесе собственноручную надпись: «1722. Шкипер Петр». Сейчас-то нет уже этой надписи, но проверять эту байку на Лысую гору лазил художник Илья Репин. Он написал в дневнике, что нашел следы Петрова автографа.
Другая достопримечательность Лысой горы - расположенные выше Петрова камня остатки древнего городища.
Примерно три тысячи лет назад на Самарской Луке жили племена так называемой "белогорской культуры". Предположительно, это были финно-угорские племена, предки мордвы - скорее всего европеоидного типа с чуточкой «монголоидинки». Недалеко от села Подгоры, в районе горы, очень похожей на Лысую, в свое время были найдены первые артефакты этой культуры - от «белой горы» и пошло ее условное название. Городищ - мест, где они жили - на Самарской Луке было найдено всего десять, и оказалось, что все они похожи: крутые скалистые горы недалеко от воды. Ученые предполагают, что сами поселки находились у подножия гор (здешнее, скорее всего, погребено под Морквашами), а наверху у них были укрепления - обычно три линии валов и рвов. С укрепленного гребня горы они сбрасывали на ползущих по ее склонам врагов камни, лили кипяток… Найти здесь сейчас черепок белогорской керамики, железный наконечник стрелы или золотую женскую сережку уже не получится - археологи давно все выкопали.
С Лысой горы видно Жигулевскую ГЭС им. Ленина, Комсомольский район города Тольятти на том берегу.
А на склоне горы есть еще одно интересное место - пещера. Зимой из нее идет теплый воздух и каменные стены обрастают инеем. Летом воздух кажется ледяным. А вот сейчас - осенью - воздухотока будто и нет вовсе. Сравнялись температуры подземелий и надземного мира.
За горой уже начинается закрытая территория Жигулевского заповедника имени Спрыгина, там бродят злые лесники и штрафуют туристов, туда мы не пойдем.
Спускаемся с Лысой горы на пляж Морквашей.
Сюда город Жигулевск выливает свои ливневые и частично канализационные воды, купаться здесь однозначно не стоит, но летом люди игнорируют это и плавают среди органики.
Наши дети-походники изучают внимательно воду.
Лысая гора, вид с пляжа. Вот по самому лысому склону, по ребру, и проходит тропа вверх.
А теперь мы поднимаемся на вторую гору, что стоит напротив Лысой - гору Могутовую.
В Жигулевске и Тольятти не сыщешь места, где не было лагерей. В районе нынешнего Жигулевского автовокзала был первый лагерь: 6-7 тысяч заключенных строили жилье и казармы для военных. Затем еще два лагерных подразделения, сейчас на их месте жилые дома и учреждения... Четвертый лагерь был на горе, где автобусный парк. Левее к Яблоневому оврагу был женский лагерь. Лагерь у Могутовой горы в Морквашах обслуживал ДОК. Где сейчас детская колония, был штрафной лагерь для злостных нарушителей: они работали в каменном карьере. Лагерь напротив ремзавода занимался в основном гражданским строительством. В общем, жилье, центр города, все стандартные сборнощитовые 8-квартирные дома, Дворец культуры - все это строили заключенные. И корпус, где сейчас расположена администрация Жигулевска.
ГЭС строили тоже заключенные.
А на утесе у гору Могутовой лицом к лагерям был нарисован портрет Сталина. Огромный, чтобы его было видно с теплоходов, идущих по Волге.
Впрочем, сейчас от него не осталось и следа.
Первым о портрете Сталина на Могутовой напомнил А. Солженицын. «Это было на Куйбышевской пересылке, в 1950 году. Пересылка располагалась в низине (из которой, однако, видны Жигулевские ворота Волги), а сразу над ней, обмыкая её с востока, шел высокий долгий травяной холм. Он был за зоной и выше зоны, а как к нему подходить извне - нам не было видно снизу. На нём редко кто и появлялся, иногда козы паслись, бегали дети. И вот как-то летним и пасмурным днем на круче появилась городская женщина. Приставив руку козырьком и чуть поводя, она стала рассматривать нашу зону сверху. На разных дворах у нас гуляло в это время три многолюдных камеры - и среди этих густых трех сотен обезличенных муравьев она хотела в пропасти увидеть своего! Надеялась ли она, что подскажет сердце? Ей, наверно, не дали свидания - и она взобралась на эту кучу. Её со дворов все заметили и все на неё смотрели. У нас, в котловине, не было ветра, а там наверху был изрядный. Он откидывал, трепал её длинное платье, жакет и волосы, выявляя всю ту любовь и тревогу, которые были в ней.Я думаю, что статуя такой женщины, именно там, на холме над пересылкой, и лицом к Жигулевским воротам, как она и стояла, могла бы хоть немного что-то объяснить нашим внукам. Ведь когда-нибудь же и в памятниках отобразится такая потайная, такая почти уже затерянная история нашего Архипелага! Мне, например, всегда рисуется еще один: где-то на Колыме, на высоте - огромнейший Сталин, такого размера, каким он сам бы мечтал себя видеть - с многометровыми усами, с оскалом лагерного к о м е н д а н т а, одной рукой натягивает вожжи, другою размахнулся кнутом стегать по упряжке - упряжке из сотен людей, запряженных по пятеро и тянущих лямки. На краю Чукотки около Берингова пролива это тоже бы очень выглядело. (Уже это было написано, когда я прочел "Барельеф на скале". Значит, что-то в этой идейке есть!.. Рассказывают, что на жигулевской горе Могутова, над Волгой, в километре от лагеря, тоже был масляными красками на скале нарисован для пароходов огромный Сталин.)»
«Живописному» Сталину выпало послужить комендантом лагерей не только для своих, для победителей, но и для побежденных.
Сначала на Самарской Луке в качестве трудармейцев оказались российские немцы, депортированные по небезызвестному распоряжению сталинского правительства от 24 апреля 1941 года. В 1944-м, когда началось освоение открытых в Жигулях запасов нефти, немцев Поволжья бросили на установку буровых и прокладку трубопроводов.
Основные же разработки нефтезалежей велись уже после войны. И тут уже не обошлось без военнопленных. Бывшие солдаты вермахта еще в 1949 году начинали строить федеральную трассу М-5 - от Москвы до Сызрани и через всю Самарскую Луку; это потом их сменили советские заключенные. Затем - дорогу от Отважного (будущий Жигулевск) до села Ширяева.
Когда точно и при каких обстоятельствах исчезла «картина маслом», неизвестно.
Зато сохранились свидетельства о том, как появилось это произведение монументальной живописи-иконописи на Могутке. По всему, родилось оно действительно в конце 1930-х. На Могутову приехали рабочие 42-го Куйбышевского завода, имени Масленикова. Скалу кирками стесали, откос подровняли, сделали смотровую площадку, а потом уже приехали художники самарские.
По склону и через вершину Могутовой горы тянется тропинка. Она проходит через весь гребень горы - а гора длинная, километра 3-4, и спускается к трассе М5. Часть группы решили пройти ее пешком до конца, а мы с детьми вернулись в Жигулевск и далее в Тольятти.
Как выяснилось, либо тропа заросла, либо товарищи ее не нашли. Надо будет сходить поискать.
(Кстати, столкнулась с тем, что детям сложно объяснить термин "политзаключенные". Люди, которых посадили в тюрьму за то, что они не любили вождя-президента-царя? Гм...).
Использованы материалы
статьи и
статьи.