Речь пойдет не о фактах, а про сознание. В 20-м веке из Истории России стерли упоминания о родственных связях немецким народом и с Германией. Четверть века лозунг «Убей немца» - был едва ли не частью официальной политики СССР. Немецкие черты: точность, педантичность - приобрели почти отрицательный оттенок. Как это повлияло на нас, и почему полезно знать настоящую историю...
Часто недоумевают: зачем нужно рыться в прошлом, дышать плесенью и нафталином?
Ведь прошлое - уже случилось. Надо смотреть не назад, а вперед.
Но дорогу в будущее прокладывают по урокам прошлого. Дорогу прокладывают оценки историков, политиков и СМИ - потому нормальный человек не задумывается, куда он идет.
Если дорогу проложили по слухам, ошибкам и вранью, может оказаться так, что общество (уверенным шагом) идет (извините) в задницу. Тогда нужно сойти с дороги, осмотреться и перевести дух. Возможно, неизбежность, неудачи, собственные глупости - это просто заблуждения. К примеру, не верные представления о прошлом вычеркнули из твоего сознания полезный пласт культуры, потеряв который - ты потерял важную опору для движения вперед. Даже дерево - без своих корней - не вырастет. А куда может вырасти человек?
"Внутренний немец"
В 20-м веке, а особенно в годы Отечественной войны - вспоминать «немецкое» стало можно только в отрицательном ключе. Эта странная «традиция» прижилась. Однако существует много фактов, которые говорят о других акцентах для немецких корней.
Историки избегают упоминать, что Первая мировая война стала первой войной русских с немцами за полтора века. Но и до того (с перерывом на семилетнюю войну и воцарение Петра III) два народа всегда были союзниками. Правители народов обычно были кузенами, а жены - родными сестрами. Немцы на территории Российской империи - жили рядом с русскими, хотя и не смешиваясь. А на территории современной Германии число славянских/ русских топонимов - едва ли не больше, нем собственно немецких.
Люди жили вместе, и имена «немец» и «русский» скорее относились к сословиям, чем к народам. «Немцами» называли инженерное и промышленное сословие - вообще, «русскими» - земледельцев. Немцами в большинстве своем была военная аристократия. "Русскими" называли купцов. На этих двух языках и их диалектах говорили повсеместно. В начале века все деятели Октябрьской революции - без посредников и переводчиков участвовали в революционном движении Германии.
Как же прошло «завоевание» немцами России, и почему следов этого завоевания нет в истории? Историю восстанавливают по конфликтам. Но если не было повода для конфликтов - то откуда взяться воспоминаниям?
Немцы принесли в Россию промышленные технологии, сделали дешевыми и доступными важнейшие для быта товары. К примеру, благодаря их мануфактурам, где выплавляли стальной листовой прокат - появилась обычная железная пила для раздела древесины. Которой не могло быть до того. Появились качественные, дешевые и доступные топоры и плуги. Появилась стальная лопата - вместо мотыги. Немецкие фабричные технологии - дали гвозди и проволоку. Эти товары намного повысили производительность труда, сделали дешевле и доступней важнейшие для жизни товары, еду и жилье.
Немецкие машины сделали возможным пароходное сообщение по рекам, благодаря чему стала подниматься торговля. Возникли регулярные поселения на торговых путях. Немецкая техника связана страну железными дорогами. Это сотрудничество развивалось и укреплялось весь 19-й век, потому что было выгодным для обоих народов. Когда налаживается жизнь - развивается и культура.
О близости двух культур говорит и то, чего нет в других языках. Казалось бы, абсолютно разные страны, народы, языки, а почти все русские идиомы имеют точные немецкие эквиваленты. И наоборот.
Конфликты, конечно, были. Но эти конфликты оценивались не через отношения немцев и русских. В социальной иерархии немцы были заметно выше, однако эту тему не поднимали. В запрете проглядывалась Высочайшая воля правящей семьи. Славянское население было понижено в правах относительно «титульных» народов не только в Германии, но и в Австро-Венгрии. Прусский парламент существовал уже в 1860-е годы, но его русский «брат» появился на полвека поздней. Почему? Потому что «прусских» институтов управления - хватало на две страны. Об этом неудобно вспоминать, но это совершенно обычное дело - при колониальной экспансии.
Петербург был центром немецкой экспансии. Столица была не столько русским, сколько немецким городом. Немецкая династия, вокруг Ингерманландия, немецкой была богатейшая провинция на Волге. По немецки говорили в Польше и Прибалтике, и хотя международный документооборот оставался на французском, а на латыни изучали науки… основным языком в университетах ведь тоже был немецкий. Много ли учебников математики и инженерного дела было издано до 20-го века?
Немцы были везде. Австрийцы, голландцы, датчане, шведы... Среди министров, промышленников, ученых до начала 20-го века - почти половина носила немецкие фамилии. Во главе русской армии были немцы, и русская армия вместе со своими генералами участвовала в европейских войнах Германии. Дети в гимназиях учились - походить на немцев. Городская культура Российской империи выросла на образах немецкой культуры, и жители городов походили больше на «немцев», чем на остальные 80% населения крестьянской Российской империи.
Какие еще признаки нужны, чтобы признать, что не было независимости, а был колониальный статус, где немку Екатерину - немцы-же управляющие цинично объявили для туземцев «матушкой-царицей». Германия была политическим лидером до мировой войны. У менее промышленно развитых в 19-м веке Британии и Франции были многочисленные колонии. А Германии (если быть честными перед самими собой) принадлежали лучшие колонии Африки, многочисленныt острова в Тихом океане - и вся Россия.
Обидно? Но не понимать полную правду - может оказаться вдвойне обидней. Можно возмущаться тем, что немцы оккупировали науку, что в составе академиков (истории) немцы составляли 95%, но обижаться - глупо. Лучше постараться увидеть в этом - то влияние на свою культуру, которую выдрали с корнем из крепкого и жизнестойкого организма. Но которая несомненно повлияла на развитие, здоровье и стойкость этого "организма".
Как это случается с близкими людьми, оба народа одновременно тянуло к друг другу и одновременно многое друг в друге отталкивало. Считается, что к 1914-му году Германия была абсолютной монархией, а Россия - конституционной. Но даже властительные кузены не ужились и зарубились между собой так, что в клочья развалились обе империи. Или все таки, одна Империя развалилась. Если считать колонию - частью метрополии. А русскую императорскую ветвь (где 63/64 по крови последнего царя составляли немцы)- считать частью немецкого императорского дома.
В России кипели философские споры по национальному вопросу. Западники, славянофилы, либералы, масоны, армия - спорили и не могли договориться. Но именно в этих спорах рождалась новое культурное направление. Одновременно (в самой Германии) вокруг понятий "народ, община, семья, личность" - прошло объединение Германии, возрождение немецкого языка и традиций, невиданный экономический рывок.
При Александре Третьем царизм предложил народу национальную идею: «Православие, самодержавие народность». Но в этой идее был элемент немецкой колониальной политики для "русских туземцев". Образованное общество тяготилось «немецкостью» правящего строя. Не принятие немецких моделей - было элементом принадлежности к (местной) образованной элите. В чем был успех масонских лож в России? Они отторгали официальную доктрину и искали решение национального вопроса - через отторжение «немецкости» и самодержавия. Через английские и французские связи. Именно эти анти-немецкие течения оказали ключевое влияние на Февральскую революцию 1917 года.
«Разворот» Александра III от либерализма в сторону национальной русской идентичности - не был чем-то исключительным. Подобный ренессанс национальных идей зазвучал в конце 19-го века по всей Европе от Японии - через Британию - до Америки. Немцы противопоставляли себя «дремучим» русским, беспечным французам, коварным британцам, надменным австрийцам, туповатым и агрессивным пруссакам. Так же, как Русская Идея получила подкрепление за счет общественного протеста против экспансии «онемечивания», бюрократизации, обезличивания социальных отношений. Не представленная во Власти интеллигенция - отрывалась в клубах и ложах.
Национализм - был «фишкой» Власти.
Разжигаемое Первым Интернационалом (со второй половины 19-го века) меж-классовое противостояние - несло опасность для европейских элит. Национализм гасил чувство классового протеста - об тех, кто говорил на другом языке и далеко жил. Для Власти и элиты межнациональное противостояние лучше, чем меж-классовое. Политику создают те, кто оплачивают музыку. Альтернативы национализму для Власти были еще хуже, о формах симбиоза тогда никто не задумывался. Элиты «вложились» в национализм - и всего через пару поколений, меньше полувека спустя - появились полноценные нации. Именно этот национальный вопрос взорвал и смел имперскую Европу в ходе Первой мировой войны.
Когда у дерева подрубают половину его корней - растет совсем другое дерево. Или не дерево совсем. Многие из социальных достижений русского и немецкого народа - удивительно похожи: общинный уклад в деревне, доступные и качественные образование и медицина, приницпы развития науки и технологий, традиции государственности, представления о справедливости и социальной ответственности Власти. Общие идеалы были основаны на совместной жизни. С возникновением противостояния между немцами и русскими - народы «шарахнуло» в сторону друг от друга. Опора исчезла. «Общие социальные технологии» растворились, и пострадавшие народы понесло «в разнос».
«Русская болезнь и немецкая революция//
Или немецкая болезнь и русская революция»?
Историки не любят вспоминать, что когда в Первую мировую войну русские воевали с немцами, за три года линия фронта почти не изменилась. На фронтах доходило до остервенения. Но еще чаще происходили братания солдат. Было немецкое наступление, но было и бегство от нежелания с ними воевать. А что насчет героического фольклора и легенд? Власть всегда будет их создавать - и всегда будут "художники" готовые за деньги создавать такой "фольклор". Причем - из лучших побуждений.
Брестский мир, русские территории и продукты - помогли Германии. Но войну она все равно проиграла. Разогретый ею же пожар русской революции - перекинулся обратно в Германию.
Уже не было проблемы голода и нехватки ресурсов в Германии. Но пламя русской революции загорелось по всей Германии. Ровно через год после Великого Октября - 8 ноября 1918 года революция взорвала Гамбург (и всю Германию). Парламенты всех немецких земель единодушно отказали Кайзеру в доверии, он был вынужден просить мира. Слабостью кайзера воспользовались банкиры и партии. Система обвалилась так же стремительно и неожиданно, как в России.
Ни один британский или французский солдат не пересек немецких границ, но Германия стала представлять собой лоскутное одеяло странных демилитаризованных территорий.
Черчилль требовал выдать и повесить кайзера. Но тут (опять) сплотились и возмутились немцы. Германская армия обеспечила ему безопасность. Кайзер отрекся и уехал в изгнание в северную Голландию.
В первые годы после революции связи с Германией оставались, но отношения стали неровными. Немцы раздражали. Вроде бы классово чуждые, вроде бы полезные, но... во главе страны оказался Коминтерн, странный над-колониальный институт, работавший на немецких социальных технологиях. Основным языком в Коминтерне был немецкий. И экономический подъем в советской экономике опирался на «немецкие» планы.
Ненависть к немецким корням где-то была огромной. Во времена Гражданской войны отряды Батьки Махно, к примеру, под корень вырезали многочисленных к началу 20-го века немецких колонистов Украинской степи. Связи Коминтерна с Германией были прочными. И только когда Коминтерна не стало, а потом Гитлер и война - в СССР возникла сильная стабильная антинемецкая истерия… Вспоминать немецкое добрым словом стало означать подрыв, сомнение, словом, готовый состав преступления.
В годы Великой Отечественной войны советские граждане в буквальном смысле пропитывались ненавистью против немцев. Люди "выжигали" внутри себя часть собственной культуры, которая была как-то связана с Германией и как-то походила на немецкую...
Свастика (еще не "нацистская")
на деньгах Временного правительства
и на знаках отличая Красной армии.
Но помимо «внешнего немца» существовал «внутренний немец», «немец внутри каждого».
Это не про того немца, который (в виде немецкой династии) уничтожал внутри страны любое сопротивление. А про того немца, который вел вперед экономику, создавал в России лучшие в мире науку, медицину и образование, строил передовые заводы, самые протяженные в мире железные дороги... про того "внутреннего немца", стерев которого внутри себя - мы потеряли часть самих себя.
"Убей немца!" - таким был главный пропагандистский лозунг в годы Великой Отечественной войны.
Лозунг появился в июле 1942 года «для активизации ненависти к противнику». Немного странно, что потребовалось 13 месяцев - для того, чтобы сформулировать этот тезис, а песня "Священная война" появилась уже в первые дни войны. Но такова легенда.
В основу лозунга легла фраза из стихотворения Константина Симонова «Убей его!» (18.07.1942) и статьи Ильи Эренбурга «Убей!» (24.07.1942). В антинемецких кампаниях принимали участие и другие советские писатели, поэты, художники. В советских газетах были созданы специальные рубрики (одно из названий «Убил ли ты сегодня немца?»), где публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения.
Эренбург: Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. Отныне слово «немец» разряжает ружьё. Не будем говорить. Не будем возмущаться. Будем убивать. Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьёт твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьёшь немца, немец убьёт тебя. Он возьмёт твоих [близких] и будет мучить их в своей окаянной Германии. Если ты не можешь убить немца пулей, убей немца штыком. Если на твоём участке затишье, если ты ждёшь боя, убей немца до боя. Если ты оставишь немца жить, немец повесит русского человека и опозорит русскую женщину. Если ты убил одного немца, убей другого - нет для нас ничего веселее немецких трупов. Не считай дней. Не считай вёрст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!
Зачем вспоминать про это?
Здесь про то, что было стерто в нас -
как это вычищали -
и что нам следовало бы знать о своих настоящих корнях...
По воспоминаниям Ильи Эренбурга, он хотел развеять существовавшие (у значительной части советских солдат) иллюзии о том, что, если «рассказать немецким рабочим и крестьянам правду, то они побросают оружие», что «миллионы [немецких] солдат идут в наступление только потому, что им грозит расстрел»:
"""""В начале войны у наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой. Это тоже было результатом воспитания… Помню тяжелый разговор на переднем крае с артиллеристами. Командир батареи получил приказ открыть огонь по шоссе. Бойцы не двинулись с места. Я вышел из себя, назвал их трусами. Один мне ответил: «Нельзя только и делать, что палить по дороге, а потом отходить, нужно подпустить немцев поближе, попытаться объяснить им, что пора образумиться, восстать против Гитлера, и мы им в этом поможем». Другие сочувственно поддакивали. Молодой и на вид смышленый паренек говорил: «А в кого мы стреляем? В рабочих и крестьян. Они считают, что мы против них, мы им не даем выхода…»
Я должен был предупредить наших бойцов, что тщетно рассчитывать на классовую солидарность немецких рабочих, на то, что у солдат Гитлера заговорит совесть, не время искать в наступающей вражеской армии «добрых немцев», отдавая на смерть наши города и села. Я писал: «Убей немца!»"""
В послевоенной немецкой прессе Эренбурга часто изображали идеологом уничтожения немецкого народа, призывавшим к поголовному истреблению немцев. У нас считается, что его высказывания вырывались из контекста и обычно не очень точно переводятся.... Потому что Эренбург в те годы был официальным лицом не только советских писателей, но и всего советского государства. И для достижения трудной Победы путем величайшего напряжения внутренних сил - надо было растопить в каждом человеке животные инстинкты.
В те годы это, конечно, было важно. Но потом, когда война кончилась, те черты, которые были связаны с немцами: дисциплина, ответственность, трудолюбие, педантичность - полностью не вернулись.
Однако намного важней - не про немцев...
Сравните выжигание связей с немцами - с выжиганием социалистических идей - в горбачево-ельцинскую "перестройку". В годы «ельцинской де-коммунизации» жители России похожим образом выжигали внутри себя - почти все, что было связано с коммунистической идеологией, и практически потеряли то ценное, что дали нам полвека существования СССР.
При Ельцине произошла похожая странная культурная революция.
Идеалы социальной справедливости, умеренного потребления, стирания межклассовых границ родом из СССР - стали вызывать усмешки. Тезисы про ответственность и обязательства Власти - перед народом - были осмеяны и похерены. Правящая хунта отдала (близким к власти) мародерам экономическое достояние, которые было построено за несколько десятилетий общего труда нескольких поколений. Важнейшие мысли философов прошлых веков про равенство всех граждан перед законом - были растоптаны при молчаливом одобрении «новых элит».
Выводы?
наверно в том, что нужно раскопать в себе не только "внутреннего немца".
Разбудить - ту часть своей культуры, которая сделала нас одними из лучших.
Чтобы кто-то со стороны не закопал нас самих.
Вернемся в 1920-е и 1940-е.
Часть собственной культуры у каждого из народов неожиданно оказалась «связанной с врагом», и была скомпрометирована. Из-за политики, истерии СМИ и бытовой неприязни в обоих народах были стерты части общего наследия. На опустевшее место вылезли разного рода «сублиманты» и химеры массовой культуры.
Немцы мучаются без русской «задушевности». От избыточных границ - при полете мысли. А русские потеряли среди своих архетипов педантичного немецкого инженера, жесткого, но компетентного справедливого лидера.
Это место заняли разухабистые (но бестолковые) балаболы-харизматики с киевским и днепропетровским прошлым. С хорошими, но - с другими традициями, иными принципами выживания, другой системой ценностей. Где в цене сиюминутные выгоды, где плохо ценятся наука, культура и образование.
Когда в конце 1930-х в СССР закончился интернационализм, прусско-немецкий след в истории России стал еле заметным. А после войны - окончательно затерся. А этой «ниточкой» держались за Российскую империю - Финляндия и Прибалтика… И исчезли немецкие корни, забылось общее прошлое - и цепляться Прибалтике дальше оказалось не за что…
Поминать об общих корнях не любили потому что русские и немцы стали не «теми».
Однако в русском сознании остались «немцы внутри». Внутренние немцы. Спящие в каждом русском. Это сохранившееся влияние - тех, кто столетиями жили рядом. Чьи ремесленные технологии три века назад сделали доступными едва ли не для каждой деревенской семьи - топор, пилу, лопату. Благодаря которым люди смогли переселиться и жить в странах с холодным климатом. На чем возникла и поднялась русская деревенская культура. И вместе с ней - города, дороги, заводы. Традиции ремесленной и заводской культуры. Через сделанные из немецкой фанеры - русские музыкальные инструменты и сделанные на немецких токарных станках - складные куклы-матрешки.
Возможно, осознание в себе немецкой основы, этакого немецкого «костяка» сделает его носителей крепче, надежней, педантичней. «Немецкая сборка» машины делает даже ее владельца - уверенней и умней. И когда свой «Внутренний немец» проснется, он будет авторитетом - даже для «немцев внешних»…
Оглавление книги -
http://radmirkilmatov.livejournal.com/74440.html