Надо им дать новую картину своего предмета. Такую, какую они никогда не видели. Чтобы смотреть вокруг новым «измененным» взглядом.
Современные учебники - это увы... Школьное образование - это только про выгорание учителей и откаты чиновников с ремонтов и учебников. Но детей это не должно касаться. Ребенка можно «зажечь» идеей, что если поменять учителя и метод обучения - он сможет доказать, что не он тупой, а «лажает», извините, система. Только так...
С развитием общества изменился способ мыслить. Сегодня не только у детей, а у людей вообще- более «клиповое» мышление, более глубокая (но совсем короткая по времени) концентрация. За счет смартфонов мы все иначе живем, эмоционально более опустошены, и как вампиры, мы требуем постоянной «развлекающей» подпитки из Сети. Новое поколение тоже иначе думает, по-другому принимает важные решения. У них другие герои, другие «образцы поведения». Это не лучше- не хуже. Это просто «совсем не мы».
Детям нужны другие методики, новые «шаблоны», новые ориентиры. За счет тех же смартфонов их мозги развиты «вширь». У них больше информации, они быстрей думают, но в их головах много свободного места...
Вот с таким мыслями у меня начался новый учебный год. После четверти века работы на выдающихся московских (еще раз извините) педерастов - скромный провинциальный репетитор английского. Но надо отрабатывать «карму».
На первом уроке я спрашиваю: почему именно английский стал международным языком? Потому что это самый простой и примитивный язык. Сравните с русским. В английском нет склонения у существительных, прилагательных, местоимений и числительных, нет спряжения у глаголов. В английском нет родов, минимальные артикли, у слов почти нет окончаний. Сильно упрощенная (по сравнению с немцами) грамматика.
Одно жесткое условие: порядок слов в предложении. Предложения бывают четырех типов: утверждение, отрицание, вопрос, просьба. И для каждого возможен только один (зато простой!) порядок слов. То есть, надо понимать, где подлежащее, сказуемое... Потому на самых первых уроках ты повторяешь с детьми грамматику РУССКОГО языка. Детям надо поверить, что знания, которые им вдолбили несколькими годами раньше - не бесполезный шлак. Они имеют смысл - при изучении иностранного языка.
Основное неудобство английского - это дебильное произношение. Слова пишутся и произносятся по-разному. Потому против каждого слова у ребенка в голове должно быть две «ячейки»: как слово произносится и как пишется. У меня каждое слово подсознательно существует в форме его написания латинскими буквами: «тханк йоу веры муцх». Русский человек так запоминает. Но этого не понимают авторы школьных учебников, которые исключили из учебников транскрипцию.
В третьих, мы гордимся краткостью русского мата. Но у англичан все слова короче русских. Соответственно, у них выше уровень экспрессии. Помогайте себе интонацией и учитесь «считывать» интонацию в чужой речи. Применяйте ту интонацию, которая есть в русском «артистическом» языке. Если поблагодарите собеседника с неправильной интонацией - он, скорее, решит, что вы его «послали».
Каждый год мы начинаем уроки с того, что вспоминаем цифры, потом на эту базу «натягиваем» дни, годы, температуры, сравнительные прилагательные (теплее- холоднее, выше- ниже...) Ребенок должен осознанно «защебетать» на английском. Если он увидит свой прогресс и успехи - у него повысится мотивация.
Затем, «внутри» английского существует несколько разных языков: бытовой, официальный, литературный, профессиональные. Она объединены общей грамматикой и словарем. Если вы знаете грамматику и 1500 слов, то на бытовом уровне будете эффективны на 90%, на официальном - на 75%. Вот эту базу и должна давать школьная программа. А когда учебник дает школьникам слова «тротуар и пешеход», «каркать и мяукать»... Которые я за годы общения и жизни за рубежом ни разу не употреблял, да и слышал только пару раз - зачем такие, извините, учебники?
Не надо понимать все слова, которые вам скажут. Англичане сами не понимают всего, что слышат. Именно потому англичане на 70% считывают информацию с собеседника по тому, как он выглядит. На 20% по тому «КАК» он говорит и только на 10% с того, «ЧТО» он говорит. В русском языке информацию получают иначе. Потому мы настолько разные. Если встретили непонятное слово - не заморачивайтесь, пропустите. Неизвестные слова часто отражают эмоции, а не передают информацию. Если слово важное, его повторят, и вы его поймете из контекста. А если этого слова больше не скажут, оно случайное - и хрен с ним.
Седьмое... Английские времена не равны русским. Английское настоящее завершенное время - по-русски это прошедшее время. Русское будущее время по-английски часто оказывается настоящим (is going). Надо учить настраивать свой мозг «по-английски». И это надо объяснять ребенку СТРОГО по-русски. Если в учебнике про это ни слова, а школьный учитель загружен 6-7 уроками каждый день - до ученика эта важная логика не дойдет.
Восьмое. Что бы ни говорили учебники, в английском предложении обычно на первом месте стоит совсем не Подлежащее. А то, что можно назвать «важным обстоятельством». Оно уходит в самый конец предложения в вопросе и при отрицании. Но в утвердительном предложении именно обстоятельства начинают предложение. То есть, даже формулу английского предложения учебники дают не правильно.
Сказуемое в английском предложении - это (обычно) вспомогательные и смысловой глагол. Вспомогательных глаголов всего четыре (do/ have/ be/ will). Из-за того, что глаголы не имеют суффиксов, именно вспомогательный глагол указывает на время и характер действия (прошедшее/ настоящее/ будущее и простое/ длительное/ завершенное). Эти глаголы позволяют понять «басурманскую логику». В них просто разобраться, и эти глаголы станут главными союзниками твоего ученика.
Важно - надо учиться английскому на слух. Это учит вести внутренний диалог «про себя». Слова и выражения ложатся в правильные участки твоей памяти. Это учит автоматическому переводу. И именно этого в школьной программе вообще нет. Лучше всего это достигается аудиокнигами на упрощенном уровне для обучающихся. Одну и ту же часть надо слушать несколько раз, вначале с книгой, потом без, добиваясь прогресса в понимании текста. Концентрации хватает на 3-5 минут? Подели аудио-книги на записи такой длины - и не ной.
Учебники иностранного языка написаны полвека назад стариками для таких же, как они, стариков. Книги отражают традицию, но «Потребитель» стал другим. И мышление «носителей» отличается от мышления «обучающихся».
Программы обучения следует менять. Дети учат языки пониманием шаблонов, а не тупой зубрежкой. Если шаблоны сформированы в детском возрасте - они прочней. Шаблоны должны быть простыми и понятными.
Анекдот - знаете зачем на входе в каждую школу установлена охрана? Чтобы оградить директора школы от недовольных родителей. Школа за качество образования не отвечает. Учителей заставляют прочесть курс и отчитаться. К качеству подобной «услуги» - много претензий, которые тупо некому предъявить. Такая же Невидимая рука рынка уже почти уничтожила российскую науку, промышленность и медицину.
Можно затевать любые программы повышения рождаемости, но если школа «топит» детей в лени и тупости - то управляющие средним образованием ничем не лучше, извините, «вражеских диверсантов».
Плохо, когда старшеклассники по факту не знают таблицу умножения. Их надо натаскивать и на это. Обучать приемам быстрого и устного счета. Когда дети задают репетитору английского вопросы по физике и математике - значит, они не получают в школе ни необходимых знаний - ни нужной поддержки. Именно математика и иностранный язык лучше всего развивают детское мышление.
Российское среднее образование почти уничтожено. Недавно замам министра обороны предъявлено обвинение в организации преступного сообщества... В Системе Российского среднего образования - ситуация не намного веселее. Сегодняшняя средняя школа у меня в провинции - это больше система «дневной передержки» детей, пока родители работают.
Если бы я был педагогом с дипломом, наверно, я бы дорожил профессией - и тоже молчал «в тряпочку». Наверно, потому трезвый независимый взгляд на Систему может дать только человек «немного со стороны». Товарищи родители, если вы сами не займетесь образованием своих детей - им никто не займется.