Оказывается, четыре года назад Софи Лорен снялась в фильме своего сына. Первый раз за десять лет. За эту роль она получила премию лучшей итальянской актрисе. В седьмой раз и через 60 лет после «первого раза».
Этот фильм («Вся жизнь впереди») прошел в России незаметно. Главный герой - малолетний сенегалец наркодилер. Персонаж Софи Лорен - старая проститутка. Еще один заметный персонаж - проститутка трансвестит. Короче, фильм «не вписался» в повестку ковидной России 2020 года, и прошел у нас незамеченным.
Совершенно зря. Потому что «исходный материал» фильма - потрясающая повесть французского писателя Эмиля Ажара. Рассказ от лица арабского сироты, живущего в полной нищете и ночующего в пансионе для детей проституток - у постепенно впадающей в маразм 60-летней еврейки.
Старушка прошла через немецкие лагеря, ее здоровье рассыпается. Мальчик, как может, ухаживает за ней, чтобы не быть отданным в детдом. Он совсем не помнит своей матери, улица сделала его грубым, и все тепло, которое в нем может быть, он отдает своей воспитательнице.
Авторы фильма перенесли действие из Парижа 1970-х годов в итальянский Бари 2010-х и сделали араба- сенегальцем. Эмигрантская нищета, африканцы, арабы, проститутки, сутенеры, в общем, фон, на котором происходит действие, уже сам по себе интересен.
У 11 летнего мальчика (от лица которого написана книга) необычный язык: громоздкие фразы, повторы, преувеличения, страхи... но герою симпатизируешь, сопереживаешь, веришь. Никогда до того человек по имени «Мухаммед» не вызывал во мне столько теплоты. Я как то взял книгу с собой в отпуск. Друзья, брутальные пацаны, захлебывались соплями над этой книгой.
Пара сотен страниц делает героя взрослее на пару лет. Вместе с ним на новый уровень переходит и читатель. Тот случай, когда грязь из книги, проходит по сознанию «антисептиком», не липнет, а ты становишься чище. Книга не для дороги. Слезы, сопли (в большом количестве) и очищающий катарсис гарантированы.
Мир сегодня таков, что лет десять назад учительницу в РФ пытались привлечь за совращение детей - потому что она рекомендовала эту книгу ученикам. Тот редкий случай, когда судебная система спасла хорошего человека.
Французский фильм 1977 года «Вся жизнь впереди» получил Сезара, Золотой Глобус и Оскара (за лучший иностранный фильм). Вторая экранизация оказалась лучше.
У романа «Все впереди» любопытная история... Первые шесть лет ее автором считался Эмиль Ажар. А потом автором стал Ромен Гари, дядя номинального автора. Оказалось, что этого племянника никогда не существовало. Его придумал Ромен Гари, чтобы посмеяться над своими критиками.
Ромен Гари - русский еврей (8 мая 1914 - 2 декабря 1980). После революции мать с сыном десять лет скиталась по Восточной Европе, пока не осели во Франции. Роман Касев поступил в летную школу, закончил, но летчиком стать не смог: «недостаточно француз».
Началась вторая мировая, Роману пришлось покинуть Францию: профашистское правительство пересматривало акты о предоставлении гражданства и высылало мигрантов в концлагеря. Через Марокко ему удалось добраться до Британии. За годы Второй мировой несколько раз был ранен. Когда война закончилась, Гари по числу наград входил в 30 главных военных героев своей страны. После войны пошел на дипломатическую службу: друг де Голля, Болгария, Швейцария, Британия, Штаты, принадлежность к богеме...
В 1944 году Гари написал свою первую книгу. Потом еще несколько, вошел в число лучших писателей 20-го века. Считал себя частью русской культуры, но… французским писателем.
Хотя в середине 50-х Гари получил Гонкуровскую премию, критики продолжали утверждать, что Гари - плохой писатель:
«знает семь языков, боюсь в их число не входит французский»,
«рожденный в Москве и получивший французское гражданство авиатор, которому военные подвиги заменили благородное происхождение»,
«не нашел гуманистических ценностей в собственном происхождении и пристал туда, где их нашел»,
«сражался за Францию, но не владеет французским языком»… и прочее
Критики не принимали Романа Гари. Но в начале 70-х во французской литературе засветила звезда Эмиля Ажара, племянника Гари. Ажар опубликовал два романа.
За его вторую книгу «Вся жизнь впереди» Ажару дали Гонкуровскую премию. Эта премия дается на государственные деньги. Дается один раз. И Гари, строго говоря, нарушил французские законы. Государственное бабло, чиновник, нельзя так откровенно нарушать Законы. Но это - отдельная тема. Отказываться от премии писатель не стал. Раскрывать свое авторство - тем более.
Учитывая родство Гари и Ажара, некоторые подозревали участие Гари в романах Ажара. Но бесспорная гениальность книг Ажара - снимала любые подозрения. Два года, два романа, премия, постоянные сравнения с дядей (не в пользу Романа Гари, которому было уже 60 лет и который продолжал писать под своим именем).
Отношения племянника и его дяди складывались тяжело: Эмиль Ажар был шизоидом, затворником, не выходил из психушек, счета за лечение оплачивал Гари… с другой стороны - примерно так выглядит нормальная французская семья.
«Псевдо» 1978. Третья из книг Ажара.
«Личный дневник» Ажара, который десять лет не может выйти из дурдома, вышел через два года после второй книги. Ажар и правда болен: каждая описываемая им «история» постепенно переходит в бред. Понять, где происходит этот переход от правды к вымыслу - не возможно.
На одном из главных мест в книге оказался «дядя-Гари», которого Ажар искренне ненавидит и подозревает во всех смертных грехах. Сейчас это воспринимается или как гениальное описание борьбы автора со своим «вторым я», или как противопоставление реальности вымыслу, или как запутывание следов. Тема взаимоотношений со «вторым я» - довольно сложна. Тут Гари был неподражаем. Описывать безумие может только очень здоровый человек.
В 1979 году кончает собой бывшая жена Гари. А в конце 1980го Гари стреляется сам. Еще через полгода стало известно, что писатель Эмиль Ажар - мистификация. Ажара никогда не существовало. Его иногда «изображали» друзья писателя. А Гари не стал открывать секрет, чтобы избежать судебного преследования.
Критики были публично унижены: подсказки оказались рассыпаны по книгам.
_____________________
Именно эта книга 4 года назад была экранизирована сыном Софи Лорен. И его мать гениально сыграла в фильме одну из двух главных ролей.
Прошу прощения за то, что рассказал о авторе книги больше, чем о сюжете фильма. Фильм стоит посмотреть, так как возможно, что это один из лучших фильмов 21 века.
90 лет Софи Лорен. Жаль что для этого возраста не пишут хороших ролей. Бывают люди, которые с возрастом не становятся хуже.
Пересмотрите «Чочару» (1960), где партнером Лорен был молодой Бельмондо. За эту роль она получила свою первую национальную премию. И оказалась первой иностранкой, взявшей Оскара за лучшую женскую роль.