Слово старика. Клюква на асфальте

Dec 16, 2023 11:38


После того, как я стал подрабатывать репетитором, научился смотреть на мир глазами детей. И вот «Слово пацана...» Сразу скажу, сериал про детей - не только для взрослых. Сериал про 14-летних обязательно будут смотреть их ровесники. Тем более, что даже до меня дошла массовая реклама сериала в «детских» пабликах. Так что бы ни говорили создатели сериала - это детское кино.

Там героизация криминала. Почему? Потому что дети впитывают окружающий мир и копируют его героев. Девушкам нравятся плохие пацаны. Они уже вовсю романтизируют героев сериала. Мальчики (даже поневоле) будут подстраиваться под такие ожидания. Эстетика криминала - действует просто: рассказать о запретном плоде. Оправдать в частном случае, сделать объектом дискуссии, заинтересовать... Это работает так же, как с наркоманией, суицидом и ЛГБ.

Посмотрел все восемь серий. Знаю, что авторы сейчас переснимают финальный эпизод. Но мне оказался больше интересен не результат, а мотив. Что хотели сказать авторы, чего ожидали - и чего испугались.

Первое впечатление - отвратительный сценарий. Сюжетные линии вокруг главных героев напоминают плохое индийское кино. Во-вторых, все представители власти выглядят ублюдками. Комсомол показан такой же бандой, только под государственной крышей, и намного более циничной. Что является правдой, но на 5-10%. И такой «взгляд» в детском кино в военное время - это диверсия в духе пропаганды Геббельса.



Выжившие герои кажутся едва ли не невинно пострадавшими (а куда им было деться - во всем виноваты старшие!) На порядок преувеличен безнадежно- мрачный советский быт, чтобы молодой зритель не слышал вопли старшего поколения про достоинства СССР. Школа показана хуже, чем сегодняшний концлагерь по оболваниванию детей, который по традиции до сих пор называют «средней школой». Хер с ним, что такое снимают - кто-то же ЭТО финансирует...

У политического руководства страны существуют (формальные и негласные) договоренности с культурной элитой. Благодаря этому финансируются сериалы, теле и радио-траффик, институты подготовки кадров, объекты культурного значения. Все это плотно сидит на бюджете. Редкие «рыночные» механизмы в этом секторе опираются на раздутую капитализацию, за которую, по факту, платят гос.банки, оказываясь акционерами «студий» с сомнительной миллиардной капитализацией. Даже заказчик сериала, фонд под управлением менеджеров Газпрома и Северстали - нельзя считать независимым от Власти. Где цензура, где контроль? Люди не понимают, что финансируют, и получают деньги по-прежнему? Ну и ну...

Выход подобного сериала означает, что культурная элита незатейливо отказала государству в лояльности. Но с другой стороны - это прекрасно объясняет, почему большинство культурной элиты сбежало, а часть оставшихся исполняет функции более характерные для диверсантов.

Криминал существует в любом обществе. Но существуют границы, которые общество не должно переходить. Главная - его пропаганда, особенно на детскую аудиторию. Эта ошибка достаточно дорого обошлась моему поколению.

Не хочется оказаться хунвейбином и призывать к культурной революции, но кто-то должен высказаться в защиту детей. Все ведь просто - я хотел бы состариться уважаемым пенсионером в процветающей стране. А кто-то (явно или по дурости) работает на наше будущее среди нищебродов в криминальном гетто. К сожалению, надо не молчать, а отвечать и купировать уже случившийся вред. Тот случай, когда миром договориться - увы, невозможно.

Previous post Next post
Up