Давным-давно, 15 лет назад я работал на уважаемых московских жуликов. Опыт жизни в «восьмидесятые», «девяностые», «нулевые» и т.д. дает забавные истории... Тогда в России как раз научились производить 95-й и 98-й бензин. Обратной стороной технологического прогресса стала сера. Добываемая в Сибири и особенно в Поволжье нефть более сернистая, чем ее основной конкурент на мировых рынках - нефть арабская. И мои работодатели столкнулись с проблемой сбыта кристаллической («модифицированной») серы. Это был ненужный и нежелательный отход производства. Ее оказалось неприлично много. Куда ее деть?
Изучались рынки ее потребления. Оказалось, что добавление такой серы в асфальтный битум широко применяется в странах Северной Европы. Сера увеличивает срок службы дорожного покрытия, морозостойкость, износоустойчивость, химически инертна... Короче, мы стали предлагать свой товар производителям асфальта. Проработали пару месяцев - и нашу группу «прикрыли». Потребителям такой «товар» оказался не нужен. Более того - мы наступили на несколько чужих «бизнесов». Основные «откаты» на уровне регионов осуществляются именно на дорожных работах. Мы могли помешать самим строителям, которые зарабатывают не на стройке, а на бесконечных ремонтах. Мы могли помешать региональным чиновникам («федералы» пользуются банковскими схемами).
Короче, вредным оказался проект для российского общества. Судя по тому, как сегодня делаются (и ремонтируются) дороги в стране - ничего не поменялось.
Потом случился кризис 2008. К чему вспоминать про плесень и нафталин давних времен? С того времени я слежу за дорожными работами. И как таджикский мальчик в детской песочнице я автоматически оцениваю длину дороги, толщину покрытия, «кубаж», стоимость щебня, количество работ... Пары минут обычно хватает, чтобы оценить, сколько «оно» стоит, и сколько здесь можно «распилить». Это не уникальная способность. Так умеют все экономисты. Просто, в каждой отрасли есть свой профессиональный кодекс: «про что на людях говорить можно, а про что - извините». Хорошие дороги не нужны, прежде всего, их строителям. Они зарабатывают на ремонтах.
Когда Медведев через пару лет поменял Лужкова на Собянина, и тот стал закладывать Москву плиткой - не все оценили этот анекдот по достоинству.
К слову, плохие дороги - по-русски не всегда плохо. Часто это самый лучшее проявление заботы чиновников о людях. Попробуйте, разгонитесь на обычной провинциальной дороге. Плохие дороги останавливают скоростное безумие и проводят жесткий само-отсев среди водителей. Короче, у каждого свой бизнес. Кому-то нравится работать инженером, а кому-то - извините, пидарасом. Если общество это терпит - куда ты со своим ебальником в чужой калашный ряд?
Но когда часами стоишь в пробке на ежегодно закрывающемся летом мосту через Чусовую... А ближайший мост через 100 км... Когда дорожные строители несколько месяцев возводят двусторонние бордюрные тротуары в деревнях (при их отсутствии в черте города), причем, без дренажа (здравствуйте, лужи!) с сужением проездной части, с переходами с одной стороны - на другую (пригородный траффик!) А что происходит с дорожными знаками? Сплошная полоса сопровождается четырьмя одинаковыми запрещающими знаками («Обгон запрещен!» «Запрещен» «Еще раз запрещен...». «Я не помню, запрещал ли я обгон?») Когда знаки нарушают законы математики («Чусовой 25. через два метра «Чусовой 26») - поневоле задаешься вопросами. В чужой бизнес нельзя совать свой длинный нос. Но там работают такие феерические идиоты, что отсутствие мозгов в дорожной отрасли стало слишком заметно...
Такого количества дорожного строительства здесь никогда не было. Причем, не востребованного населением... без контроля местной Думы, затянутых во времени и создающих населению, скорее, проблемы. Сколько тротуаров было построено - а сколько переложено? сколько месяцев на дорогах сияли дыры, и сколько продлится «ремонт»? Кто ЭТО контролировал? почему в городе управляют не городские власти? Что за хуйня происходит вокруг управления моим городом?
Таким же образом городу навязали компанию «Т+». Компанию теплоснабжения с однозначной репутацией и такой историей - за которую нормальные компании не выживают. Жуть, когда город трудовой славы - становится центром бюджетных распилов.
К чему я вспомнил старую историю про то, как одна русская проблема не может решить другую. Проблема дураков и дорог - в том, что если проблема дорог не решается - надо обязательно менять дурака. Или «дурака» надо искать на пару позиций выше.