В августе 98-го грянул кризис. Наш банк повалился.
В конце того года мне приказали уволить сотрудников, я логично уволился и сам. Работы не было несколько месяцев, и когда старый работодатель предложил командировку на ревизию в Бакинском офисе - не раздумывал.
Есть анекдот в тему. «Я сегодня девушку от изнасилования спас. - Как? - Уговорил». Возглавляя финансовое управление крупной компании, я умудрялся не командовать. Убеждал, уговаривал… спасал… Слушал собеседника, разбирался сам, находил интересные для оппонента темы, помогал в них. Показывал собеседнику на продолжение его интересов, перспективы вопроса, убеждал, что мое решение находится в его интересах. Словом, работал через мотивацию: когда человек работает на доверии и «в охотку», он все делает лучше. Нет… «манипуляция» - это когда человек делает что-то против своих интересов.
Я работал между финансами и бухгалтерией, и научился понимать бизнес до винтика. Как? Наверно, благодаря тому, что у меня не было права подписи. Но я был весь - как служба внутреннего контроля. Параллельно мы проводили схемы в духе «девяностых», на 10 лет как оказалось, опережая методы их поимки, при полном одобрении международных консультантов. Словом, шут, министр и полкан - на одном поводке.
Задач было много.
Не просто много,а очень много.
Налогосберегающих, налого-лавирующих, налого-избегающих.
Белых, черных, серых.
У всех - свои нюансы и мотивы. Незадолго до тех времен в стране стали выходить книги про американских гангстеров, криминальный мир, детективы… Там были подсказки: интересные сценарии, возможности для мошенничества. Это было забавно и интересно, я смотрел на бизнес логикой инженера, чтобы вынимать полезное, работало надежно и не сломалось. За полезность мне прощали чудаковатое отношение к делу.
Работа позволила изучить «изнутри» регистрационный и депозитарный бизнес, банковское дело, продажи клиентам, инвестиции, анализ акций, право, менеджмент и мотивацию. Зарплаты, системы мотивации, отчетность, контроль, иностранные консультанты, расследование мошенничества тех же брокеров, консалтинг по «эксклюзивным» темам…
На стыке разных профессий есть много «участков», которые малопонятны со стороны - и где всегда есть вопросы. Даже премии, откаты и взятки шли сами-собой…
Не являясь банковским работником, я часто попадал и впросак в том, что было традициями. Лет десять мне вспоминали, как на переговоры о покупке банка я пришел в Seiko, кроссовках, джинсах с бесцеремонной само-презентацией в духе 90-х «купить вас». Но молодой человек часто ценен именно тем, что сображает шире, плохо понимая, что можно, а что нельзя.
Самолет вышел на взлетную полосу, начал разгоняться, но движок стал плеваться и пилот не смог подняться… Хорошо, что сломались до того, как взлетели.
Рейс перенесли на утро. Мы сели с руководством играть карты. Игры делятся на две категории: те, где больше значения имеет удача, и те, где больше значит умение игрока.
Хозяин всегда выбирал игры «без мозга» - и хотя переживал, но казалось, вообще не думал над игрой. Так бывает с теми, кто живет эмоциями. Так играют, когда очень хотят понравиться, либо репетируют это состояние перед тем, как войти в «образ». Или мозг тренируется в чем-то другом, оценивая противников.
Бакинский бизнес состоял в том, что завели деньги, купили офис, накупили местных ваучеров и… дела зависли. Рынок не стоял - не падал, не рожал, не телился. Приватизация вроде шла, но вроде и нет… местный офис ничего не делал, раздувал щеки, слал отчеты о «вот-вот готовности» к чему-то великому. Но в регионах, когда нет свободы принятия решений - иначе обычно не работают...
Способность сформировать быстрое компетентное и конкретное мнение о компании по ее отчетности - у меня появилась, после того как я несколько лет сводил в уме белую и черную бухгалтерию.
На работу можно смотреть по разному. Ты должен увидеть правду, тебя к ней не подпускают. Врут, подвирают, используя элементы игры, регби, войны, искусства. Что делать, когда оппонент-бухгалтер имеет в «конфу» свой стиль?
Полушутя, можно объяснить так: есть стиль козы - это осторожно и педантично, с паниками по поводу и без. Панику, всегда можно направить и усилить, тогда козы начнут рассказывать.
Есть стиль совы - все точно, профессионализм, деловая хватка и владение предметом - не дает проникнуть в «гнездо». Но такого главбуха вскрывают умными вопросами, увидев родственную душу сова раскрывается, и коллеге может выболтать почти все.
Есть кошачий стиль. Там, где включают лесть, обаяние, комплименты, создают зону комфорта. Там разные уловки и стратегии, но могут быть последствия.
Есть стиль собаки - где не положено, ничего не знаю, и только по-простому, с разрешения и в присутствии директора. Эти ценят время хозяина… если точно представить дело таким образом, идут навстречу сразу.
Есть стиль крысы. Человека, который делает все, как надо. И как не правильно - никогда не сделает. Но сравни приказы его начальника - с тем котом, который, когда делать нечего… путь к нему - задеть его представления о справедливости.
Шуток про разных бухгалтеров я знал много. И к реальным отчетам и цифрам доходил всегда быстро.
Морис развлекал директора, а я сел за чужой компьютер и посмотрел внутрь.... Там же стал на ходу давать поручения - такие, которые было невозможно понять иначе. Дойдя до реальных цифр, сразу понял, что всеми активами в Баку были их же собственные расходы - напротив планов будущей прибыли.
Экспрессионизм.
Голяк…
Ню…
причем, не Рубенс, а чтобы было понятней… Пикассо.
Сейчас сравнил бы такого «ревизора», с доктором Хаусом, который смотрел в сальдовую ведомость и препарировал управляющего, живого, без наркоза, с пронизывающей вежливостью и почти садистской конкретностью.Без боли, собирая самые интимные анализы…
Профессионал не может быть садистом…
Компетентный цинизм не обижает, а обезоруживает.
Бакинскому «Кон Фу» - проходить проверки больше века.
Их техника испытанная и надежная: ревизора на встрече с самолета поили и кормили - до того состояния, что единственный способ у того выжить с утра - был начать опохмеляться прямо за завтраком.
Какая кухня,
какие закуски и пропускал. Но держался два вечера.
Управляющий был за гранью истерики. Проверкой командовал Морис. Он ничего не понимал в бухгалтерии, но руководителем направления в банке был именно он - потому его печень отбивалась за двоих. Но там все было справедливо: кто проверку организовал, тот за нее расплачивался…
Выслушал пару сотен упреков в пренебрежении, неуважении, оскорблении, нагнетании, индивидуальном, национальном, не понимании, бестактности, мы собрали нужные бумаги.
После этого на третий день - мог расслабиться. В этот вечер Морис был уже зеленый, теперь он мог пить умеренней, не отзываясь на каждый тост. Когда за столом всем хорошо - от этого всем только хорошо.
Сопротивляться традициям сложно - и я ужрался в г…
Местный офис стал точно счастливей.
И не только потому что мне показалось.
Они верили: их Конфу сработало…
На утро Морис выглядел, так, что выпить пришлось уже за завтраком. И не только потому, что надо было снять жалость. Попросив подготовить еще документы, я просто спросил, когда можно купить билеты в Москву. Через четыре часа ради такого дела задержали вылет самолета, и нас посадили в самолет.
Думаю, желание от нас избавиться могло снизить время вылета и до двух часов. Но в тот же день в столицу возвращался Гейдар Алиев… И мы успели выпить еще немного в аэропорту. За дружбу. Что такое полтора часа для прощания хорошей компании. За друзей, за Баку, за Азербайджан, за нас, за русских, за татар, за грамотно пьющих братьев- мусульман…
На нетвердых ногах, с мутным взглядом, поддерживая равновесие огромными коробками ручной клади, в виде гостинцев местной зелени и фруктов в каждой руке, мы вернулись в Москву.
На следующий день докладываем, что случай клинический. Алкоголь не только убивает мозг, но и расширяет сознание. А после нескоьких вечеров пьяных базаров про менеджмент - оценки даются особенно циничные. Бизнес конечно, всегда требует расходов. Но настоящий бизнес еще и требует действий. Рядовой менеджер всегда ничего не делает, никогда не идет на предпринимательский риск. Не умеет, всего боится. Но - когда он красиво поет! Как он поет!!
Доклад заканчивался выводом, что возможно, только такой менеджмент и может быть на данной стадии бизнеса. И в том восточном колорите. Местный рынок глубоко убыточен. Если пойдут процессы, когда начнут проводить приватизацию и сравнивать капитализацию, он окажется на уровне самых современных «понтов». И только за возможность таких понтов там сами будут приплачивать. Мы нарисовали стервятнические схемы работы. Но те меры, которые проводили иностранцы и считались нормальными в Москве - там, в Баку так и не провели и не позволили. И офис в Баку пережил головной офис с Москве...
Так, может быть, «бакинское конфу» в отличие от русского - действительно лучше работает?
Слушая наши соображения. выводы и шутки, хозяин только улыбался.
Чем больше и старше бизнес, чем больше он состоит в надувании щек. И за косметику надо платить. Правила приходится соблюдать. Будем по ним играть с учетом того, что стали понимать.
Московский бизнес рос, он поднимался вверх. Вокруг все больше появлялись мошенники, продавцы воздуха, мозговдувы... Любой человек собирает вокруг - похожих на себя. Человек, всегда становится похож на рынок, где себя продает. Можно построить вокруг себя бизнес, а можно - собрать только то, на что он похож.
Через неделю меня вознесло в начальники службы внутреннего контроля. Как? Цинизм и мазохим. Ведь сам понимал, что в банки стекаются «не сливки», и я работаю, по большому счету, говном, «говном в квадрате» и говном в кубе. Мое персональное «конфу» превратилось в опускание окружающих. Работа всегда ведет к трансформации личности. Остановить загнивание позволяет только непробиваемость и здоровый цинизм.
Если постоянно находишься в цинизме, это отравляет, и так работать нельзя. Нельзя жить с не обустроенным внутренним миром. Но - с другой стороны, благодаря ежедневному выживанию в токсичной среде, ты растешь, мозг становится более изворотливым, развивается предвидение. Человек учится быть (в хорошем смысле) тупым и непробиваемым.
"Конфу" продолжалось…