Небольшие зарисовки из поездки по Европе осенью этого года.

Jan 17, 2011 23:11

Зарисовка номер три. Европа. Дороги.

 

Недавно совершенно незаметно прошло первое десятилетие моего первого вояжа за границу за рулём автомобиля. С тех пор много воды утекло и эту десятилетку я откатал по всей Северной Европе и слегка по Южной, не затронув пока страны бывшей СЭВ (за исключением Польши) и Испанию с Италией (кхм… ну и в Лихтенштейне не был пока).
В прошлой своей поездке мы пересекли пять стран, чтобы добраться до шестой. Так что об этих странах и начну рассказ.

Для начала несколько общих моментов:

Перед поездкой. Разработка маршрута.

Если во время самой поездки неоценимую помощь в прокладывании маршрута будет оказывать навигатор (см. ниже), то до поездки весьма желательно просмотреть весь маршрут по карте, прикинув общий километраж на перегон и, самое главное, время, которое будет на него потрачено (учитывая промежуточные стоянки на отдых и на осмотр достопримечательностей, если оные будут встречаться по пути). Мне в этом деле помощь уже лет пять оказывает сайт www.viamichelin.com. Сейчас, наверное, есть и другие, но я к Мишлену привык, тем более, что он выдаёт всю требуемую информацию: километраж, время, стоимость затраченного бензина; плюс варианты дорог: рекомендуемая, самая короткая (которая не всегда может быть и самой быстрой), самая быстрая (опять-таки - зачастую не самая короткая по протяжённости) и самая живописная. Ну и вдобавок можно получить детальный итинерарий, который можно распечатать и взять с собой (хотя если есть навигатор, это будет лишней предосторожностью, наверное).



До поездки. Страховка.

Про Зеленую карту всяк, кто собрался за границу на авто должен был слышать. Не знаю про Беларусь, а в Калининграде Зеленые карты продаются на каждой заправке по пути к погранпереходу (только в рабочее время). Возможно, у поляков будет кантор (см. ниже) прямо на границе (т.е. на самом погранпереходе), и полис можно будет купить в нём. Это дешевле, чем покупать в России (в РФ страховка на 2 недели стоит 1600 р., у поляков - на месяц за 1100 р.), но можно проколоться, а без страховки в Польшу не пустят, даже если кантор будет стоять сразу за забором погранперехода. Раньше пускали, но сейчас чего-то режим ужесточили и такая халява больше не проходит. Если ехать из Москвы, то самые дешевые зеленые карты продавала компания ERGO. Кстати, чтобы не говорили продавцы зеленых карт, нет необходимости вписывать всех водителей в полис. Полис даётся на машину, а не на водителей.

В поездке. Прокладка маршрута.

Здесь и к гадалке ходить не надо. Небольшая коробочка с экраном под названием «навигатор», приклеивающаяся с помощью присоски к лобовому стеклу, способна «чудеса творить», т.е. сильно облегчить жизнь автопутешественнику, особенно при езде в городах, где ориентирование по обычной бумажной карте требует присутствия «штурмана», который будет подсказывать на каком повороте и куда повернуть, чтобы добраться до нужного места. А так, даже если вдруг нечаянно проехали свой поворот, навигатор моментально просчитает новый путь и в конце концов выведет туда, куда нужно. Да и на трассе он тоже не бесполезен (если, например, надо к ближайшей заправке побыстрее добраться).

Моё лично «до свидания» бумажным картам произошло три года назад поздним вечером в Германии в районе Дуйсбурга, когда мы искали нужный съезд с автобана к отелю, а когда его нашли, оказалось, что он на ремонте и нужно было ехать маршрутами объезда (весь трагизм ситуации заключался в том, что указателей съезда в нужный район города не было, т.к. весь участок автобана был в состоянии ремонта). На следующий день, первое, что я сделал, это пошел в магазин электроники и купил навигатор. С тех пор у меня прошла головная боль в части прокладывания маршрута в пути.

Впрочем, справедливости ради надо заметить и следующее: навигатор всё-таки машина, и в чём-то машина тупая, т.е. вывести-то она вас выведет, но просчитает обязательно кратчайшую дорогу, невзирая на «снег и дождь», т.е. на фактическое состояние дороги и климатически-осадковое положение в целом. Как-то в горах она завела нас «напрямки» на просёлочную дорогу, а была оттепель после мороза и снега. В общем, наше авто не смогло забраться на уклон, и пришлось возвращаться и ехать в объезд по долине, который составил-то всего 5 км. Т.е., поехав сразу в объезд, мы бы потеряли всего-то пару минут, а из-за попытки срезать путь мы потеряли полчаса. Так что слепо доверяться навигатору всё же не надо.

Ну и, совершенно на всякий случай, бумажная карта в бардачке не помешает. По ней, по крайней мере, весьма удобно просматривать и обсуждать весь маршрут в целом, что на маленьком экране навигатора (по сравнению с обычной дорожной картой любой экран навигатора может считаться маленьким) будет делать весьма неудобно.

И еще одна вещь, о которой стоит упомянуть. Не знаю, как у Гармина и прочих производителей, а на ТомТоме обновление карт платное. Вся западная Европа стоит (по состоянию на 2010 год) где-то 75 евро. Однакож, у меня ощущение в реальной потребности в обновлении карт появилось только в Польше (о чём ниже), так что обновлять или не обновлять, решайте сами.

Итак, теперь о странах:

Страна №1. Польша.

Что сказать, если едешь в Западную Европу, мимо Польши вряд ли проедешь. Хочешь-не хочешь, а Ржечь Посполиту Польску пересекать придётся. Тут и наступает проблема номер раз, а именно: в Польше очень мало скоростных автодорог (которые в дальнейшем я будут называть «автобаны»). Все дороги в Польше обычные, двуполосные, плюс, что сильно напрягает, все они идут через города, городки и деревни, так что разогнаться до официально разрешенных 90 км/ч удаётся редко, т.к. «только ты выехал из одной деревни, вот она уже другая через 100 метров». Поэтому 450 км из Калининграда до немецко-польской границы меньше чем за 8-9 часов редко удаётся проехать. Мы всегда закладываем не менее 10 часов на пересечение Польши, причем стараемся проехать по ней в ночное время, когда машин на дорогах становится меньше, полиция засыпает, а разрешенная скорость по городу повышается на 10 км/ч (ограничение скорости в городе: с 5 утра до 11 вечера - 50 км/ч, а с 11 вечера до 5 утра - 60 км/ч). Впрочем, сейчас Польша активно строит автобаны и ситуация понемногу выправляется в лучшую сторону. Однако, новые польские автобаны зачастую делаются платными (но сколько стоить, сказать не могу, т.к. на нашем пути в Европу такие не попадались еще). Да, из-за активного дорожного строительства лучше иметь актуальные карты на навигаторе, либо купить свежую бумажную карту на заправке, т.к. может случиться, что прошлогодняя карта уже успела устареть.

Про движение в целом и знаки можно отметить следующее:


1.       Табличка с названием города имеет только информационную функцию. Главный знак, после которого действует ограничение скорости в городе, выглядит как силуэт города на белом фоне. Зачастую эти оба знака вешают на один и тот же столб, либо ограничительный знак находится в 100-200 метрах за знаком с названием города.

2.       В  городах движение организовано в основном через перекрёстки с круговым движением (т.н.  «ронды»).  Преимущество имеет тот, кто на круге.

3.       Если попадётся четырёхполосная дорога, то все должны ехать в правой полосе, занимая левую только для обгона/опережения. Постоянно двигаться в левой полосе - моветон.

4.       Следите за знаком, на котором написано «KONTROLA RADAROWA», либо нарисован значок камеры. Это значит, что впереди точно стоит фоторадар. К нему лучше относиться серьёзно. Штрафы за превышение скорости весьма существенные.

5.       Во время движения на машине всегда и везде должен быть включён ближний свет.

О полицейских с радарами и вообще о гайцах польских у меня конкретики нет, т.к. обычно они уже спят, когда мы пересекаем Польшу, но пару слов о нарушениях сказать могу. Не знаю, плохо это или хорошо (смотря с какой стороны посмотреть), но с польскими полицейскими можно (по крайней мере можно было) договариваться и даже торговаться (кроме «черной полиции», хотя я не знаю, останавливают ли они обычных автотуристов). Всёж-таки поляки - это «братья-славяне», хоть и в шенгене, со всеми вытекающими отсюда особенностями общения. Обычно, если их цель заработать самим - они сами подскажут, что, мол «если у пана есть пенёнзы/злоты», то можно решить дело на месте. С другой стороны можно попробовать взять их на жалость, мол «чтож пан делает, последнее отбирает, у меня в салоне жена и дети» и т.п. «сказки». Обычно бывает возможно скостить сумму штрафа, если штраф несерьёзный. У меня самого был курьёзный случай, когда мы сговорились на 25 злотых (моя сказка была именно про то, что денег нет), а у меня оказалось только бумажка в 50 злотых. Так полицейский дал 25 злотых сдачи (!). Добрый и честный человек, что и говорить. Впрочем, оговорюсь, мой личный опыт общения с польскими полицейскими относится к началу 2000-х годов, т.к. с тех пор предпочитаю правила не нарушать (да и большинство полицейских фоторадарами заменили). Однакож, то, что ситуация, наверное не изменилась, может говорить случай с «ВОХРом» (ездят на похоже раскрашенных машинах, как и у полиции, только название у них не Policja, а…. в общем у меня на клавиатуре таких букв нет, но прочитать можно как «Страж Места»). Эти сотрудники в основном занимаются штрафами за неправильную парковку (может и другим чем, но я их видел исключительно с блокираторами «наперевес»). Так вот, ежели они вас застукали, вполне можно (если они того сами захотят) откупиться на месте, иначе поставят блокиратор на колесо и придётся ехать пешком к ним в офис, чтобы платить штраф (что чревато потерей времени, которого не так, чтобы сильно много, когда путешествуешь на машине). Так вот, с машиной друзей приключилась такая конфузия, и вроде уже откупились, но подвалил какой-то лишний народ и эти «Стражи» дело до конца не довели, видно испугавшись свидетелей, так что пришлось ехать платить штраф официально. Но факт наличия неофициальных переговоров остался.

В Польше можно общаться на русском. Это даже лучше будет, чем на английском и прочих языках. Польский и русский весьма похожи (хоть и совершенно различны), и вполне можно догадаться, что тебе скажет поляк, будь то в ресторации, на заправке или ежели дорогу будете спрашивать. Не забывайте только при обращении употреблять слово «пан», если к мужчине, и «пани», если к женщине, например: «Может пан подсказать дорогу до Торуни?».

Ежели решили остановиться в Польше на ночлег, по пути можно достаточно легко найти либо zajazd, либо wolne pokoje (ближе к Германии часто пишут Zimmer Frei),  либо pensjonat, в которых можно переночевать за небольшие деньги. Фактически, заязд - это мотель, вольне покои - частный сектор (комнаты внаём), а пенсьонат - небольшая гостиница. По ценам, к сожалению не сориентирую, т.к. не ночевал в Польше уже лет 5. Но по тем ценам помнится, что двухкомнатный номер стоил в районе 900-1500 рублей (за номер).

Напоследок небольшой словарик полезных польских слов (что знал, написал по-польски, остальное - как звучит):

Stacja Paliw (стацья палив) - автозаправка;

Straz Graniczny (страж граничны) - пограничник;

Celnik (целник) - таможенник, celna (целна) - таможня;

Kantor (кантор) - валютообменный пункт, плюс могут продавать Зелёные карты;

Uwaga (увага) - внимание.

Zajazd, wolne pokoje, pensjonat - мотель, комнаты внаём, пансионат.

Полис убезпечьнёвый - страховой полис. Убезпеченье - страховка.

Рондо - перекрёсток с круговым движением. Указание дороги может выглядеть так: «до першей ронды и направо, затем до другей ронды и налево, затем целуй час просто».

«Целуй час просто» - всё время прямо.

Комурка или телефон комурковый - мобильник.

Пенёнзы - деньги.

Продолжение следует…




дороги, польша, европа, автопутешествие, автомобиль

Previous post Next post
Up