Зарисовка номер один. Лихтенштейг. Швейцария. Фотоярмарка.
Всё-таки хорошо, что Швецария вступила в шенгенское соглашение. Иначе, чтобы доехать до Лазурного берега Франции, нам пришлось бы делать большой крюк через Австрию или Францию. А так - практически напрямую через Альпы шмыг, и вот оно, ласковое Средиземное море.
Так вот, заранее зная, что мы будем проезжать Швейцарию, я не поленился, открыл в браузере эту:
http://www.antiquewoodcameras.com/shows.htm, замечательную страничку и обнаружил, что как раз недалече (буквально «два лаптя по карте») и в нужное время будет проходить ежегодная всешвейцарская
фотоярмарка в городе
Лихтенштейг (не путать с государством Лихтенштейн, до которого в сторону сотня километров), на которой обещалось наличие кучи всяческих вкусностей фотоонанистического толка (это я так поначалу думал, вспоминая Бьевр).
В общем, грех было не заехать, поэтому мы и свернули со швейцарского автобана и поехали по просёлочным дорогам в этот самый Лихтенштейг. Кстати, кто катался в Европах на собственном (арендованном) авто, тот понимает, что «просёлочный» - это не щебень с гравием, а ровненький асфальт совсем без колеи и даже без ям. Особенно в Швейцарии.
Странно, но в интернете я нашел совсем мало упоминаний об этой фотоярмарке, хотя их сайт утверждает, что буквально «весь» город сдаётся на откуп фотолюбителям и фотоколлекционерам, что рисовало в воображении целые горы аппаратов, объективов и прочих аксессуаров фотографической направленности.
Как оказалось, насчет «всего города» организаторы не соврали, не упомянув, впрочем, о размерах самого города, который состоит, фактически, из «двух улиц и трёх переулков».
В целом, ярмарка оставляет приятное впечатление. Всё чисто, в отличие от Бьевра, ничего не лежит прямо на земле, всё на столиках. Все вежливые, продавцы в основном пенсионного возраста. Что же касается обнаруженного «сортамента», то, на мой взгляд, место это всё же для тех «одержимых», кому надо что-то из периода «золотого века фотографии» (т.е. 1960-1970 годы). Здесь было много зеркалок, хороших и разных, много объективов к тем же зеркалкам, вплоть до современных (это которые «на цифру»). Достаточно много различных аксессуаров, от какой-то пластиковой фигни до лейкавитов. Были и лотки с фотоальбомами. Кое-что наличествовало и коллекционерского толка. Впрочем, дагерротипов и подобных вещей я не видел, но зато встретил продавца древностей, которого видел в Бьевре (тот самый набор из 4 или 5 апланатов различного размера он так и не продал). В целом, к моему сожалению, я обнаружил всего пару столов с фотопродукцией производства XIX века. Да и более новой большеформатной техники на ярмарке почти не было.
И самое главное, о чём следовало помнить, - это всё-таки Швейцария, несмотря на то, что продавцы были из разных стран: французы, немцы, сами швейцарцы (хотя как их от тех же немце-французов отличить) и всякие «новонатовские» восточноевропейцы. Швейцария - это страна, в которой простой сэндвич стоит 8 долларов. Т.е. цены на всё это фотографическое богатство были высокие по умолчанию. Я не утверждаю, что абсолютно всё было дорогим, но впечатление создавалось именно такое.
No-name Пецваль (судя по всему - из проектора) форматом где-то на 4х5, не больше, продавался за 250 франков (читай - долларов США) и продавец не торговался. Какой-то старый шкальник типа простой Ретины - 80-100 франков. Но больше всего меня убило, когда я нашел старый наглазник (eye cap) для моей 35мм Минольты, причем не оригинальный, а производства Hama. Продавец просил за эту резиновую финтюльку, внимание, 16,5 франков и еще удивился, когда я сказал, что это дороговато будет!
Впрочем, как говорится - «кто ищет, тот всегда найдёт». На другом конце улицы я нашел почти такой же наглазник, только no-name, всего за 3 франка. Ну и заодно купил за 30 евро на развале «уникальный объектив» для моей Экзактовской коллекции (уникальный - потому что это какой-то форматный Тессар, сидящий на самопальном адаптере с экзактовским байонетом, т.е вещь в самом деле существующая в единственном числе). Продавец (какой-то румын), опять-таки отказался торговаться вообще, хотя уже начинал паковать вещи. Странно, в Бьевре под конец ярмарки можно было сбить процентов 20-30 от первоначальной цены. Может это швейцарский воздух такой, неторговабельный?
И под конец, что бы уж совсем «пустым» из Лихтенштейга не уезжать, я купил за 4 франка старый
Kodak Brownie No.2, да еще и с роликом отснятой Agfa Isopan SS внутри (которую предстоит еще проявить по методу
Эмира Шабашвили). Как раз на такой случай я захватил несколько рулонов 120-й плёнки и потом несколько раз использовал Брауни по его прямому функционалу, хотя у него от старости вечно выпадало зеркальце из бриллиантного видоискателя. Но «старичок», видно, вспомнил молодость, и ни разу меня не подвел в плане съёмки (о чём рассказ впереди).
Как общий вывод из всего полученного «швейцарско-фотоярмарочного» опыта могу сказать следующее: специально я бы на эту ярмарку не ездил, т.к. в сравнении с Бьевром она выглядит
совсем невыигрышно, да и добираться до неё тяжеловато будет, ежели не на машине (это вам не из Парижа за полчаса на электричке). Так что Франция пока «рулит»! Ну а заглянуть по пути - это ведь всегда можно.
That's all folks!