Click to view
Когда внезапно возникает
Ещё неясный голос труб,
Слова, как ястребы ночные,
Срываются с горячих губ.
Мелодия, как дождь случайный,
Гремит и бродит меж людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
В года разлук, в года смятений,
Когда свинцовые дожди
Лупили так по нашим спинам,
Что снисхождения не жди.
И командиры все охрипли,
Тогда командовал людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Кларнет пробит, труба помята,
Фагот, как старый посох стёрт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как чёрт.
Флейтист, как юный князь изящен,
И в вечном сговоре с людьми
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.
Булат Окуджава... Я выросла на его песнях. До сих пор у нас хранятся пластинки, оставшиеся с тех доисторических до МР3-ных времен, когда прослушивание любимой музыки было ритуалом. Когда открывался проигрыватель (или бобинный магнитофон), из красивого большого конверта вытаскивалась пластинка, укладывалась на вертящийся круг, на нее опускалась игла, и волшебство начиналось... Когда к старшим сестрам приходили друзья, я любила пристраиваться где-то рядом за столом, "греть уши" и даже иногда участвовать во взрослых разговорах. В то время настоящее было понятно и логично, а будущее - светло и определенно. Хотя на самом деле, как выяснилось позже, оно было "темно и неясно". Но я рада, что в моем подростковом сознании камертоном звучал хрипловатый голос Окуджавы, и что я не всегда и не совсем понимая даже смысл песен, прониклась их магией.
Сегодня, после чтения всех репортажей о происходящем в Москве, я вдруг вспомнила эту песню. Мне кажется она гораздо больше подходит для понимания нашего сегодня, чем "Мы хотим перемен!" Потому что, она не привязана ни к какому времени. Цоевский хит, хоть и тоже хорош, и по его собственным словам, вовсе не про политику, все же накрепко связан в нашем сознании с перестройкой. А "Надежды маленький оркестрик" - вне времени. Ars longa, vita brevis. И как всякое великое произведение искусства - она есть источник силы. Силы, способной упорядочить хаос. Все вздор - вся эта камарилья у власти со всеми ОМОНами и дубинами. Самое главное, это внутреннее ощущение силы и правоты, и силы от правоты у народа "поднимающегося с колен", правда, совсем не в том смысле, который вкладывали в это выражение идеологи режима. Именно поэтому эту песню я назвала бы гимном новой России, которая рождается сейчас, в этот момент, под "свинцовыми дождями" среди смятений и гражданских бурь.