В начале июля я с юзером
makaka153 и нашей дочкой ездили отдыхать в Эстонию. Одним из пунктов программы было посещение музея сланцевой шахты в Кохтла-Ярве. Горючий сланец является единственным энергетическим сырьем в Эстонии, зато пласт его (толщиной около 3-х метров) залегает почти под всей страной на глубинах от 8 до 150 метров. В советское время сланец использовался и как химическое сырье, но сейчас это производство остановлено. Сланец служит топливом для двух тепловых электростанций, расположеных около Нарвы. Добыча необходимого количества топлива происходит в четырех карьерах, а при СССР шахт и карьеров было в четыре раза больше. Одна из закрытых в 2001 году шахт и стала музеем.
Подезжая к Кохтла-Ярве можно видеть горы, имеющие искуственное происхождение. Это отвалы пустой породы (известняка), побочного продукта добычи сланца.
Когда мы зашли в здание шахтоуправления, нам сказали, что русскоговорящий гид освободится минут через 20 и мы пошли осматривать окрестности.
Мы увидели сооружение, в котором осуществлялось обогащение сланца (удаление пустой породы) и погрузка в вагоны. Рельсы уже разобраны, но общее представление получить можно.
Правее виднелся отвал пустой породы, покрывающийся молодым лесом, а рядом с ним ковш от экскаватора с соседнего карьера. Сам экскаватор уже в металлоломе.
Осмотрев ковш, мы вернулись в музей, купили билеты и прошли в гардероб. Там на полках лежали каски, на вешалках висела спецодежда. Выбрав подходящее по размеру и одев спецуху, мы прошли к месту выдачи шахтерских ламп. На фото групповое зарядное устройство.
Музей, в отличии от настоящей шахты, освещен. Лампа нужна только для большего "погружения" в работу шахтера. Аккумулятор весьма увесистый.
В спецухе и с лампой мы стали похожи на этого товарища, стоявшего на входе в музей.
Спустившись по лестнице на глубину 8 метров, мы вошли в мрачное, влажное и прохладное (7 градусов) подземелье. Под ногами были сырые доски (это настил для экскурсантов, раньше их не было), на уровне моей головы висели провода (250 вольт постоянного тока) электропоезда.
Гид, работавший на этой шахте мастером, стал рассказывать про устройство шахты и про работу шахтеров. Мы прошли по штреку (тоннелю) до забоя и посмотрели, как осуществлялась проходка. В начале сверлятся шурфы. Я подержал в руках свекрлильную машину и включил ее с буром длиной1,5 метра. Увесистая (25 кг) штука и сильно вибрирует при работе.
На заднем плане гид. Когда шурф пробурен, в него закладывается заряд вызрывчатки и огнепроводный шнур. Выглядит это так.
Взрывать гид не стал (это муляж), зато следующую операцию продемонстрировал. После взрыва образуется колотая порода, для ее уборки и погрузки в вагонетки служит специальная машина. Она похожа на снегоуборщик моего детства по прозвищу "ХАП", но ниже, крепче и на гусеницах. Гид включил погрузчик, и он с грохотом стал махать лапами и ползать на гусеницах.
А для выравнивания пола и стен штрека служит вот такая зубастая пила.
Это все были подготовительные операции. Основную добычу дает шахтный комбайн. Своим зубастым колесом он вгрызается в пласт и грузит добычу на ленточный транспортер. А транспортер выносит ее на поверхность. Как это происходит, мы то же увидели.
А чтоб на него не обрушился потолок, используется гидравлическая крепь.
Далее был наиболее зрелищный элемент экскурсии - поездка на "шахтерском экспрессе". Это пассажирский поезд с электровозом и очень маленькими вагончиками. Я влез с трудом.
На поезде мы приехали к месту разгрузки вагонеток - опрокидывателю. Машинист поезда подает в него две вагонетки, оператор нажимает на кнопку и содержимое вагонеток высыпается на ленточный транспортер для подъема на поверхность. Потом поезд сдвигается на две вагонетки и процесс повторяется. Вагонетки при этом не расцепляются.
Рядом висели замечательные плакаты по технике безопасности.
Смысл этого плаката понятен, перед включением опрокидывателя необходимо об этом громко проорать. А вот другой плокат не очевиден. По словам гида я был первым посетителем, правильно объяснившим, что именно запрещено.
Рядом с опрокидывателем я заметил странную картинку.
В шахте было еще одно интересное транспортное средство.
На этих великах ездили подрывники и возили заряды к забою. К сожалению велики были неисправными, я бы покатался.
Встретился нам и особопрочный телефон, сильно похожий на аналогичный аппарат на ВМФ.
На этом экскурсия подошла к концу, осталось только вымыть обувь.
Мы поднялись на поверхность, поблагодарили гида и стали снимать спецодежду. А гид повел в шахту группу школьников.
Получив представление о тяжелом шахтерском труде, мы поехали в гостиницу.