Кот. Возможно, учёный. По крайней мере, выглядит, как кот с дипломом.
Итак, напомню, после озера мы отправились в центр Переславля. Прошлись по Крепостному валу, осмотрели местные архитектурные достопримечательности в виде учебных заведений и культовых сооружений.
Проголодались и зашли в ресторацию Golden Ring, которая привлекла нас местным, то есть переславским пивом. В ассортименте были представлены стаут, бланш, бок, крик, лагер и чешское темное. Всё - местного изготовления. Бланш и крик я не пробовал, потому что не люблю, а вот остальному отдал должное - вкусно. Еда тоже была хороша. Ценник - московский. Обслуживание вежливое, душевное, но неторопливое. Жена, правда, взяла итальянское красное сухое вино, которое, впрочем, тоже оказалось неплохим.
После чего мы отправились в гостевой дом, а на следующее утро нас ждал Синий камень.
Если вкратце, то это - культовый объект языческих времен, причем как именно поклонялись ему, какие ритуалы отправляли, какой легендой разукрашивали и какой силой его наделяли племена мерян, которые жили тут до славян, а потом и поселившиеся здесь дохристианские славяне, неизвестно. Но уже при христианизации региона местные жители продолжали приходить к Камню на дохристианские праздники, невзирая на недовольство, а то и категорический запрет отцов православной церкви в лице настоятелей местных монастырей.
Понятное дело, что данное противостояние не могло остаться без последствий - в 17-м веке церковь предприняла активные действия против идолища поганого. Для начала его зарыли. Но то ли закопали нерадиво, то ли благодаря водной эрозии, но спустя некоторое время камень вновь оказался на поверхности.
В конце 18-го века Камень решили использовать для фундамента строящейся неподалёку церкви. Водрузили эту 12-тонную дуру на сани (что там ваши фараоны с пирамидами!) и повезли по льду Плещеева озера. Но лед такой тяжести не выдержал, и сани с камнем провалились, утонув на глубине полутора метров.
Дальше начинается мистика. Спустя 70 лет камень каким-то образом вновь оказывается на суше, чуть севернее прежнего местонахождения. Тема эта очень жарко обсуждалась в местной прессе. Сошлись на том, что опять природа постаралась - торосы, ураганы и движение льдов.
И да, камень - Синий по причине того, что в мокром виде он якобы меняет цвет с серого на синеватый. Проверили, намочили. Ну, да.. вроде бы меняет. Но мне кажется, что большинство камней - Синие по этому признаку.
Камню просто так, видимо, лежать скучно. И потому последние годы он неторопливо уходит под землю - если сорок лет назад его высота составляла почти средний человеческий рост, то сейчас - примерно по колено. Как раз, чтобы присесть и загадать желание.
Ответственный момент!
А небо над камнем такое, будто все желания уже исполнены.
К Камню ведут специальные мостки.
Приезжающий к Синему камню народ традиционно не только насиживает желания, но и оставляет монеты. Всё правильно - в вопросах исполнения желаний халява не приветствуется.
Посидев и заплатив Камню, мы отправились к Никитскому мужскому монастырю.
Монастырь - один из древнейших в России, считается что он был основан в 1010-м году.
Здесь нас ожидал сюрприз - в честь пасхальной недели трудники монастыря провели нас на колокольню.
Надвратная колокольня, куда нас повели.
Подъем нелёгок - лестница крутая, узкая, хлипкая, балки и перекрытия расположены низко и норовят дать по голове. Мне - дали.
Трудник Александр не просто сам исполнил при нас некое колокольное произведение, но и дал позвонить всем желающим.
Желающие позвонили.
Никитский монастырь был, что называется , любимчиком у царя Ивана Грозного. Он повелел укрепить его стены, строил башни, благодаря которым были выдержаны осады поляков. Но в начале 17-го века монастырь был разрушен литовцами, и восстановлен уже при династии Романовых - царем Михаилом. Также свою лепту в устройство и восстановление Никитского монастырю внёс и Алексей Михайлович. Какое-то время здесь жил и царь Петр, который Первый.
Революция 1917-го года монастырь упразднила, ценности национализировала и передала в музей, а на территории обители в разное время существовали: дом отдыха, жилые квартиры, школа и женская колония.
Вот, кстати, одна из таких "квартир".
Сейчас в штате монастыря 8 монахов, челоовек 20 трудников. На 64 подворья - маловато рук, конечно.
И тем не менее монастырь производит молоко (козье и коровье), масло, сыр, творог. Цены - не ширпотреб, конечно, всё же натурпродукт, но дешевле, чем у так называемых "фермерских хозяйств". Ну да мы покупать всё равно ничего не стали. Я выпил местного квасу и съел пирожок с картошкой. И то, и другое - вкусно. Были еще щи, но я был не очень голоден, а так попробовал бы, конечно.
Вот, кстати, трапезная, в которй мы перекусывали. Расположена на первом этаже Благовещенской церкви.
Пятиглавый Никитский собор, вторая половина 16-го века.
Шатровая колокольня
И фотографией этой животины, обитающей на территории монастыря, на сегодня завершаю свой увлекательный рассказ. Продолжение следует.