«Чемодан выругался грохотом орехов, проглотив крест, и умолк» («Исповедь»)
В связи с международной ночью музеев, с ночи 19 мая на 20-ое, посетила дом-музей им. Параджанова. В эту ночь музей выставил письма Мастера из зоны, которые Параджанов посылал на волю своим друзьям… Среди адресатов: кинорежиссеры Роман Балаян и Андрей Тарковский, актер Юрий Никулин, мечтающая стать актрисой Люба Чемерис, оператору Сурену Шахбазяну, Лили Брик, и многие другие. Вход в музей был заполнен десятками людьми… порадовала параджаномания, тотальная и всепоглощающая…. Женщины с детьми и будущими детьми (беременных было на диву много), пытались проникнуть в атмосферу творчества, сумасшествия, и важности…… Быть может многие не знают, но сама идея создания музея принадлежит самому С. Параджанову… В 1978 году, освобожденный из тюрьмы благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан -Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти,Роберто Росселини,Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов,Луи Арагаон, который лично обратился к Брежневу) ввиду запрета жить на Украине ,великий режиссер приезжает в Армению. Здесь он знакомится с Левоном Абрамяном, Карена Микаеляном,Шаэном Хачатряном, Гарегином Закояном, Завеном Саркисяном и благодаря единомышленикам и друзьям в 1988 году решается вопрос о строительстве музея…. Однако, надо вспомнить что 1988 был очень тяжелый год и землетрясение остановило строительные работы. Параджанов очень переживал по этому поводу. Он мечтал войти в свой дом, оформить его в свой лучших эстетских традициях… Но именно в это время врачи обнаружили у него рак легкого… В 1989 году Параджанов начал снимать автобиографический фильм «Исповедь” на «Арменфильме», на второй день съемок ему стало плохо, и он попал в больницу. В марте 1990 года строительство музея возобновилось. Параджанов в это время лежал в больнице недалеко от будущего дома. Он два раза приходил и наблюдал за ходом строительства, но, увы, не дожил до окончания работ… “Смерть надо организовывать так же, как и жизнь”, говорил С.Параджанов. Однажды перед объективом фотографа Мечитова разыграл импровизацию собственных воображаемых похорон. Для Параджанова смерть не была концом, описывая кладбище, он употребляет даже такое словосочетание как “рождение гробов”. Приезжая в Тбилиси он направляется именно на кладбище: там жило его прошлое, его детство. Рождение, смерть - и снова рождение, и снова смерть…
“Исповедь” - это сценарий фильма, сложенный из цепочки воспоминаний, которые проснулись в моей памяти перед закрытыми воротами кладбища…” С.И.Параджанов
На втором этаже музея, мое внимание привлек портет девочки… Черно-белая фотография школьницы, с бантом и глубоко заглядывающими в душу ГЛАЗАМИ…. Она умерла. “Вера - дочь соседки Анечки… Анечка то и дело теряла сознание… Жвания, лучший фотограф города, ретушировал портет покойницы. Вера смотрела прямо на нас. За ней, как два белых крыла, торчал плоский бант. Улыбка на лице Веры, появилась в гробу… Сестры Анечки в черном шли к нашему дому. Мама была удивлена и огорчена. Женщины в черном вошли в наш дом. Солнце отражалось в стекле отретушированного портета Веры. Невеста Бога, улыбалась! ”Первая трагедия Сергея… Похороны кружев… Символично, но может предчувствуя свою кончину, Параджанов начал съемки своей “Исповеди” именно с эпизода ”Похороны Веры” . Это была последняя съемка в его жизни…. И в заключении, один эпизод из тюремной жизни Сергея Иосифовича… Улыбнитесь, господа… Улыбнитесь сквозь слезы…
Заключенный Параджанов редко получал письма от многочисленных, в условиях воли, друзей, приятелей и учеников. Зато с пугающей тюремные власти регулярностью приходили международные депеши от некоего Ф. Феллини. Содержание депеш: «Волнуюсь за твою судьбу, ты ведь великий человек, держись» - и так далее. Накануне Нового года вызывает начальник тюрьмы Параджанова и спрашивает: кто, дескать, таков, этот Ф. Феллини? Чего это, собственно, он так расписался из своей заграницы? Демонстрирует Параджанову очередную весточку: «Поздравляю с наступающим… надеюсь на скорую встречу». «Это как же, интересно, понимать, что гражданин Феллини скоро увидит гражданина Параджанова?» - «А-а, Федор! - с умилением отвечает Параджанов. - Так это мой родной брат. Да, в Италии живет. Вышло так, бабушка наша была итальянской революционеркой-народницей и даже стреляла в жандармов, проходу им не давала: увидит жандарма - бах, значит, бах! Еще октябренком попал Федор к бабушке, да так и остался на воспитание, старушка родню упросила, ведь умирала долго, в муках, от радикулита, полученного на каторгах. И фамилия у Феди в честь бабушки - Феллини, это по-итальянски значит несломленная. Хочет Федор приехать - брата с Новым годом поздравить, ведь сколько же лет не виделись (пошла слеза), а также с лекциями о праздновании Новою года трудящимися Италии. Так что думайте: нужна вам лекция от братской Италии, которая позволит нашей с вами родной тюрьме прославиться как, значит, наиболее грамотно построившей празднование Нового года, или не нужна?!» Голова начальника тюрьмы, конечно, пошла кругом, и очень сильно, но он виду не подал. И вышестоящему начальству сигнализировал примерно следующее: «Изыскана возможность празднования Нового года путем приезда итальянского просветработника, товарища Федора Феллини, родного брата заключенного Параджанова. Просим разрешить». - «Необходимо согласовать», - ответили сверху. Запрос пошел выше. Много выше! Чуть ли не московский начальник тюрем всея Руси, увидев слова «товарищ Федор Феллини», заподозрил неладное….
Click to view
Originally published at
Радио Ван Армения. Please leave any
comments there.