Психологические приемы влияния мошенников

Feb 07, 2013 12:08

Мошенники при помощи нехитрых психологических приемов манипулируют поведением жертвы, подсознательно внушая, что пред Вами честные и порядочные люди. Давайте рассмотрим наиболее распространенные «отмычки» к душе «лоха», с которыми можно столкнуться.
1. Дешевый сыр - только в мышеловке!
Аферисты реализуют здесь старый воровской принцип - «жадность фраера погубит». Вам предлагают очень дешево купить них или дорого купить у Вас, либо сверхвыгодные условия сделки. Будьте начеку. Важный сигнал об опасности - подсознательное ощущение, что Вам неожиданно крупно везет.
2. Спешка нужна в двух случаях...
Правильно - только при ловле блох и при поносе. У фармазонов будет масса объяснений, почему надо торопиться (причем часто они сами об этом рассказывают, Вы их за язык не тянете): «Через неделю улетаю на ПМЖ в Америку, вот виза и билет», или «Эту квартиру продаю, другую покупаю, там меня будут ждать только три дня», или «Взял взаймы у друга, нужно срочно вернуть долг». Стоп. Не торопитесь принимать решение и отдавать деньги, слегка притормозите события, тщательно все проверьте.
3. «Сам я лох».
В этом случае мошенник может применять две основные тактики: или предстанет перед вами в виде типичного «незнайки», который якобы слабо представляет, как совершаются сделки с недвижимостью (такие люди обычно задают вопросы типа «а сколько вы заплатите»), или изображает из себя человека «широкой души», привыкшего сорить деньгами. Это делается для того, чтобы «фраер ушастый», т.е. Вы, утратил бдительность. А он только того и ждет...
4. «Святее папы римского...».
В этом случае мошенник строит из себя очень въедливого и дотошного клиента, который проверяет и перепроверяет все полученные от Вас сведения сверх всяких разумных пределов. Такое свое поведение человек мотивирует тем, что «меня уже четыре раза пытались обмануть». Жертва снова утрачивает бдительность - мол, зачем собирать информацию еще, если все и так троекратно перепроверено, да и оппонент боится меня гораздо сильнее....
5. Панибратство, или «Любовь с первого взгляда».
Когда используется этот прием, аферист изображает из себя этакого рубаху-парня: сразу переходит на «ты», предлагает выпить за дружбу, дешево льстит. В дальнейшем в голову жертвы внедряется принцип: «Ты - честный, и я - честный». И как только Вы предпримете первые попытки проверить личность Вашего «дружбана» или документы по сделке - тот искренне огорчается: «Я к тебе со всей душой - а ты...» На этом и строится весь расчет - зачем приставать к хорошему и честному человеку со своими мелочными придирками?
Если партнер по сделке - лицо противоположного пола, то аферист (или аферистка) может изобразить безумную влюбленность, воспылать этакой африканской страстью к жертве. Попадаются на такую «разводку» даже люди с вполне устроенной личной жизнью. В более сложных случаях, когда с «лохом» (или лохиней) работает группа мошенников, то смазливая девочка (или «мальчик-колокольчик») могут быть специально приставлены к жертве (вспомните сцену из «Бриллиантовой руки»: - Ксива? Хаза? Клиент? Гонорар...). Рекомендации в этих случаях очевидны: держите дистанцию! При работе на рынке недвижимости принято обращение «на Вы» и по имени-отчеству, вне зависимости от пола, возраста и имущественного положения. А пить на брудершафт или закручивать интрижку все-таки лучше после совершения сделки.
6. «Злой и добрый следак».
Этот прием взят фармазонами из милицейской практики, когда допрос ведут по очереди «злой» и «добрый» следователи.
«Владелец» квартиры изображает из себя «злого» - после любого Вашего требования о проверке он начинает грубить, сквернословить и топать ногами. «Добрый», который представляется либо доверенным маклером, либо юристом, либо родственником, начинает его успокаивать и даже принимает сторону жертвы. В конце спектакля «злой» хлопает дверью и якобы уходит, а «добрый» внушает Вам, что «он такой вот человек» и обещает все уладить сам или дает гарантии от своего имени.
При этом происходит подмена субъекта сделки - «доверенный маклер» говорит, что «Я за все отвечаю», или «Вот мой паспорт, у меня трое детей, поехали ко мне домой, все проверите», или «Сделку буду вести я, а он даст мне доверенность».
В конце концов, когда Вас «кинут», «добрый доктор Геббельс» скроется (дети, дом и прописка, естественно, у него фиктивные), л «злой» скажет, что его аналогично обманули.
7. «В два смычка...» Эта группа приемов рассчитана на «разводку» психологически неопытных посредников по сделке. Сначала Вам звонит «продавец» квартиры, на следующий день - «покупатель», которому именно такая квартира нужна. Аферисты, естественно, работают в паре. Далее разыгрывается спектакль, в результате которого Вы оказываетесь должны «покупателю» сумму денег, равную стоимости квартиры продавца». На эту тему у фармазонов очень много вариаций...
8. Роскошь и интеллект.
Когда группа мошенников организует крупную аферу, например, против владельцев элитного жилья или собственников нежилого помещения, они (аферисты) на несколько дней снимают роскошный офис в престижном бизнес-центре, при возят туда клиентов на дорогом автомобиле (арендованном на 2-3 часа), изображают из себя очень богатых, интеллигентных и преуспевающих бизнесменов. Доверчивому «лоху» кажется, что все так и есть на самом деле...
9. «От обратного».
В этом случае фармазон представляется действующим или бывшим сотрудником правоохранительных структур (милиции, госбезопасности, прокуратуры или налоговых органов), иногда показывает «служебное удостоверение» или нарочно забывает на просматриваемом объекте портфель или папку с «документами». При обработке жертвы он начинает подробно рассказывать Вам все то, о чем написано в этих главах, - как мошенники обманывают доверчивых людей, причем для видимости правдоподобия приводит примеры «из собственной практики» или называет фамилии высокопоставленных руководителей: «Я с Куликовым в 80-х годах вместе работал в 5-м отделе МУРа». Психологический расчет «лжесотрудника» весьма прост: раз человек об этом (схема мошенничества) заранее говорит, значит, сам так делать никогда не станет.
О взаимоотношениях с подлинными или мнимыми представителями силовых или проверяющих структур у нас еще пойдет речь, но проще всего сделать так: позвонить или прийти в соответствующее учреждение (подразделение, отдел) и поинтересоваться насчет личности «сотрудника». Бояться здесь нечего: Ваши действия вполне законны и естественны, если, конечно, Вы объясните цель своего визита (в случае чего будет оказана необходимая помощь по задержанию афериста).
10. «Люди гибнут за металл...»
Приходилось ли Вам, дорогой читатель, видеть перед своими глазами большую сумму наличных денег, которые, по логике вещей, скоро станут Вашими? Вспомнили свои ощущения? Деньги не только портят человека, но и отключают у многих внутренние тормоза. А дальше - уже дело техники: хочешь иметь эту сумму в своем кармане - делай, как я предлагаю...
Аферисты могут продемонстрировать «издалека» крупную сумму денег, которая у них имеется для совершения сделки (на самом деле это «правильно» запечатанная в целлофан резаная бумага), предъявить «супердоллары» разного уровня и качества изготовления, положить подлинные купюры «на стол» (типа «подпишешь документы - забирай аванс») или действительно внести «предоплату».
11. «Важный человек (важняк)».
В случае реализации этой схемы аферист (вместе с соучастниками) представляется жертве «государственным мужем» - депутатом, генералом, сановником или даже иностранным дипломатом. Конечно, «важняка» жертве показывают максимум два-три раза, все переговоры от его имени ведут «помощники» и «референты». Для совершения подобной аферы, безусловно, требуется «реквизит» - автомобиль с «флажком» на номере или капоте, «кабинет» в госу­дарственном учреждении (или соответствующая табличка на фасаде здания), роскошный офис «помощников» и «референтов». Конечно, такие аферы встречаются чаще при обмане бизнесменов средней руки (на рынке недвижимости - при операциях с нежилыми помещениями, в строительстве и при покупке элитного жилья и коттеджей). Очень часто, чтобы сэкономить на реквизите, фармазоны покрывают сделку завесой жуткой секретности («Если узнает пресса, что Козел Иванович покупает такую усадьбу...») или предлагают жертве моментальное решение всех его проблем в государственных органах: «Попросим шефа, он сможет организовать звонок в Администрацию Президента...».
Конечно, проверить личность «важняка» представляется делом весьма затруднительным (даже профессиональные службы безопасности за подобные «заказы» часто не берутся), но с «помощ­ников» вполне уместно потребовать документы и провести стандартную проверку их самих, офиса, автомобилей и всего прочего показанного «реквизита».
12. «Копия лучше оригинала...»
Этот прием работы фармазонов очень похож на предыдущий: разница заключается в том, что мошенники представляются от имени солидной риэлтерской или девелоперской фирмы, имеющей устойчивую репутацию на рынке. Чаще всего мозговым центром подобной аферы является бывший (или иногда действующий) сотрудник организации-«оригинала», имеющий доступ к служебным документам. Встречаются случаи, когда руководство фирмы знает о существовании «двойника» и имеет определенную долю с этого, хотя факт подобного преступного сговора сторон практически недоказуем.

Квалифицированная защита от психологических приемов, о которых шла речь выше, требует от человека большой выдержки и N отдельных случаях специальной «антиманипулятивной» подготовки: практика показывает, что даже зрелые люди, имеющие к тому же солидный опыт руководящей работы или практического общения, попадаются на те нехитрые «разводки», которые рассматривали?
Previous post Next post
Up