Международная торговля предполагает участие как минимум двух государств: откуда товар едет и куда он поставляется. В ряде случаев схема усложняется и в дело вступает “торгующая” страна. Однако независимо от таких тонкостей, провожают товар на одной границе и встречают его на другой - таможенники. И если вы везете товар из Китая в Россию (или обратно), судьбой вашего товара будут заниматься сотрудники двух ведомств: Главной таможенной администрации Китая и Федеральной таможенной службы России.
Устройство российской таможни знакомо многим, а про китайскую этого не скажешь. Спешу заверить читателя, что ничего общего у внутренней организации китайских таможенных органов и “китайской грамотой” нет. Удивительно, но устройство и функции китайской таможни буквально до мелочей схожи с российской структурой. Исключение составляют лишь некоторые принципиальные моменты.
В чем причина такого сходства? Возможно, ею стали несколько десятков лет совместного движения по пути строительства коммунизма, хотя вероятнее всего китайские и российские чиновники имеют какой-то особенный код ДНК, который позволяет им принимать почти одинаковые решения, находясь за много тысяч километров друг от друга:
Также, как в России, китайская таможня имеет жесткую вертикальную структуру. Исключая некоторые количественные разночтения структура ГТА или ГТУ (главного таможенного управления ) КНР и России практически полностью совпадают.
«Голова» китайской таможни находится, как и положено уважающему себя государственному органу, в столице - Пекине. ГТА в Пекине выполняет исключительно административные и управленческие функции и имеет статус министерства.
В подчинении у ГТА КНР находятся таможни непосредственного подчинения (такие как Шанхайская, Гуандунская или в Тяньцзиньская). Ближайший аналог в России - таможни московского авиационного узла (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская) и специализированные, такие как центральная акцизная и центральная энергетическая таможни.
Руководство остальными таможнями КНР “на местах” осуществляется через “узловые таможни”. Их насчитывается 41 штука и по своим функциям они напоминают российские региональные таможенные управления. Ближайшими к России китайскими узловыми таможнями, через которые проходит львиная доля поставок китайской продукции, являются организации в Чаньчуне, Харбине и в Маньчжурии. Именно им, равно как и расположенным напротив российским Дальневосточному и Сибирскому таможенным управлениям, делегированы из Пекина и из Москвы полномочия по организации приграничного таможенного сотрудничества. И надо отметить, что на этом поприще китайские и российские коллеги достигли таких высот, которые не снились их коллегам в европейской части России.
В свою очередь 41 «узловая» таможня руководит 313 «местными таможнями». Причем в официальном переводе и те и другие называются именно таможнями, только в названия «местных» таможен встраивается название вышестоящей, например «Хайларская таможня, подчиненная Маньчжурской таможне».
Конечно, в каждой китайской таможне имеется своя партийная ячейка. И будьте уверены - она там не просто чаи распивает, а имеет реальную власть. Так, несколько лет назад во всех китайских госорганах решением партии были введены жесткие ограничения на стоимость подарков, передаваемых в ходе официальных встреч. Партячейки КПК строго блюдут эти новые правила и даже будь вы руководителем супермегагосударственого органа - ничего кроме копеечной штукенции в подарок вы не получите.
Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР).
По некоторым сведениям, общее число сотрудников китайской таможни составляет около 48 тысяч человек. Для сравнения: в ФТС России числится около 70 тысяч сотрудников, госслужащих и работников. В такую диспропорцию верится с трудом, особенно учитывая гигантский объем внешней торговли Китая.
Скорее всего, однако, в эту численность не входит правоохранительный блок. Да-да, и в китайской таможне, по образу российской, он имеется и состоит из сыщиков и дознавателей. Но в отличие от российских правоохранителей их китайские коллеги имеют двойное подчинение - ГТА КНР и Министерства Общественной Безопасности Китая. Китайских таможенных правоохранителей среди других таможенников можно отличить также по форме, их эмблемы на погонах - серебристого цвета (у обычных таможенников - золотистые) и не содержат эмблему таможни (традиционные “кадуцей” - жезл Меркурия - и факел). Поэтому если вами в зоне таможенного контроля заинтересуется таможенник с серебристыми звездочками - дело явно пахнет керосином.
Чтобы вам было понятно, насколько плох может быть китайский керосин. Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР), а за контрабанду оружия или культурных ценностей при отягчающих обстоятельствах по статье 151 Уголовного кодекса КНР можно и под расстрел попасть… Кстати говоря, перемещаются правоохранители китайской таможни на машинах с «люстрами»-мигалками и с надписью «POLICE» на борту.
Но не будем о грустном. Ведь вы же не собираетесь похищать из Китая маленьких беззащитных панд? Во всем остальном вы при знании российского таможенного законодательства и практике не должны почувствовать разницы между странами. Как и в России - в Китае есть собственная таможенная номенклатура товаров. По первым 4 знакам она практически идентична российской, что неудивительно, ведь у них общая «мама» - международная Гармонизированная система. В Китае есть импортные и экспортные пошлины, если меры нетарифного регулирования - в общем, вся та же ежедневная таможенная рутина. Более того, в Китае есть так хорошо знакомый всем нам НДС, который китайская таможня собирает при импорте товара, а китайская же налоговая возмещает при экспорте.
Однако несмотря на то, что китайская таможня существует в условиях жесткого централизованного (а где-то даже тоталитарного государства), в ее работе вполне хватает открытости. На официальном сайте ГТА КНР имеются разделы, где можно проверить статус оформления таможенной декларации и даже факт регистрации китайской компании в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Детальный отчет по оформленным декларациям вы, конечно через открытый доступ в Интернете не получите, но и за то что есть спасибо. Только вот беда - все названия китайских фирм пишутся этими смешными китайскими закорючками, так что без знания путунхуа (официального китайского языка) делать на этом сайте нечего. Конечно, как у порядочного сайта порядочного государственного органа в нем есть и англоязычный раздел, но он крайне скуден и малоинформативен.
Источник: sinospaces.ru
Международная торговля предполагает участие как минимум двух государств: откуда товар едет и куда он поставляется. В ряде случаев схема усложняется и в дело вступает “торгующая” страна. Однако независимо от таких тонкостей, провожают товар на одной границе и встречают его на другой - таможенники. И если вы везете товар из Китая в Россию (или обратно), судьбой вашего товара будут заниматься сотрудники двух ведомств: Главной таможенной администрации Китая и Федеральной таможенной службы России.
Устройство российской таможни знакомо многим, а про китайскую этого не скажешь. Спешу заверить читателя, что ничего общего у внутренней организации китайских таможенных органов и “китайской грамотой” нет. Удивительно, но устройство и функции китайской таможни буквально до мелочей схожи с российской структурой. Исключение составляют лишь некоторые принципиальные моменты.
В чем причина такого сходства? Возможно, ею стали несколько десятков лет совместного движения по пути строительства коммунизма, хотя вероятнее всего китайские и российские чиновники имеют какой-то особенный код ДНК, который позволяет им принимать почти одинаковые решения, находясь за много тысяч километров друг от друга:
Также, как в России, китайская таможня имеет жесткую вертикальную структуру. Исключая некоторые количественные разночтения структура ГТА или ГТУ (главного таможенного управления ) КНР и России практически полностью совпадают.
«Голова» китайской таможни находится, как и положено уважающему себя государственному органу, в столице - Пекине. ГТА в Пекине выполняет исключительно административные и управленческие функции и имеет статус министерства.
В подчинении у ГТА КНР находятся таможни непосредственного подчинения (такие как Шанхайская, Гуандунская или в Тяньцзиньская). Ближайший аналог в России - таможни московского авиационного узла (Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская) и специализированные, такие как центральная акцизная и центральная энергетическая таможни.
Руководство остальными таможнями КНР “на местах” осуществляется через “узловые таможни”. Их насчитывается 41 штука и по своим функциям они напоминают российские региональные таможенные управления. Ближайшими к России китайскими узловыми таможнями, через которые проходит львиная доля поставок китайской продукции, являются организации в Чаньчуне, Харбине и в Маньчжурии. Именно им, равно как и расположенным напротив российским Дальневосточному и Сибирскому таможенным управлениям, делегированы из Пекина и из Москвы полномочия по организации приграничного таможенного сотрудничества. И надо отметить, что на этом поприще китайские и российские коллеги достигли таких высот, которые не снились их коллегам в европейской части России.
В свою очередь 41 «узловая» таможня руководит 313 «местными таможнями». Причем в официальном переводе и те и другие называются именно таможнями, только в названия «местных» таможен встраивается название вышестоящей, например «Хайларская таможня, подчиненная Маньчжурской таможне».
Конечно, в каждой китайской таможне имеется своя партийная ячейка. И будьте уверены - она там не просто чаи распивает, а имеет реальную власть. Так, несколько лет назад во всех китайских госорганах решением партии были введены жесткие ограничения на стоимость подарков, передаваемых в ходе официальных встреч. Партячейки КПК строго блюдут эти новые правила и даже будь вы руководителем супермегагосударственого органа - ничего кроме копеечной штукенции в подарок вы не получите.
Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР).
По некоторым сведениям, общее число сотрудников китайской таможни составляет около 48 тысяч человек. Для сравнения: в ФТС России числится около 70 тысяч сотрудников, госслужащих и работников. В такую диспропорцию верится с трудом, особенно учитывая гигантский объем внешней торговли Китая.
Скорее всего, однако, в эту численность не входит правоохранительный блок. Да-да, и в китайской таможне, по образу российской, он имеется и состоит из сыщиков и дознавателей. Но в отличие от российских правоохранителей их китайские коллеги имеют двойное подчинение - ГТА КНР и Министерства Общественной Безопасности Китая. Китайских таможенных правоохранителей среди других таможенников можно отличить также по форме, их эмблемы на погонах - серебристого цвета (у обычных таможенников - золотистые) и не содержат эмблему таможни (традиционные “кадуцей” - жезл Меркурия - и факел). Поэтому если вами в зоне таможенного контроля заинтересуется таможенник с серебристыми звездочками - дело явно пахнет керосином.
Чтобы вам было понятно, насколько плох может быть китайский керосин. Уклонение от уплаты таможенных платежей на сумму более 500 тысяч юаней может отправить виновного в тюрьму на всю оставшуюся жизнь (статья 153 Уголовного кодекса КНР), а за контрабанду оружия или культурных ценностей при отягчающих обстоятельствах по статье 151 Уголовного кодекса КНР можно и под расстрел попасть… Кстати говоря, перемещаются правоохранители китайской таможни на машинах с «люстрами»-мигалками и с надписью «POLICE» на борту.
Но не будем о грустном. Ведь вы же не собираетесь похищать из Китая маленьких беззащитных панд? Во всем остальном вы при знании российского таможенного законодательства и практике не должны почувствовать разницы между странами. Как и в России - в Китае есть собственная таможенная номенклатура товаров. По первым 4 знакам она практически идентична российской, что неудивительно, ведь у них общая «мама» - международная Гармонизированная система. В Китае есть импортные и экспортные пошлины, если меры нетарифного регулирования - в общем, вся та же ежедневная таможенная рутина. Более того, в Китае есть так хорошо знакомый всем нам НДС, который китайская таможня собирает при импорте товара, а китайская же налоговая возмещает при экспорте.
Однако несмотря на то, что китайская таможня существует в условиях жесткого централизованного (а где-то даже тоталитарного государства), в ее работе вполне хватает открытости. На официальном сайте ГТА КНР имеются разделы, где можно проверить статус оформления таможенной декларации и даже факт регистрации китайской компании в качестве участника внешнеэкономической деятельности. Детальный отчет по оформленным декларациям вы, конечно через открытый доступ в Интернете не получите, но и за то что есть спасибо. Только вот беда - все названия китайских фирм пишутся этими смешными китайскими закорючками, так что без знания путунхуа (официального китайского языка) делать на этом сайте нечего. Конечно, как у порядочного сайта порядочного государственного органа в нем есть и англоязычный раздел, но он крайне скуден и малоинформативен.
Источник: sinospaces.ru