Китайское законодательство. Разница отношения государства к семьи в Китае и в России.

Apr 05, 2015 08:53

взято с блога Майка Новалиса

Работая в Китае на руководящей должности, я (отчасти по долгу службы, отчасти по велению своего любопытствующего сердца) окунулся в китайское трудовое законодательство. И обнаружил, что в своих законах китайцы почти так же консервативны, как и тысячу лет назад. Конечно, я немного преувеличиваю, но все же. Вот для начала простой пример, который показывает разницу отношения государства к семьи в Китае и в России.


В России по закону в случае смерти близких родственников работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы до пяти календарных дней.

В Китае же работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить оплачиваемый отпуск в случае смерти родственников по прямой линии от одного до трех дней (сообразно ситуации, но без учета времени в пути); в случае смерти родственников по непрямой линии - в зависимости от правил компании, но обычно -  один день.

То есть в России похороны в семье работника - это сугубо его личное дело, за которое он должен платить из собственного кармана. А в Китае государство как бы говорит человеку: мы все понимаем, мы попросим работодателя оплатить тебе эти несколько дней, раз такое серьезное и печальное событие.

В китайском языке даже есть специальное слово, обозначающее отпуск на время похорон - 丧假. Также китайцы четко разделяют родственников по прямой линии (直系亲属)и непрямой (非直系). К прямой линии относят родителей, супругов и детей. К непрямой - всех остальных.

Интересно, что количество дней отпуска на время похорон положенные китайскому работнику сейчас соответствует количеству дней траура по своим родственникам китайского императора Танской династии (VII-X вв.): "Императору, вдовствующей императрице, императрице и наследнику престола, как и всем прочим смертным, надлежало изъявлять скорбь (цзюй ай 舉哀) по умершим родственникам, по которым им предстояло носить траур, причем изъявлять ее правильным образом. Родственников близости цзи следовало оплакивать 3 дня. Родственников близости дагун следовало оплакивать 1 день до заката. По родственникам близости сяогун и более далеким императору, императрицам и наследнику надлежало изъявить скорбь однократно". («Танская бюрократия» Вячеслав Рыбаков).  Тут близость цзи соответствует, как вы поняли, «современной» прямой линии родства, а дагун - непрямой.

Правда, есть правила, которые в нынешнем Китае вряд ли возможны к применению, как во время Танской династии: "Этика требовала от человека носить по родителям соответствующий траур. Служебные нормы разрешали чиновнику временную отставку для выполнения этих обязанностей порядочного человека. Уголовное право лишало его занимаемой должности, если сам он по каким-то причинам не подчинялся требованиям морального долга и в отставку не уходил. Этика требовала ухаживать за престарелыми или больными родственниками. Служебные нормы разрешали чиновнику временно покидать должность, если кроме него некому было осуществлять такой уход. Уголовное право отстраняло его от должности, если сам он почему-то предпочитал искать службы, а не сидеть у постели больного отца". («Танская бюрократия» Вячеслав Рыбаков)

Вот к таком моральному государству и бюрократии стремились китайцы более 1000 лет назад. Отголоски этих правил до сих пор встречаются в законах современного Китая, показывая преемственность, традиционность китайцев и то место, которое занимает в китайском обществе семья.

новости Китая, Китай

Previous post Next post
Up