Большой пост про коптер.

Nov 17, 2014 18:34

И опять Олег  сделал классный пост

Оригинал взят у olegradul в Большой пост про коптер.
Этой весной я обзавелся интересным девайсом - гексакоптером DJI F550. С тех пор мы сделали с ним, наверное, несколько сотен вылетов в самых разных условиях, пережили пару серьезных апгрейдов и даже одну небольшую аварию. Наверное, имеет смысл рассказать о своем опыте для тех, кто что-то подобное собитается покупать или строить. А если кому технические подробности не интересны, предлагаю просто картинки посмотреть красивые.



Итак, по порядку.

Стоит ли покупать мультикоптер?

Несколько лет назад я много игрался с обычными вертолетами на радиоуправлении.



Они доставляли мне массу восторга, но тогда это так и не привело ни к чему серьезному из-за двух больших проблем:
  1. Вертолеты часто бьются. Ошибся в управлении - завалил, разбил. Улетел за пределы досягаемости сигнала - разбил. Потерял машину из виду - скорее всего, больше и не увидишь уже. Ну и так далее. Когда я летал каждый день, то аварии разной степени тяжести случались по нескольку раз в неделю. Обычно я чинил технику подручными материалами с разбитых ранее вертолетов - доноров, частично находил запчасти в магазинах, и все равно раз в одну-две недели приходилось покупать совершенно новый аппарат, потому что собрать что-либо летающее из оставшихся частей не представлялось возможным. Благо, можно купить машину отдельно от пульта, батарей, зарядника, и это будет вдвое дешевле. Но так или иначе, все свободные деньги уходили туда. Отчасти здесь было виновато мое раздолбайство и слишком нахальная манера управления, но факт остается фактом - вертолеты для меня были слишком аварийны, чтобы служить долго.
  2. Вибрация от вертолета настолько сильна, что ни с видеокамеры, ни с фотоаппарата я так и не смог получить достаточно качественную картинку.
Потом уже появились мультикоптеры, но имея описанный выше опыт, я даже и не рисковал покупать себе такую технику, ведь был совершенно уверен что в результате я точно так же быстро угроблю и эту игрушку, а с учетом ее цены, рисковать не хотелось. В своем желании фотографировать всякую красоту сверху я дошел даже до того, что начал уже и сам летать на парамоторе, хотя такой вариант оказался тоже не совсем подходящим решением из-за жестких ограничений по погоде и местам полетов.

А тут к нам в гости на яхту приехал mack_p, привез с собой Фантом и дал порулить.



Сказать, что Фантом более надежен и стабилен чем обычный вертолет на радиоуправлении - ничего не сказать. Это вообще совершенно иного класса техника!

Самое главное отличие взрослого мультикоптера в том, что он управляется не напрямую пилотом, как это происходит с другими аппаратами на радиоуправлении, а рулит им встроенный полетный контроллер, который может работать как полностью автономно, так и принимая команды с пульта. Благодаря множеству датчиков, машина прекрасно ориентируется в пространстве и может самостоятельно висеть в одной точке, перемещаться по нужному маршруту, удерживать заданную высоту и т.п. Управляя таким коптером, ты не даешь команды напрямую моторам, а просто говоришь ему куда надо лететь, а дальше машина сама все делает. Иными словами, машина сама может долететь до любой точки пространства, а с пульта ему, образно говоря, просто двигают эту точку.

Как следствие, такую машину невозможно уронить по ошибке. Если управляя обычным вертолетом, я уберу руки с пульта, то он начнет дрейфовать куда-нибудь в сторону, а большинство моделей могут вообще завалиться вбок и рухнуть. Мультикоптер же, оставшийся без управления, просто висит в одной точке, выдерживая поразительную точность. Его даже порывом ветра не сдвинет с места. На борту стандартного аппарата обычно есть GPS, высотомер, компас, гироскопы и акселерометры. Все это дает контроллеру исчерпывающую информацию о положении машины, которое будет моментально компенсировано в случае малейшего отклонения. И все это происходит без участия человека.

Благодаря этому, тут вообще не требуется особых навыков управления. В самом простом случае, пилоту остается лишь выбрать открытое пространство для запуска, поднять машину вертикально вверх, поставить режим удержания высоты и просто перемещать ее по горизонтали, крутить во все стороны, выбирая подходящий кадр. При этом не обязательно следить за ней непрерывно, можно и руки временно убирать с пульта, и даже немного отвлекаться на другие дела - машина будет висеть все это время в одной точке. Справиться с управлением может даже ребенок, и это будет полностью безопасно. Даже если начать резко и хаотично дергать джойстики управления, коптер не рухнет как вертолет, а будет передвигаться на пределе возможностей, не переходя ту грань, когда машина перестает быть управляемой и камнем падает вниз. В общем, научиться им управлять занимает 5 минут, а разбить его на открытом пространстве очень сложно, почти нереально.

Еще один огромный бонус умной машины - возможность в случае чего самостоятельно возвращаться в точку старта. Пропал сигнал с пульта? Не проблема. Повисит в одной точке несколько секунд, а потом сама домой полетит. Пилот потерял машину в небе? Скомандовал "домой" и жди пока появится над головой. Лично у меня этот режим (failsafe) вообще очень часто срабатывает, так как летать я люблю далеко и высоко. Что бы я без него делал, даже не знаю. Просто спасает.

Как следствие, за полгода эксплуатации у меня была всего одна авария, да и та связана, скажем так, с нецелевым использованием аппарата: вместо того, чтобы снимать фото или видео, мы таскали им коробки от 1С:

image Click to view



В общем, если вы хотите иметь коптер, но боитесь разбить эту дорогую игрушку, то можно не бояться - хороший коптер гораздо надежнее, чем кажется. Для фото- и видеосъемки однозначно рекомендую. По деньгам сравнимо с хорошим фотоаппаратом, кадры получаются шикарные, а прослужит достаточно долго.

Что должно быть в комплектации (характеристиках)?
  1. Обязательный минимум для полетов - описанный выше функционал: полетный контроллер с GPS, высотомером, компасом, гироскопами и акселерометрами. Машина должна точно знать свое положение, а также иметь достаточно мозгов, чтобы вести себя адекватно в разных условиях. В частности, режим failsafe - самостоятельный возврат в точку старта.
  2. Для фото-видео съемки крайне желательно видеть через камеру, что снимаешь. Можно, конечно, снимать вслепую, но в большинстве случаев это будет пустой тратой времени и нервов. Поэтому кроме камеры на коптере должна стоять система FPV - передача на землю картинки с камеры.
  3. Для съемки видео обязательно нужен гироскопический подвес. Фото можно снимать и без подвеса, качество будет таким же, просто с подвесом чуть удобнее.
  4. Телеметрию я считаю полезной, но не обязательной фичей. Сам летаю без нее. Хорошо, конечно, видеть на экране монитора остаток батареи коптера, высоту, удаленность, компас, скорость и прочие показатели, но можно обходиться и без них.
  5. Еще бывает ставят убирающиеся шасси, но нужно это только тогда, когда коптером управляет один человек, а камерой - другой. Тогда шасси будут попадать в кадр, если вертеть камерой во все стороны. А когда пилот один, то ему уже проще весь коптер повернуть, чем вертеть отдельно подвесом. В таком случае и обычные шасси не мешают.
  6. Очки. Возможно, они и дают какое-то ощущение полета (хотя уж лучше самолетом тогда управлять, там хоть скорость чувствуется), но для фото-видео съемки гораздо удобнее иметь обычный монитор, потому что взгляд постоянно переводишь то на монитор с картинкой из камеры, то на сам коптер в небе. 
  7. Ну и завершает список совершенно бесполезный, на мой взгляд, апгрейд - карбоновые винты. Стояли у меня такие. Сломал. Поставил пластиковые. Разницы не ощущаю. Вообще.
Собирать самому, или купить готовое решение?

Здесь, наверное, стоит рассказать про мой конкретный случай, тогда будет понятно кому что ближе по душе. Я летаю на DJI F550. Покупал в собранном виде следующую комплектацию:Весь комплект потянул где-то на 1700 евро, что было мне как-то дороговато, в результате чего у меня уже не осталось уже денег на FPV, и я решил пока его не ставить, надеясь что для фотосъемки он и не особо-то нужен, а видео не особо нужно мне.

Через неделю я уже снова бежал в тот же магазин отдавать еще 350 евро, чтобы видеть картинку с камеры. Для этого пришлось купить:
  • FPV-передатчик Boscam TS352 и приемник Boscam RC805.
  • Дальнобойные антенны к ним (вместо штатных).
  • Автомобильный телевизор.
  • Аккумулятор на 12v, от которого будет питаться приемник и телевизор.
  • Держалка для телевизора (на пульт).


Подключать все это счастье пришлось уже самому, благо оказалось не сложно, и все сразу заработало. В этот счастливый момент я, наконец получил то, что можно считать отличным законченным решением. Начались бесконечные съемки всего и вся. На тот момент было чуть больше 2000 евро потрачено.



Если кого-то пугает такое количество подробностей, то я хочу сказать, что это еще цветочки. Например, чтобы тупо зарядить аккумулятор, я разбирался целый день как это сделать. Мне пришлось изучить общее устройство и разновидности аккумуляторов, разобраться в их характеристиках, режимах и токах зарядки, понять каким током и до какого напряжения надо заряжать конкретные два моих аккумулятора: 15-вольтовый от вертолета и 12-вольтовый от телевизора, оба литий-полимерные. Потом изучить инструкцию к универсальному устройству, выставить там нужные параметры и зарядить, наконец, батареи до нужной кондиции.



С одной стороны, это немного геморрой. Не то что айфон воткнуть в USB. С другой стороны, я теперь вообще любой аккумулятор могу зарядить в домашних условиях. Например, у меня от морской рации штатный зарядник сгорел, так я стал ее этим универсальным зарядником заряжать. И все по уму - с контролем напряжения в каждой банке, и равномерным их зарядом ровно до нужной кондиции.

И этот принцип здесь во всем: чтобы подключить FPV, например, тоже надо хорошенько разобраться, но зато потом любую другую камеру подключить не проблема.

В частности, я уже успел сменить GoPro на Sony A5000. Поставил преобразователь micro HDMI на AV, переподключил там все, сделал жесткое крепление из алюминиевого плинтуса, и наслаждаюсь теперь прекрасными снимками с чуть более серьезной оптикой.

Добавим сюда еще две особенности моего конкретного варианта:
  1. Огромное число аккумуляторов, за которыми надо следить: зарядить коптер, зарядить камеру, зарядить пульт управления, зарядить аккумулятор от монитора.
  2. Большой размер. Неудобно таскать с собой везде, особенно в самолете.
А теперь давайте сравним с готовым решением - Phantom 2 Vision+

Плюсы фантома:
  • Готовое решение. Не надо заморачиваться - достал из коробки и летай себе. При этом, функционально он даже превосходит мой вариант (у меня пока еще нет телеметрии, а там она есть по-умолчанию).
  • Стоит в два раза дешевле.
  • Заряжается простым включением в розетку
  • Компактный, проще таскать везде
Плюсы моего F550:
  • Больше дальность. В идеальных условиях это 4 км против 800 метров. В городе меньше, но пропорция все равно примерно та же.
  • Больше мощность и скорость. Даже в очень сильный ветер, он достаточно быстро летит ему навстречу, поэтому не возникает опасений насчет того, что вот унесет его куда-нибудь, откуда потом не хватит сил вернуться. Хватит.
  • Возможость снимать на любую камеру. Тут и грузоподъемность свою роль играет, и техническая возможность подключения почти любой камеры, имеющей AV или HDMI выход. При этом я бы не сказал, что у Фантома плохая штатная камера - тоже отличная камера.
Стоят ли эти плюсы того, чтобы переплачивать за F550 в два раза, иметь проблемы с транспортировкой, и необходимость глубоко вникать в технические подробности? Наверное, для большинства людей не стоят. Поэтому я всем рекомендую брать Phantom 2 Vision+, по крайней мере для начала. Причем именно со штатной камерой, а не с GoPro, потому что там где GoPro, там надо ставить кастомное FPV (штатное не будет работать), телевизор на пульт, доп. аккумулятор, зарядку к нему и т.д. Ну то есть, это будет уже больше похоже на мой вариант, чем на готовое решение.

Более того, я бы и сам лучше взял бы тогда весной Phantom 2 Vision+, но теперь уже имею то что имею, и радуюсь тем плюсам, которые получил. Менять пока не собираюсь. А если и поменяю, то только на Inspire )))

Легальность полетов.

Этот вопрос я бы разбил на две части: формальности и практика.

Формально, в большинстве стран нет законов, регулирующих полеты радиоуправляемых моделей, в том числе коптеров. Поэтому с одной стороны нас касаются общие ограничения на полеты вообще любых летательных аппаратов (например, это запрещено делать возле аэропортов, военных баз или, в частности, над Москвой). Конечно же, эти правила нарушать нельзя. С другой стороны, все остальное что не запрещено - разрешено. Там где нет правил - нет и ограничений.

Хотя совсем недавно многие страны начали заморочиваться написанием отдельных законов для дронов. Например Испания этим летом приняла постановление, согласно которому на любой коптер необходимо закрепить табличку с данными владельца, а оператор обязан знать инструкцию по эксплуатации и общие правила аэронавигации. Думаю, скоро подобные законы почти везде появятся.

А на практике же полеты коптера у представителей власти вообще никаких нареканий не вызывают, только любопытство. Я успел полетать в России, Греции, Турции, Италии, Франции и Испании - никто и слова плохого нигде не сказал. Бывает, что подходят полисмены, но скорее из личного интереса: задают те же вопросы, что и остальные прохожие.

Ну и, само собой, никто меня в шпионстве не подозревает. По крайней мере, не в этих странах.

То, ради чего все затевалось: отснятые фото и видео (с указанием камеры).

Яхта "Сюрприз" на стоянке в Афинах. Снято на DJI Phantom 2 Vision. Камера штатная.



Сюрприз в Турции. Снято на DJI F550, камера GoPro.



Стоим на якоре, Греция. Снято на DJI Phantom 2 Vision. Камера штатная.



На якоре в Испании, остров Форментера. Снято на DJI F550, камера Sony A5000.



Москва. ГЗ МГУ. Снимал на DJI F550, камера GoPro.



Остров Менорка, Испания. Снято на DJI F550, камера Sony A5000.



Москва. Останкино. Снял на GoPro.



Пальма, Испания. Снято на Sony A5000.



Москва-сити. Снял на GoPro.



Барселона. Снимал на Sony A5000.



Москва. Гостиница Украина. Снял на GoPro.



И видео до кучи. Фестиваль красок в Ногинске. GoPro.

image Click to view



Как-то очень много текста получилось, но все равно есть такое чувство, будто не все рассказал. Например, был еще случай как запустали его с яхты, а он потерял связь и пошел садиться в точку старта. То есть, в море - яхта же не стоит на месте ))). Но мы его тогда поймали. Хотя и перепугались. Больше, вроде не было стремных моментов. Ну разве что когда улетал далеко слишком, что ни глазами не видно, ни камера не показывает. Но так он все равно всегда возвращался.

Что еще? Заряда хватает на 15 минут, но больше 10 я не летаю. Обычно два-три взлета по нескольку минут. Для фото три минуты более чем достаточно. Ну максимум - пять.

Камера снимает по кадру в секунду, снимки дома потом сортирую.

Если я что забыл рассказать, или вопросы какие возникли по теме - спрашивайте.

советы по путешествиям, гаджеты

Previous post Next post
Up