Июльским утром мы проснулись в Ницце и вспомнили, что тут до Монако рукой подать. Обойти все карликовые государства на шарике - мой план, поэтому я очень обрадовалась, нарядилась в свои самые гламурные кроссовки, и мы отправились в путь.
По площади княжество раза в три меньше, чем московский парк Сокольники - всего 2,02 км². Двадцать минут погулял - треть страны прошёл, удобно! Не удивительно, что население побросало свои бугатти и пересело на яхты и вертолёты. А то машину только завёл, а уже граница. То есть границы там, конечно, нет, но вы меня поняли.
Ехали мы ехали, целых 20 минут на поезде от Ниццы, и приехали в скалу. В прямом смысле. Дело в том, что вокзал в Монако (Gare de Monaco-Monte-Carlo) находится прямо в горе. Отсюда на выходе из вокзала ощущение, что ты попал в страну чудес, прямо как Алиса через дверцу.
Собственная железнодорожная контора в Монако отсутствует (где ей тут разместиться!), поэтому всем заправляет французская SNCF.
Аэропорта своего, кстати, тоже нет, но это не страшно. Рядом Канны и Ницца, у них есть. А если вам так слишком далеко, то из аэропортов до Монако есть вертолётный трансфер. Из Ниццы лететь минут шесть, стоит 120 евро. Из Канн не знаю стоимость, а лететь минут 15.
Других фотографий железнодорожной станции Монако-Монте-Карло, как и многих других полезных для заметки кадров у меня нет, т.к. я там про всё позабыла. Уж больно хорошо и красиво они в этом своём княжестве поживают.
На этой картинке в самом центре видны арки, вот прямо за ними, внутри скалы и находится вокзал. А сами арки - это часть моста Святой Девоты (Pont Sainte-Dévote).
Рассмотрим поближе. Ещё один мост, на уровень ниже предыдущего, - это часть автомобильной дороги.
За мостом в глубине стоит церковь Святой Девоты (L'Eglise Sainte-Devote) - покровительницы Монако.
По легенде, Девота родилась на Корсике в 3-м веке, приняла христианство, за что была замучена до смерти в тюрьме. Когда её тело тайно переправляли на лодке для захоронения, начался сильный шторм. А дальше то ли все утонули, а тело Святой Девоты было выброшено на берег, то ли из уст Девоты вылетел голубь и направил лодку к нужным берегам. В любом случае, на этом самом месте сначала построили часовню, а в 11-ом веке и церковь, которая позже была восстановлена.
Вот и сама Святая Девота в лодке с голубкой. Монумент стоит слева от церкви. Скульптор - Кирилл де Ла Пательер (Cyril de La Patellière), 1996.
Проходишь церковь и сразу попадаешь на трассу, по которой во время гонки Формулы-1 гоняют болиды, а в остальное время - другие бугатти, феррари и прочие местные транспортные средства.
Во время Гран-при (Formula 1 Grand Prix de Monaco) по краям трассы устанавливают специальные ограждения, общим весом, как нам сказали, около 250 тонн. Интересно, где они хранятся вне сезона? Может, у соседей-французов на грядках? Если знаете, срочно сообщите!
В качестве иллюстрации, мини-трек для фанатов:
Подданные княжества - монегаски (Monégasques) - и другие проживающие в Монако товарищи очень любят участников F1 и свои чувства выражают в бронзе. За что я, как фанат уличной скульптуры, им очень благодарна.
Вот, например, памятник Уильяму Гроверу, или «Уильямсу», победившему в первом Гран-При Монако 1929 года на бугатти. Скульптор - Франсуа Шевалье (François Chevalier), 2001.
Или бронзовый Хуан-Мануэль Фанхио в своём мерседесе, один из самых титулованных гонщиков F1. Скульптор - Хоаким Сабате (Joaquim Ros Sabate), 2003.
А вот Луи Широн, который был организатором первых Гран-при Монако, а позже стал самым возрастным пилотом, принимавшим участие в F1.
В княжестве выделяют три основных округа: Ла-Кондамин (La Condamin), Монако (Monaco) и Монте-Карло (Monte-Carlo), но официально территория делится не на три части, а на десять мелких райончиков.
Про десять рассказывать не буду, а про три буду :)
Ла-Кондамин включает в себя главный порт княжества под названием Эркюль (Hercule) и часть застройки вдоль него.
Лучше всего это условное разделение видно на главном фото к заметке, и я его здесь продублирую.
Стоим мы на скале, в районе Монако, ниже находится Ла-Кондамин, а район по левую сторону от порта с высокими зданиями - это уже Монте-Карло.
В порту есть открытый бассейн.
Действительно, не плавать же среди яхт и корабликов.
Жара в июле стоит такая, что в бассейн помещаются не все. Приходится выкручиваться.
На возвышении, как я уже написала, расположен район под названием Монако - старый город. Его ещё называют Монако-Вилль (Monaco-Ville) и считают столицей княжества.
Там же, на скале, стоит Княжеский дворец (Palais de Monaco). В конце 12 века на этом месте построили крепость, а потом превратили её во дворец и с тех пор всячески расширяли, восстанавливали и отстраивали.
Монако уже миллион лет правят товарищи из рода Гримальди (а точнее больше семи веков), и все они всегда жили в этом дворце. Во всяком случае, в качестве официальной резиденции использовали только его.
Дворец, на мой взгляд, очень забавный. Совсем не монументальный и похож на игрушечную копию. Хочется аккуратно взять этих солдатиков двумя пальцами и попереставлять, напевая какой-нибудь маршик.
Да простят меня все сто пятьдесят поколений правящего семейства Гримальди, во главе с основателем династии Франческо Гримальди, памятник которому стоит напротив дворца.
Ежедневно в 11:55 здесь происходит смена караула. Вот на этой самой дорожке.
Каким-то чудом мы забрались сюда ровно в 11:55, ничего не зная про это действие, и заодно посмотрели на толпу туристов.
В остальное время на Дворцовой площади (Place du Palais) свободно и просторно.
Только дядя сигналит в свисток, если ему что-нибудь не понравится. Я видела, как он освистал туриста, который хотел прогуляться вдоль дворца без футболки.
Тут же бдит княжеская полиция.
Рядом с Княжеским дворцом находится смотровая площадка, с которой открываются самые лучшие виды на Монако.
Здесь же стоит большой монумент в честь 25 годовщины правления князя Альбера I, прапрадедушки нынешнего князя Альбера II, если я верно подсчитала количество «пра».
Напротив дворца находится старый город с узкими улочками. Здесь много сувенирных лавок.
Одни покупают сувениры, другие - вертолеты.
Или яхты с милыми названиями. Эта, например, называется «Double Trouble».
Раз уж мы ушли из Монако-Вилль, спустились со скалы и вернулись в порт Эркюль, то сплаваем теперь в район Монте-Карло на водном автобусе, который постоянно курсирует туда-сюда.
Можно, конечно, и пешком, но уж очень жарко.
Продолжение скоро будет
здесь.