Зомби Королевского флота - подлодка "Thetis", убившая два своих экипажа

Apr 19, 2019 16:04

Согласно древнегреческой мифологии, нимфа Фетида внимательно следила за походом Ясона и аргонавтов за колхидским золотым руном. Морская дева, любившая кататься по морю на дельфине, помогала смертным обрести драгоценное руно и вернуться домой героями. Однако древность есть древность, остроносые галеры канули в лету, им на смену им пришли корабли из стали. Фетиде технический прогресс не пришёлся по вкусу и бурная её натура взъярилась. Чем же ещё, кроме мести стихии, можно назвать катастрофическую аварию британской подводной лодки, названной в честь Фетиды - "Thetis"?


"Тетис" стала второй подводной лодкой типа "Т" - новых субмарин Королевского военно-морского флота, которые должны были заменить подводные лодки типов O, P и R. Старые лодки были медленны, несовершенны, огромны и к тому же подлежали утилизации через 13 лет службы в соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года Поэтому проектирование новых, предназначенных для замены подлежащих утилизации субмарин, началось в 1934 году и велось с ограничениями, наложенными Лондонским морским соглашением 1930 года: общее водоизмещение британского подводного флота ограничивалось значением в 52 700 тонн, водоизмещение одной лодки - не более 2000 тонн, артиллерийское вооружение калибра не более 130-мм. Лодки типа Т имели полуторакорпусную конструкцию с развитой надстройкой. Прочный корпус делился на 6 отсеков и одну выгородку. В традиционной британской манере, многие передовые решения были отставлены в пользу освоенных: Адмиралтейство было уверено, что подготовка экипажей возместит все конструктивные недостатки. А недостатков было много: например, корпуса почти всех лодок были клепаные, что снижало рабочую глубину. Аккумуляторные батареи размещались в двух соседних отсеках (III и IV) что снижало живучесть; от их разнесения отказались для упрощения электрической системы. Ограждение горизонтальных рулей отсутствовало, а ограждение вертикального руля и ГАС было тросовым. Однако лодки получили такие новшества, как гирокомпас, гидроакустическую станцию ASDIC, прибор торпедной стрельбы и систему беспузырной стрельбы


Испытания головной лодки по имени "Тритон" выявили проблемы с горизонтальными рулями, так что верфи Cammell Laird пришлось дорабатывать их всю зиму и весну 1939-го года. Весной рули прошли испытания и были приняты флотом. Наконец-то можно было продолжать ввод в строй остальных пятнадцати лодок первой группы серии Т. В конце мая наконец-то было объявлено о готовности второй лодки серии - "Тетис" - к первому испытательному погружению в Ливерпульской гавани. По этому случаю были приглашены гости и наблюдатели, и на борту субмарины вместо обычного экипажа в 52 человека оказалось целых 103 человека. В отсеках лодки разместились командир 5-й флотилии подводных лодок (в ней "Тетис" и должна была служить) капитан 2-го ранга Х. Орам, 53 члена экипажа, 20 представителей служб и управлений Адмиралтейства, входивших в состав приемной комиссии, 26 работников верфи и три представителя предприятий-контрагентов.


Спуск на воду подлодки "Тетис"

В 10 часов 00 минут подводная лодка отошла от пирса верфи и направилась в море для выполнения программы погружений. В назначенном месте ее ожидал буксир "Grebe Cock" (название переводится как "Большая поганка". И это в честь водоплавающей птицы, если что!), задачей которого было оповещение судов, способных помешать проведению погружений. Средств звукоподводной связи с лодкой, а также шифровальных таблиц для передачи секретных сообщений в штаб флота буксир не имел.

В 13 часов 40 минут под командованием лейтенант-коммандера Гая Болуса "Тетис" приступил к погружению. С борта буксира видели, как подводники покинули мостик. Над головами спустившихся в отсеки подводников лязгнул рубочный люк. Вслед за этим послышался шум воздуха, вытесняемого водой из цистерн главного балласта. Однако, вопреки ожиданиям, "Тетис" вовсе не желала уходить под воду. Ее рубка еще в течение часа оставалась на поверхности. Сам по себе случай непогружения лодки не был чем-то необычным: при расчетах балластировки подводного корабля всегда предпочитают ошибаться в безопасную сторону. Однако последующие события приняли трагический оборот. Как выяснилось позже из рассказа спасшихся подводников, командир лодки счел, что неудовлетворительная балластировка объясняется отсутствием воды в двух носовых торпедных аппаратах, которые, согласно расчетам, необходимо было заполнить для компенсации массы отсутствовавших на лодке торпед. Он послал в носовой отсек командира минно-торпедной части лейтенанта Вудса, чтобы тот проверил, заполнены эти аппараты или нет. Лейтенант Вудс, поочередно открывая на торпедных аппаратах пробные краники, как и предполагалось, обнаружил, что аппараты с первого по четвертый осушены. Из пробного краника шестого аппарата полилась слабая струйка воды, что свидетельствовало о его частичном затоплении, а пробный краник пятого аппарата наличия в нем воды не показал. Доложив о результате проверки в центральный пост, Вудс подождал некоторое время приказа о затоплении аппаратов (этот приказ почему-то так и не был отдан) и решил произвести проверку состояния их передних крышек, которая была предусмотрена программой испытаний. Для этого он начал последовательно открывать задние крышки аппаратов, начиная с первого, и осматривать их внутренности, освещая длинные темные трубы электрическим фонарем. На пятом аппарате заело рукоятку открывания задней крышки. Как только Вудсу и помогавшему ему торпедисту удалось открыть крышку, через аппарат в отсек хлынул поток холодной морской воды, что было совершенно неожиданно, так как рукоятка открывания передней крышки находилась в положении "закрыто" (система взаимной блокировки крышек аппаратов на английских лодках в то время отсутствовала). Нечего было и думать вновь закрыть крышку, и Вудс, доложив в центральный пост о случившемся, перешел вместе с торпедистом и другими подводниками во второй отсек (на лодках этого типа - отсек запасных торпед) и попытался закрыть за собой переборочный люк. Это ему также не удалось, так как между крышкой и комингсом люка попал барашек задрайки. Времени для его освобождения у подводников не было, и они отступили в третий отсек, задраив за собой переборочный люк. С затопленными первым и вторым отсеками в 15 часов 00 минут лодка легла на грунт на глубине 46 метров.

Командный состав лодки понимал, что на поверхности не будут беспокоиться по крайней мере до 17 часов, поскольку около 14 часов с "Тетиса" ушла радиограмма с сообщением о предстоящем погружении продолжительностью до 3 часов. Индивидуальные дыхательные аппараты для самостоятельного выхода людей на поверхность, которых на лодке было достаточно, не стали сразу использовать главным образом потому, что опыта такого выхода с глубины, на которой затонула лодка, не имели не только гражданские лица, но и большинство подводников. В течение почти пяти часов (до 19 часов) подводники в индивидуальных аппаратах предпринимали попытки проникнуть через спасательную камеру, расположенную между вторым и третьим отсеками и имевшую выходы в каждый из них, в носовые отсеки и закрыть крышку злополучного торпедного аппарата и затем попытаться откачать воду.

Эти попытки не увенчались успехом, но сильно вымотали людей. Тем временем буксир "Греб Кок" напрасно ожидал всплытия "Тетиса". Командир буксира был озадачен необычным уходом лодки под воду. Уже в 16 часов 00 минут он решил сообщить о своих опасениях, однако, не имея шифровальных таблиц, мог сделать это только через гражданскую радиостанцию открытым текстом. Чтобы не поднимать излишней тревоги при прохождении радиограммы по обычным каналам связи, сообщение "Греб Кока" в штаб подводных сил было сформулировано в форме вопроса "На какое время планировалось погружение "Тетиса"?" Эта радиограмма была получена в штабе лишь в 18 часов 15 минут в результате стечения ряда обстоятельств (включая прокол шины велосипеда почтальона). Сразу же был отдан приказ о поиске пропавшей подводной лодки. В 18 часов 22 минуты его получил эскадренный миноносец "Брэйзен", находившийся в Ирландском море.


HMS Brazen (H80)



Буксир "Греб Кок" у места аварии лодки

В 18 часов 50 минут приказ был получен на аэродроме морской авиации, расположенном в 150 милях от места катастрофы, однако четыре поисковых самолета смогли взлететь лишь в 19 часов 40 минут. В результате и эскадренный миноносец, и самолеты прибыли в район происшествия около 21 часа, то есть перед самым заходом солнца. Буксир "Греб Кок", хотя и находился на месте катастрофы, не мог оказать им помощь в поисках лодки, поскольку не имел не только средств подводного обнаружения, но и обычных навигационных приборов для определения собственного места. Между тем обстановка в отсеках подводной лодки продолжала ухудшаться. Обессилевшие люди, напрасно ожидая помощи извне, решили поднять корму лодки, а затем попытаться выйти на поверхность через кормовую спасательную камеру, которая таким образом оказалась бы на сравнительно небольшой глубине. Для подъема кормы потребовалось рассоединить и вновь временно соединить многие водные и воздушные магистрали, и эта работа была успешно выполнена опытными заводскими специалистами. Рано утром следующего дня корма лодки наконец вышла из воды и достаточно скоро была обнаружена поисковыми кораблями, а в 7 часов 30 минут рядом с ней всплыли два подводника капитан 2-го ранга Орам, который решил лично руководить спасательной операцией, и лейтенант Вудс (необходимо отметить, что эти подводники вышли первыми с согласия оставшихся на лодке). Они рассказали о тяжелом положении людей и ужасной атмосфере в отсеках лодки. Хотя к этому времени у кормы погибшей подводной лодки собирались корабли (кроме "Гребекока" и "Брэйзена" на место происшествия прибыло спасательное судно Ливерпульского порта "Виджилант"), ни одно из них не имело средств оказания реальной помощи подводникам.


Спасательное судно "Виджилант" у поднявшейся кормы "Тетиса"



Британские корабли над местом аварии подлодки "Тетис"

В 10 часов 00 минут из подводной лодки вышли на поверхность еще два человека (старший моторист Уолтер Арнольд и заводской механик с фирмы Cammell Laird Фрэнк Шоу), которые сообщили, что физическое состояние людей значительно ухудшилось, и они уже не способны самостоятельно выбраться из своего подводного гроба. Около полудня к месту гибели лодки подошли шесть новейших эскадренных миноносцев типа "Трайбл" из состава 6-ой флотилии, однако и на них не оказалось ни опытных водолазов, ни средств оказания помощи затонувшей подводной лодке. В 14 часов 30 минут из Биркенхэда прибыл буксир, доставивший оборудование для кислородно-ацетиленовой резки, с помощью которого предполагалось прорезать отверстие в прочном корпусе и через него извлечь оставшихся в живых людей. Для страховки на корму лодки был заведен трос, удерживаемый буксиром и спасательным судном. В 15 часов 10 минут этот трос лопнул, и кормовая часть "Тетиса", подняв огромную волну, скрылась под водой. Только после 18 часов к месту катастрофы начали подходить аварийно-спасательные средства - тихоходные судоподъемные суда и буксиры с понтонами из Ливерпуля; эсминец с четырьмя гражданскими водолазами-глубоководниками и необходимым оборудованием на борту. Менее чем через два часа после прихода эсминца к месту происшествия водолазы были уже на палубе затонувшей лодки. В 3 часа 00 минут 3 июня к ним присоединились водолазы со спасательного судна ВМФ "Тедуорт"... Но было уже поздно. В отсеках "Тетиса", затонувшего вследствие выхода из строя пробного краника и системы открывания крышек торпедного аппарата, погибли 99 человек.


"Тетис" удалось поднять и вытянуть на отмель в заливе Моэлфри лишь 3 сентября 1939 года - в тот день, когда Британия объявила войну Германии. Во время подъёма невезучая лодка ещё раз заявила о своём склочном характере, внезапно подставив свою всплывающую рубку под борт "Тедуорта". Последний после этого на месяц пришлось ставить в док.






"Тетис" на отмели Моэлфри

Получившую среди моряков мрачную кличку "Зомби" подлодку капитально отремонтировали и, дабы отделаться от всяких суеверных слухов, переименовали в "Удар грома" (Thunderbolt). Командиром новой старой лодки стал лейтенант-коммандер Сесил Кроуч. Следующие 18 месяцев подводная лодка "Тандерболт" несла службу в Атлантике. 18 декабря 1940 года субмарина открыла счёт, выследив и потопив в эстуарии Жиронда итальянскую подлодку "Capitano Raffaele Tarantini" типа "Люцци".
В 1942 году "Тандерболт" вместе с подлодками "Trooper" и Р-311 прошла модернизацию. Троица стала носителями человекоуправляемых торпед "Chariot" и принимала участие в диверсионных рейдах на итальянские порты. Жертвами британских боевых пловцов стали строившийся итальянский крейсер "Ulpio Traiano" и войсковой транспорт "Viminale".
Впоследствии лодки осуществляли нападения на порт Триполи, который вскоре был захвачен британской 8-й армией.


Экипаж подлодки "Тандерболт" с "Весёлым Роджером" у ограждения рубки

20 февраля 1943 года у Бари лодка "Тандерболт" была обнаружена албанской канонеркой "Villanzen Veli". Канонерка дала в эфир координаты, по всплывшей было лодке отработал артиллерией вспомогательный крейсер "Brindisi", а после экстренного погружения субмарину причесали ещё и глубинными бомбами. Отделавшись лёгкими повреждениями, "Тандерболт" ушла от итальянцев.

14 марта близ Сицилии подводную лодку "Тандерболт" обнаружил итальянский корвет "Cicogna". За борт посыпалась серия глубинных бомб... и "Тандерболт" рухнул на дно со всем экипажем. Глубина на месте гибели подводной лодки составляет 1350 метров

Топ-25


Подводные лодки у борта плавбазы. Одна из них - "Тандерболт"

история, Средиземное море, происшествие, Италия, корабль, livejournal, фото, Британия, флот, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up