Статья "Родезийские Скауты Селуса", автор - Крис Фермак, специально для журнала "Armed Forces" Вооружённых сил Родезии, май 1977 года
Статья о Скаутах Селуса, написанная Крисом Фермаком, представляет собой попытку прояснить ситуацию. Один из самых опытных и уважаемых журналистов в Африке, Крис Фермак прекрасно разбирается в сущности тех событий, что происходили на континенте последние пару десятилетий. Мы надеемся, что эта статья будет интересна всем, кто интересуется вопросами терроризма и борьбы с ним.
Элитная часть вооруженных сил Родезии, Скауты Селуса - это особым образом отобранная группа крепких бойцов, как белых, так и черных, вероятнее всего, лучших в мире специалистов по войне в буше. Террористы и их марксистские подпевалы, которые никогда не упускают возможности извратить правду в своих интересах, называют их бандой убийц-психопатов.
Всегда, когда на войне случается какая-нибудь жестокость, находятся люди, которые заинтересованы в том, чтобы опубликовать факты, те, которые стараются предотвратить публикацию, чтобы избежать огласки, и те, кто стремится манипулировать отобранными фактами, чтобы выставить виновную сторону в «правильном» свете. Недавние случаи зверств в Родезии, совершенных террористами из фракций Нкомо или Мугабе, постоянно приписываются Скаутам. Как Нкомо, так и Мугабе постоянно распространяют эту ложь - и в этом им помогают некоторые церковные иерархи, легковерные журналисты, преследующие исключительно финансовые интересы, а также иностранные дезертиры из рядов родезийских вооруженных сил, которых для начала вообще не стоило пускать в страну.
Суть этой намеренно распространяемой лжи, не имеющей ничего общего с реальным положением дел, очевидна всем, кто имеет представление о методах террористов и марксистской стратегии - вбить клин между населением и вооруженными силами и свести на нет жизненно важную борьбу за сердца и умы. А также попытаться расколоть вооруженные силы. Для этой цели и были избраны Скауты Селуса, наиболее боеспособная часть вооруженных сил, родезийский ответ террористической угрозе. Этих отборных солдат террористическая пропаганда ежедневно обвиняет в расправах над мирными жителями, называя их мясниками, убийцами детей и кровожадными маньяками.
Будучи военным корреспондентом, постоянно освещавшим недавние события в Африке, первое, что приходит мне на ум - аналогичная ситуация с обвинениями отборных частей португальской армии, коммандос. Именно на их долю пришлись наиболее тяжелые бои с террористами в Мозамбике и Анголе. Коммандос подвергались постоянным пропагандистским атакам со стороны ФРЕЛИМО - их называли бандой жестоких убийц, проводящих политику геноцида. Такая кампания ненависти и слухов, и общая идеологическая линия Лиссабона, где набирало силу Движение вооруженных сил, в итоге принесла свои плоды - коммандос стали открыто презирать тысячи португальских солдат, которые войну видели только на картинках.
Проводя свою пропаганду, коммунисты предпочитают прибегать к испытанным методам. Аналогичный пример - это Немецкий батальон в бывшем Французском Индокитае. Он состоял из солдат, которые ушли от наказания за военные преступления, возможно совершенные ими в ходе Второй мировой войны, и вступили во французский Иностранный легион. Этот батальон штыками и снарядами проложил путь в самое сердце вражеской территории, воюя жестоко, но эффективно - это была война в самом первобытном смысле этого слова, где обе стороны, скинув белые перчатки, совершали жестокости и творили зверства. Ошарашенный таким натиском, Вьет Минь, используя коммунистическую пропаганду и ряд западных СМИ, развернул скоординированную кампанию по очернению этой части.
Французов постоянно обвиняли, что они используют своих бывших врагов, для того, чтобы расширить свое "империалистическое влияние" - и в итоге Немецкий батальон был расформирован. "Батальон проклятых", как эти легионеры предпочитали себя называть, просуществовал ровно 1243 дня, в течение которых солдаты уничтожили 7466 партизан и 221 базу Вьет Миня, освободили 311 военных и гражданских пленных, пройдя пешим маршем около 11 тысяч километров. Они потеряли 515 человек - для них эти потери были более чем существенны. Дальнейшее, как говорится, история - через 700 дней Вьет Минь одержал убедительную победу при Дьен Бьен Фу и Франция с позором ушла из Индокитая.
Эти примеры приходили мне на ум, когда я интервьюировал Джошуа Нкомо, в его резиденции Зимбабве-Хаус, штаб-квартире ЗАПУ, расположенной на Конакри-Роад, в Лусаке. По его словам, сообщения об убийствах мирных жителей в Родезии, совершаемые вооруженными силами республики, становятся такой же обыденностью, как и метеосводки. Вот что он сказал:
"Когда наши жители - мужчины, женщины и дети - сталкиваются с безжалостными Скаутами Селуса, то им остается жить ровно столько времени, чтобы ответить на несколько вопросов. После этого их пристреливают". Он заявил, что у него есть свидетель (хотя так его и не представил - К.Ф.), который готов свидетельствовать о чудовищной расправе, совершенной солдатами, в южной части страны, рядом с границей с Ботсваной. Вот его история: "Шесть женщин - трое из них с детьми - были остановлены Скаутами для проверки документов на берегу реки Шаши. Хотя документы были в порядке, Скаутов это не остановило. Когда матери пошли к реке, чтобы переправиться через нее, Скауты хладнокровно расстреляли их из автоматического оружия. Матери погибли сразу, но дети еще были живы. Один из Скаутов спросил - что мы будем с ними делать? В ответ, другие Скауты штыками перерезали детям горло. Жертв похоронили в братской могиле. Один из сыновей, позже попытавшихся узнать судьбу матери, также был убит".
Представителям зарубежных СМИ, Нкомо, с ханжеским смирением сообщил следующее:
"Борцам за свободу приказано не обижать гражданское население и концентрировать свои действия на атаке исключительно военных объектов. Скауты сотнями убивают наших людей, чтобы заставить население ненавидеть наше движение освобождения. Любой борец за свободу строго-настрого проинструктирован никоим образом не причинять вреда гражданскому человеку, будь он черный или белый. Эти Скауты сеют ненависть по отношению к белому населению Зимбабве. Скауты перерезают глотки молодым людям, расстреливают женщин, работающих на полях - и это оказывает суммарное действие на сознание жителей, по отношению к белым. Если эти зверства не прекратятся, то белых начнут считать продолжателями дела Смита. Геноцид, творимый Скаутами, приведет к очень серьезным трениям между белыми и черными и в итоге это выльется в то, что мои люди не смогут отличить кто прав, кто виноват".
Только абсолютно несведущий в ситуации человек, к тому же обладающий чрезвычайно наивной и сентиментальной душой, способен поверить словам Нкомо. При этом стоит взглянуть на дела, которые творят подчиненные Нкомо. Как, например, на убийства в Лупане, 5 декабря 1976 года, когда террорист Альберт Сумне Нкубе убил епископа Адольфа Шмидта, о. Поссенти Веггартена и сестру Марию Фрэнсис. По словам сестры Эрменфрайд, единственной, кто выжил в этой бойне, перед тем как расстрелять священников, террорист объявил миссионеров «врагами народа». Нкубе, позже захваченный полицией, признался в этом убийстве и других преступлениях, а также в том, что прошел подготовку в террористических лагерях в Танзании. Однако ему удалось бежать, по всей вероятности, он сейчас находится в Замбии.
В воскресенье, 19 декабря 1976 года, банда террористов Мугабе, проникших в Родезию из Мозамбика убила 27 безоружных сельскохозяйственных рабочих-африканцев на чайной плантации в долине Хонде. Рабочих расстреляли на глазах у их жен и детей. После этого террористы вернулись в Мозамбик.
В воскресенье, 6 февраля 1977 года, еще одна банда, из 12 террористов, убила священников в миссии Св. Павла в Мусами. Погибли иезуиты о. Мартин Томас, о. Кристофер Шеперд-Смит, брат Джон Конвей, и доминиканцы, сестра Епифания Берта Шнайдер, сестра Джозеф Паулина Уилкинсон, сестра Магдала Криста Левандовски и сестра Сеслав Анна Штайгер.
Отцу Дунстану Майерскоу и сестре Анне Виктории Реггель удалось выжить. По его словам, "террористы явно находились под влиянием советской пропаганды. По моему мнению, если вам нужно подтверждение того, что за этим стоят коммунисты, то лучше приехать в миссию и посмотреть на это своими глазами. Террористов натаскивали на то, чтобы разбудить в них всю жестокость".
Отец Дунстан Майерскоу
Все эти жестокие преступления происходили в воскресенья, выходные дни, что указывает на то, что убийства планировались заранее, а вовсе не были спонтанными случайностями, как любят заявлять сторонники террористов. Но важнее всего то, что во всех случаях, свидетели и выжившие подтверждают, что убийцами были боевики из групп Мугабе или Нкомо.
Причастность террористов к этим злодеяниям была убедительно доказана в ходе одной из операций, когда военнослужащие обнаружили при обыске погибшего боевика его дневник. В нем он описал в деталях, как его группа убила миссионеров, и других безвинных гражданских. В заключение, он писал: "Нам очень повезло с этим".
Однако эти и другие факты нисколько не смущают главарей террористов. Они продолжают возлагать всю вину на родезийские вооруженные силы и, прежде всего, на Скаутов Селуса. Порой террористы пытаются оправдать эти преступления, говоря, что это "неизбежное следствие" политики, проводимой правительством Родезии. Господа Нкомо и Мугабе всячески отрицают тот факт, что убийства в Лупане были совершены партизанами их "Патриотического фронта". По словам Нкомо:
"Эту трагедию нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации и народа, находящегося под властью режима Смита, повинного в продолжении войны. Этими вещами занимаются Скауты Селуса, затем, чтобы отвратить население от поддержки освободительного движения".
Тем не менее, Нкомо призвал провести международное расследование бойни в Хонде, которую совершили подчиненные его соратника по террору, Роберта Мугабе.
Комментарии террористов по поводу убийств в Хонде и Муссами строятся на обвинениях вооруженных сил и отрицании собственной вины. Вот что Роберт Мугабе заявил в интервью Би-Би-Си 8 февраля 1977 года:
"Мы не способны на подобные бесчеловечные действия (как убийства в Муссами - К.Ф.). В конце концов, мы ведем передовую борьбу, направленную на то, чтобы мобилизовать все демократические силы, способные поддержать революцию. Мы плотно и гармонично сотрудничаем с различными церковными организациями".
Подобные фразы можно встретить и в замбийской Daily Mail, и на мозамбикском "Радио Мапуту" и в других СМИ, отражающих позицию президентов "прифронтовых" государств.
В унисон к этим обвинениям со стороны террористов звучат и «заслуживающие доверия» статьи различных журналистов левацкого толка, наподобие Дэвида Мартина и дезертира из родезийских вооруженных сил, торгующего своими историями в Лондоне. Находящийся в Лусаке Мартин (ему воспрещен въезд в Родезию), написал в статье, опубликованной в The Guardian, что "не вызывает никаких сомнений, что недавние убийства мирных жителей - это дело рук Скаутов Селуса". Дезертир же рассказал, что он слышал, как военнослужащие-Скауты планировали и обсуждали предстоящие убийства.
Вдобавок к этому в начале мая официальная Ботсвана заявила, что Родезия имеет отношение к недавнему взрыву на переполненной дискотеке во Францистауне - тогда в зал была брошена ручная граната русского производства; при взрыве погибли два человека и 80 получили ранения. Администрация президента Ботсваны резко осудила этот "варварский акт саботажа" и заявила, что в связи со взрывом в клубе "Мофане" был арестован цветной родезиец. Позже было сообщено, что семь чернокожих родезийцев были взяты под стражу полицией Ботсваны. В заявлении говорилось, что родезийцы, задержанные в лагерях беженцев во Францистауне и Селеби-Пикве, сознались в том, что являются Скаутами Селуса, посланными в Ботсвану со шпионскими целями. Они проникли в страну под видом беженцев, но на допросах в полиции показали, что на самом деле были посланы правительством Родезии, с целью изучения ситуации в лагерях беженцев, для планирования возможных налетов. В более поздних сообщениях говорилось, что эти семеро Скаутов попросили политического убежища, и им был предоставлен беспрепятственный проезд в Замбию. О том, что взрыв в клубе связан с родезийским ударным анти-террористическим отрядом Скаутов Селуса заявил и Секретарь администрации президента Филипп Штеенкамп - он не представил никаких доказательств, но по его словам, "он в этом уверен".
Вне сомнения, эти семеро "перебежчиков" из Скаутов будут представлены иностранным журналистам, в качестве очередного "доказательства" зверств этой части. Ложь набирает обороты и результат нетрудно предугадать. Вся мощь марксисткой пропаганды обрушится на Скаутов Селуса, как наиболее ярких представителей "безжалостной касты убийц". Естественно, что конечная цель - дискредитировать Скаутов в глазах как белого, так и черного населения Родезии, с тем, чтобы вызывать общественный резонанс, осуждающий их преступные деяния. Поскольку известно, что родезийские вооруженные силы в своей войне с террором зависят от уникальных талантов этих отборных специалистов.
Скауты Селуса
Устав от постоянных обвинений террористов и их сторонников в адрес отборной части родезийской армии, и от обвинений в попытках "скрыть истинное положение дел", правительство Родезии недавно в первый раз приподняло завесу секретности, окружавшую Скаутов с момента формирования части в 1974 году, как отряда боевых следопытов. Несколько иностранных корреспондентов были допущены в тренировочный лагерь, где будущие Скауты проходят подготовку. Именно там многие из этих журналистов впервые осознали, что такое на самом деле отряд Скаутов Селуса. Им сообщили, что по самым скромным подсчетам, к марту 1977 года, Скауты Селуса уничтожили 1205 террористов - потеряв при этом всего лишь 10 человек. По любым стандартам эта цифра выглядит внушительно.
Тренировочный лагерь находится в часе езды от Карибы, или в 30 минутах по воде, вдоль берега известного водохранилища. Лагерь представляет собой скопление шалашей из тростника и на первый взгляд похож на концентрационный лагерь использовавшийся японцами во Вторую мировую войну. На самом деле этот тростниковый военный городок является главным местом отбора и подготовки военнослужащих одной из самых специализированных и боевых частей, когда-либо существовавших в мире. Название лагеря "Вафа-Вафа" - происходит от фразы на языке шона "Вафа васара" - приблизительно ее можно перевести, как "Кто умер, тот умер, кто отстал, тот отстал".
Вполне подходящее название, поскольку изматывающий отбор "убивает" огромное число кандидатов - мало кто из них доходит до финиша. То, что кандидаты вообще способны выжить в ходе отборочного курса, уже похоже на чудо, тем не менее, они не только выживают, но и превращаются в самых грозных солдат, способных противостоять террористической угрозе. Преимущественно их учат убивать и выживать - а в ходе обучения их загоняют до немыслимых физических пределов. Так, рацион кандидата составляет одну шестую от того, что получает военнослужащий обычной части.
Среди прочих испытаний, которым подвергаются кандидаты, есть и такое: курсанта оставляют на ночь в буше с оружием, 20 патронами, спичкой и материалом, об которую ее разжечь и сырым яйцом. Мало того, что кандидату предстоит "веселая" ночь среди львов, носорогов и слонов - к утренней проверке он должен предоставить яйцо сваренное вкрутую.
Один из родезийских журналистов так вкратце описал заслуги Скаутов:
"Окруженные секретностью и тайнами, порождающими тысячи историй (некоторые из них это правда, но большинство - слухи), Скауты Селуса всего лишь за два года стали частью, получившей наибольшее количество наград. Среди прочих знаков отличия, Скауты могут похвастаться шестью Серебряными крестами (высшей военной наградой Родезии за мужество), одиннадцатью Бронзовыми крестами и шестью орденами Почетного легиона за героизм. О них мало пишут, но именно они играют самую важную роль в войне, которую страна ведет с террористами".
Скауты Селуса - это полностью интегрированная часть. Точное количество военнослужащих по понятным причинам сообщить нельзя, но соотношение черных и белых солдат - примерно восемь к двум.
Первоначальная процедура отбора длится примерно 18 дней и является по всей вероятности самым жестким отбором в мире. Каждый человек, прибывающий в лагерь - доброволец; среди них есть опытные, закаленные в боях ветераны, которые, однако, после нескольких дней ломаются и отказываются от дальнейших испытаний. Неудивительно, что например, во время последнего по времени отбора, только 14 человек из 126 смогли его пройти.
Командует Скаутами уроженец Солсбери майор Рон Рейд-Дэли, 47-летний офицер, который в свое время был полковым сержант-майором Родезийской легкой пехоты - известной также как "Невероятные". Навыки контрпартизанской войны он получил, проходя службу в британской Специальной Авиационной Службе - в 1950 году он отправился в Англию, и в составе САС в начале 1950-х годов, принимал участие в подавлении в Малайзии террористической войны, инспирированной коммунистами.
Майор Рон Рейд-Дэли
Рейд-Дэли вполне согласен с приводимой аналогией "концлагеря":
"Я полагаю, что в большинстве современных армий мне просто бы запретили пускать этих бедняг на такой отборочный курс, какому мы их подвергаем здесь. Скорее всего, они бы решили, что я намерен убить этих добровольцев, которые хотят вступить в наши ряды. Согласен, в ходе отбора и подготовки солдат, кое-что тут действительно напоминает концлагерь. Мы подводим их к самому порогу психической выносливости - и именно там большинство из них ломается. Можно взять любого здорового человека и довести его до высочайших стандартов физической подготовки. Но если в человеке внутри чего-то изначально нет, то вложить это в него невозможно".
Во время отборочного курса каждого кандидата доводят до состояния, которое обычный человек вынести не в силах. Фактически кандидата лишают человеческого облика, заставляя его жить на подножном корму (в "меню", например, входят крысы, змеи, бабуины), в экстремальных и враждебных человеку условиях. Их учат вещам, от которого нормального человека стошнит - например, чтобы восполнить водопотерю, пить жидкость, содержащуюся в желудке убитого животного, есть подгнившее червивое мясо и т.д.
Кандидаты Скаутов Селуса в лагере "Вафа-Вафа" несут убитого бабуина. Печень этой обезьяны поедалась сырой
Еда курсантам не выдается - они должны находить ее сами. Кандидаты должны уметь развести огонь без помощи спичек, уметь поймать дичь, сделав силки из коры (gusi tambo). Чтобы утолить постоянный голод, они ловят мелкую живность - кузнечиков и ящериц. "Тут понимаешь, что такое настоящий голод, - рассказал один из курсантов. - Однажды мы поймали небольшого варана - мы еле сдержались, чтобы не съесть его в сыром виде, со шкурой и костями".
Во время визита журналистов, Скауты в первый раз официально подтвердили, что они участвовали в трансграничных рейдах по преследованию террористов в Мозамбике, включая блестящую операцию по уничтожению лагеря боевиков в Ньядзонья, в прошлом августе, когда было уничтожено более 500 партизан.
Те, кто прошли отбор обычно распределяются (после обучения навыкам чтения следов) во взводы, как правило, в качестве флангового следопыта. Они работают в глухих уголках Родезии, выслеживая террористические группы и наводя пехоту на крупные банды - в случае если террористы значительно превосходят числом "двойки" Скаутов. Все Скауты, начиная от командира и заканчивая последним рядовым-европейцем, говорят как минимум на одном из африканских языков - это необходимое условие для нормальной работы со своими черными сослуживцами.
Приоритет в подготовке Скаутов отдается таким дисциплинам как выслеживание, выживание и тактика ближнего боя. По мнению журналистов, человек, прошедший подготовку в лагере Вафа-Вафа, может с полным на то основанием называться особенным солдатом, заслужившим право служить в самой элитной части вооруженных сил Родезии. Однако майор Рейд-Дэйли не любит слово элита:
"Мы не считаем себя элитой, равно как и не считаем, что мы стоим на голову выше остальных. Такие мысли могут привести к завышенной самооценке и хвастовству, что в свою очередь ведет к безрассудству. Мы просто следопыты, которые выполняют свою работу".
Майор Рейд-Дэли объяснил также, почему отбор в Скауты настолько суров:
"Когда человек впервые к нам попадает, мы берем и полностью его разрушаем. И потом создаем из него то, что нам необходимо. Может быть, кто-то скажет, что это негуманно, что это бесчеловечно - ну что ж, наверное, так и есть. Но, по моему убеждению, именно так и должно быть, если мы хотим чтобы наша часть продолжала быть боеспособной. Я часто слышал о разных отборных подразделениях, от которых впоследствии оставалось только одно название, потому что они понижали стандарты отбора, чтобы набрать побольше людей. Я не намерен допустить такого в Скаутах".
Иногда их можно увидеть в городе, парней в коричневых беретах с эмблемой в виде скопы. Скопа - это хищная птица, орлан-рыболов, повсеместно встречающаяся у крупных водоемов. Эмблема - изначально она была неофициальным знаком отличия следопытов - была принята в честь первого родезийского инструктора-следопыта, Андре Раби, погибшего при выполнении задания в 1973 году. Все Скауты считают Раби идейным вдохновителем части.
Скауты располагают одним из лучших и наиболее полных вольеров в Родезии. Недавно они также завели и террариум - причем не для забавы. Поскольку Скауты обязаны уметь выживать в буше в течение многих дней, они обязаны разбираться и использовать с выгодой для себя то, что может предложить им дикая природа: растения, птиц, животных, насекомых. Как пояснил один из инструкторов:
"В вельде можно найти все. Чем лучше ты знаком с ним, тем выше твои шансы выжить в нем. Человек, не знающий буш, постоянно будет попадать там в опасные ситуации. Например, некоторые птицы могут выдать твое присутствие. Бабочки, которых люди считаю милыми и симпатичными насекомыми, на самом деле являются признаками того, что рядом находится источник с водой - особенно в зимние месяцы. Наша цель - научить курсантов чувствовать себя как дома, в тех условиях, в которых они работают. Растения не только дают им пищу - они очень важны при выслеживании людей. Кроме того, растения можно использовать и как лекарства - скажем, марула, это лучший антигистаминный препарат, который только можно найти в дикой природе".
Истории о том как они выживают в буше, порой звучат как легенды - как например, об одном молодом Скауте из Солсбери, который провел 18 дней в буше, скрываясь от большой банды террористов, его преследовавшей. Как он сам сказал, "просто в один момент, что-то пошло не так". У него не было сухого пайка, запасов воды, и очень мало патронов - но его подготовка в Вафа-Вафа, позволила ему с честью выйти из этой ситуации.
Многие Скауты являются отлично подготовленными парашютистами, что позволяет им быстро и скрытно попадать в те районы, где требуются их навыки.
Вот кто такие Скауты, солдаты, которых террористы мечтают уничтожить, военнослужащие, по праву гордящиеся своим официальным девизом - Pamwe Chete, Только вместе.
От редакции: методы отбора и подготовки, использующиеся в Скаутах очень похожи на те, что использовала португальская армия при подготовке коммандос.