Проклятая "Корона"

Sep 29, 2017 15:22

Когда в 1665 год на стокгольмской верфи Блазиенхольмен заложили новый линейный корабль, наречённый "Крунан" - "Корона" - никто и подумать не мог, какая мрачная судьба его ожидает. Наоборот, шведские адмиралы потирали руки и в предвкушении ждали, когда огромный и мощный корабль по насаленному стапелю соскользнёт в студёную воду Балтийского моря. Линкор, постройкой которого руководил английский мастер Фрэнсис Шэлдон, в представлении адмиралов королевского флота должен был стать грозой морей и навсегда закрепить за Швецией статус хозяйки Балтики. Никакие датчане не смогут одолеть шведский флот, флагманом которого будет могучий "Крунан"!


"Kronan" (рисунок-реконструкция адмирала Якоба Хогга, 1909 год)

"Крунан" был закончен в 1668 году и это был один из самых больших боевых кораблей своего времени. Это было первое построенное в Швеции трёхдечное судно: водоизмещением 2140 тонн и длиной 55 м. Вооружение - 126 орудий. Экипаж корабля должен был составлять 850 человек, но вот было ли когда-нибудь на нём постоянно столько матросов?..

... При спуске на воду произошла трагедия: один из канатов, удерживавших парусного монстра, лопнул и рассёк надвое стоявшую рядом женщину. Потом заскользивший по стапелю к воде линкор снёс строительные леса, в итоге три человека погибли под брусьями. Моряки, народ крайне суеверный, немедленно стали говорить о том, что "Корона" - несчастный корабль и служба на нём - самое плохое, что может случиться в жизни любого морехода.


Схема компоновки и расположения внутренних помещений на линейном корабле "Крунан"

Между тем "Крунан" продолжал показывать свой крутой скандинавский норов: при достройке на одной из мачт сорвалась стеньга. Тяжёлый брус рухнул на палубу, насмерть задавила семерых рабочих верфи и ещё одному изломал ноги, оставив на всю жизнь инвалидом.
Моряки из уже сформированной команды "Крунана" немедленно под разными предлогами стали отказываться от службы на злополучном линейном корабле, некоторые же просто сбежали. Дезертиров отлавливали, пороли "капитанской дочкой" - девятихвостой плёткой, протаскивали под килем корабля, клеймили, окунали в воду - ничего не помогало. Все матросы королевского флота знали, что "Корона" - несчастливый корабль, а в тавернах Стокгольма постоянно ходили слухи о всё новых и новых трагедиях на борту линкора.
Наконец в 1672 году "Корона" вышла в море. Первые полтора года службы корабль вёл себя спокойно, на время остудив слухи о преследовавшем его злом роке. Быть может, злой дух линкора привыкал к балтийской волне?..


"Корона" в разрезе

Но в 1674 году "Крунан" вновь взбесился: неловко сманеврировав, линейный корабль снёс форштевень другому шведскому линейному кораблю "Свэрдет" ("Королевский меч"). Во время аварии на обоих кораблях погибло 52 человека. "Свэрдет" остался на плаву, его шлюпками отбуксировали в порт и через год восстановили. Но после "близкого контакта" "Меча" с "Короной" невезение виновника аварии распространилось и на "Свэрдет". По крайней мере, стоило "Свэрдету" вступить снова в строй и выйти за створы, как молниеносно вспыхнувшая на нём эпидемия инфлюэнции унесла жизни 200 с лишним моряков. Теперь повальное дезертирство началось и на "Королевском мече" - матросы в ужасе покидали борт. Вновь засвистели на верхней палубе хвосты плёток, но страх перед нечистой силой, поселившейся на борту "Свэрдета", был сильнее страха перед телесным наказанием.

"Корона" же продолжала укреплять свою славу злосчастного корабля. Постоянно вспыхивал пожар на камбузе, людей смывало за борт, рвались паруса, лопался рангоут, ломался руль. В один из осенних штормов на орудийной палубе сорвалась с креплений пушка. Тяжёлое орудие, подчиняясь воле волн, носилось по палубе, ломая и снося всё на своём пути. На зимовке матросы "Крунана" позвали гадалку. Тайный языческий ритуал предсказал скорую гибель "Крунана" и "всего, что к кораблю прикасалось"... Нет нужды описывать лица матросов со "Свэрдета", когда на следующее утро после ритуала команда "Короны" сообщила им о результате гадания.

Вскоре команде "Крунана" пришлось открыть крюйт-камеру и изготовить корабль к бою. В 1675 г. шведским провинциям на Европейском континенте стало угрожать Бранденбургско-Прусское государство. В тот же год началась война между Датским королевством и Швецией, а весной 1676 г. шведский флот направился в южную часть Балтийского моря дабы воспрепятствовать действиям датского флота, грабившего шведские острова.

Первое сражение произошло между островами Борнхольм и Рюген в ночь на 25 мая. Несмотря на численное превосходство шведов, датчанам удалось в темноте уйти, а через несколько дней к ним на подмогу подошли корабли из Голландии, которая выступила в союзе с датчанами, желая помешать Швеции добиться владычества на Балтике. Недовольный растерянностью своих адмиралов, король Карл XI приказал флоту искать встречи с противником ближе к шведским берегам, чтобы в случае неудачи корабли смогли отойти под защиту береговых укреплений и подставить объединённый флот врага под пушки швдских батарей.

Утром 1 июня 1676 г. шведский флот, насчитывавший свыше шестидесяти кораблей, шел при штормовом юго-западном ветре на север вдоль берегов Эланда. На траверзе деревни Гультерстад флагман второго соединения - линейный корабля "Свэрдет" под флагом адмирала Класа Угглы - произвел пушечный выстрел, то ли подавая сигнал кораблям приблизиться друг к другу, то ли требуя развернуться в сторону настигавшего их сзади врага. Не ответив на выстрел "Свэрдета", следовавший за ним в кильватер "Крунан" под флагом адмирала Лоранца Крёйца, не убирая парусов, внезапно развернулся по ветру и начал сильно крениться на левый борт . Команда делала отчаянные попытки выправить крен, выбрасывая орудия через артиллерийские порты, но все было напрасно, "Крунан" начал опрокидываться. Корабль лёг левым бортом и неожиданно его потряс сильнейший взрыв, снесший весь правый борт. На проклятом линкоре сдетонировала крюйт-камера. Почему взорвался порох, неизвестно до сих пор. В течение нескольких минут пылающая руина "Крунана" опустилась на дно. Погибло 800 человек, спастись удалось лишь сорока членам команды.


Эландское сражение 1 июня 1676 года, взрыв "Крунана"

Гибель "Крунана" вызвала полное замешательство в построении шведского флота. В последующее сражение с датчанами вступили только несколько кораблей, в том числе "Свэрдет", который героически вёл бой до тех пор, пока брандеру противника не удалось его поджечь. Спустя четверть часа огонь добрался и до крюйт-камеры "Свэрдета". "Королевский меч" взлетел на воздух вместе со всей командой и ушёл на дно к "Короне".
Так сбылось языческое предсказание...
После сражения по личному приказу короля Швеции Карла XI на место кораблекрушения были отправлены водолазы, которые, используя лишь водолазный колокол, смогли вытащить на поверхность половину пушек затонувших "Крунана" и "Свэрдета". После этого о двух мёртвых линкорах на долгое время забыли

В 1980 году после систематического обследования дна с помощью гидролокатора бокового обзора, протонного магнитометра и подводных телекамер, экспедиция Андерса Францена (до того обнаружившая в 56-м знаменитую "Васу") обнаружили останки "Крунана" на глубине 26 метров всего в шести морских милях от восточного побережья Эланда. Благодаря пониженной солёности Балтийского моря "Корона", как и "Ваза", хорошо сохранился. Однако в отличие от "Вазы", затонувшего неповреждённым, поднять вдребезги разнесённую взрывом "Корону" на поверхность не представлялось возможным.


Модель "Крунана" в Кальмарском музее

Тем не менее останки корабля привлекли внимание археологов со всего мира, вследствие чего "Корона" стала настоящим полигоном для морской археологии. В 1981-м начались подводные раскопки, которыми руководил Кальмарский музей. Раскопки принесли богатейший материал по истории и быту шведского военно-морского флота семнадцатого века, а также гибель двух аквалангистов от переохлаждения. После этого все работы перешли под патронаж ВМС Швеции, что позволило успешно продолжать работы по исследованию затонувшего корабля до 1989 года без особых потерь. Если, конечно, не считать столкновения в 1983-м двух вспомогательных судов, внезапно затонувших в 1984-м во время полного штиля четырёх понтонов и сильного пожара на базовом корабле экспедиции в 1988-м.


Схема обломков лежащего на дне "Крунана"

С корабля было поднято несколько пушек, детали декоративного оформления корабля, шкафчик-секретер корабельного врача, множество разнообразных бытовых предметов, в том числе одежды и прочего. Также были обнаружены останки некоторых членов экипажа корабля. В 2005 году с "Короны" был поднят сундук с 6246 серебряными монетами. Поднятые с корабля предметы выставлены на обозрение в постоянной экспозиции Кальмарского музея, посвящённой истории и гибели "Крунана".


Пушка и череп . Фотография экспедиции Андерса Францена



Найденный в 1996 году водолазами секретер судового врача



Поднятая в 1997 году корзина. В ней нашлись табак и специи

P.S.: часто встречается ещё одно название линейного корабля - "Stora Kronan", "Большая Корона"
P.P.S.: для тех, кто понимает шведский язык - туристическая схема "Крунана"


история, Дания, корабль, война, Швеция, археология, флот, Голландия

Previous post Next post
Up