Творческая интеллигенция и Евгений Халдей

May 31, 2023 22:59

На сайте "Академии Arzamas", котопую ведёт Филипп Дзядко (брат Тихона Дзядко - редактора Медузы и Тимофея Дзядко - редактора РБК) опубликована статья "Евгений Халдей: 13 снимков главного фотографа Великой Отечественной войны" с подзаголовком "трое современных фотодокументалистов - Валерий Нистратов, Сергей Пономарев и Артур Бондарь - выбрали и прокомментировали самые интересные, на их взгляд, работы мастера".
Комментарии Валерия Нистратова - просто эталон обмакивания фототворчества Халдея в либеральную выгребную яму:






















Комментарии остальных фотографов более-менее адекватны. А граждвнин Нистратов просто растоптал Халдея.
Казалось бы, типичная история для "нашей" творческой интеллигенции.
Но тут в дело вмешалась Елена Ямпольская, депутат Госдумы.

Пост от 30 мая - 1: "Утро началось с обращения подписчицы в ВК: «Здравствуйте.
Увидела какие комментарии размещены на «Арзамасе» в отношении военных фотографий Халдея, и не могу успокоиться. Куда обращаться, чтобы эту гадость убрали с образовательного портала?»

Заглянула я по приведенной ссылке. На сайт так называемой «магической академии», чьи отцы- и матери-основатели в большинстве давно покинули страну и признаны иноагентами. А контора меж тем благополучно процветает.
Да, тут быстро успокоиться не выйдет.
Некие «современные фотодокументалисты» разбирают в подробностях работы Евгения Халдея.
Преодолевая острые позывы тошноты и еще более острую потребность перейти к непечатным выражениям, приведу вам два таких «разбора» полностью.

«Берлинцы смотрят на советские танки, которые вошли в город» (1945)
Что бы увидел на этой фотографии совет­ский человек? Что советские солдаты освобождают Берлин. Но я смотрю на этот снимок взглядом современного человека. И меня здесь цепляет ощущение полной неизвестности. Обычно на снимках с таким названием люди ликуют, встречают солдат с цветами. Но тут мы видим, что люди скорее растеряны. Они не знают, чего ждать.
На переднем плане стоит женщина с ботин­ками. Я задаю себе вопрос: почему она их дер­жит, зачем они ей? Лишняя пара обуви, которую она хочет вручить солдату? Или просто несет мужу?
Эта фотография не о ликовании при встрече солдат, а о двусмысленности того, что произой­дет дальше. Ботинки в руках у женщины - своего рода триггер, который заставляет думать об этом. Может, они - единственное, что у нее осталось, а солдаты, возможно, отнимут их и надругаются над ней. А может, солдаты, наоборот, помогут этой женщине.
Атмосфера на снимке мне кажется гнетущей, депрессивной: противопо­став­ление танков и женщин, сырая земля… Эта фотография не о радости, она скорее о начале очередной мрачной страницы истории, о предчувствии очередной формы насилия.

«Салют в освобожденном Севастополе» (1944).
Это постановочный снимок. Идеальный для того, чтобы опубликовать его в газете вместе с новостью об освобождении Крыма - для поддержания боевого духа. Но я считаю, что на самом деле это фотогра­фия с двойным дном. У Халдея было все в порядке с чувством юмора и иронией. Часто в его работах присутствует абсурд.
В этой фотографии мне нравятся ее абсолют­ная дикость и безумие. Солдаты стоят в организованном Халдеем кадре - он попро­сил их пострелять в воздух. Они вроде бы радуются тому, что им удалось освободить город. И ты тоже сначала этим проникаешься. Но вдруг понимаешь, что эта эйфория совершен­но неоправданна, что в действительности радоваться нечему: война еще не закончена, и жизнь этих солдат может завершиться в любой момент. Важную роль в этом понимании играет задний фон: разбитая баржа, дым, памятник затоплен­ным кораблям - картина полнейшей разрухи.
Это черный юмор.. Халдей был очень ироничным человеком, и это не могло не сказаться на его фотографиях. Он мог выбрать не такой драматичный задний план, но в итоге фон выглядит противоречивым, и снимок приобретает двусмысленность. Раньше этот кадр был образцовой пропагандой, а сейчас его абсурдность просто бросается в глаза…»

Начало мрачной страницы… Возможно, надругаются… У Халдея было чувство юмора… «Дикость и безумие» освобождения города от нацистов…
Мало того, указано, что эта пакость является «совместным проектом с Еврейским музеем толерантности», а материал подготовлен «при участии Мультимедиа Арт Музея, Москва».
Господа музейщики, вы в своем уме?!
Развидеть, как теперь говорят, это не удастся. Можно только прекратить. Чем и займусь сегодня".

Пост от 30 мая - 2: "Обращение к Генеральному прокурору РФ ушло.
Понимаю, что у Игоря Викторовича Краснова и возглавляемого им ведомства сегодня хватает иных забот.
Однако во всеуслышание объявлять нашу Победу «предчувствием очередной формы насилия» в моем представлении не дозволено никому. Посмотрим, что скажут компетентные органы.
Генпрокуратура, кстати, всегда реагирует четко и оперативно".

Пост от 31 мая: "Позвонила директор МАММ -Московского Дома фотографии Ольга Свиблова.
Сообщила, что автор вопиющих комментариев к работам Евгения Халдея работал в школе фотографии по трудовому договору.
Обратите внимание на глагол в прошедшем времени.
После моей публикации договор расторгнут. Сегодня.
Не буду повторять слова, которыми Ольга Львовна охарактеризовала текст, размещенный на сайте «Арзамаса». Важно, что она обратила внимание еще и на нарушение авторских прав. Ни Мультимедиа Арт Музей, ни наследники великого мастера согласия на публикацию работ не давали.
Спасибо Ольге, с которой мы не первое десятилетие знакомы, за оперативность, решительность и правильную позицию".

Искренне надеюсь, что Нистратову вырвут его поганый язык

Великая Отечественная война, СССР, интернет, есть мнение, персона, Германия, интеллигенция, либералы, искаженцы, русофобия, политика, Победа, оппозиция, власть закона

Previous post Next post
Up