На сайте "Академии Arzamas", котопую ведёт Филипп Дзядко (брат Тихона Дзядко - редактора Медузы и Тимофея Дзядко - редактора РБК) опубликована статья "
Евгений Халдей: 13 снимков главного фотографа Великой Отечественной войны" с подзаголовком "трое современных фотодокументалистов - Валерий Нистратов, Сергей Пономарев и Артур Бондарь - выбрали и прокомментировали самые интересные, на их взгляд, работы мастера".
Комментарии Валерия Нистратова - просто эталон обмакивания фототворчества Халдея в либеральную выгребную яму:
Комментарии остальных фотографов более-менее адекватны. А граждвнин Нистратов просто растоптал Халдея.
Казалось бы, типичная история для "нашей" творческой интеллигенции.
Но тут в дело вмешалась Елена Ямпольская, депутат Госдумы.
Пост от 30 мая - 1: "Утро началось с обращения подписчицы в ВК: «Здравствуйте.
Увидела какие комментарии размещены на «Арзамасе» в отношении военных фотографий Халдея, и не могу успокоиться. Куда обращаться, чтобы эту гадость убрали с образовательного портала?»
Заглянула я по приведенной ссылке. На сайт так называемой «магической академии», чьи отцы- и матери-основатели в большинстве давно покинули страну и признаны иноагентами. А контора меж тем благополучно процветает.
Да, тут быстро успокоиться не выйдет.
Некие «современные фотодокументалисты» разбирают в подробностях работы Евгения Халдея.
Преодолевая острые позывы тошноты и еще более острую потребность перейти к непечатным выражениям, приведу вам два таких «разбора» полностью.
«Берлинцы смотрят на советские танки, которые вошли в город» (1945)
Что бы увидел на этой фотографии советский человек? Что советские солдаты освобождают Берлин. Но я смотрю на этот снимок взглядом современного человека. И меня здесь цепляет ощущение полной неизвестности. Обычно на снимках с таким названием люди ликуют, встречают солдат с цветами. Но тут мы видим, что люди скорее растеряны. Они не знают, чего ждать.
На переднем плане стоит женщина с ботинками. Я задаю себе вопрос: почему она их держит, зачем они ей? Лишняя пара обуви, которую она хочет вручить солдату? Или просто несет мужу?
Эта фотография не о ликовании при встрече солдат, а о двусмысленности того, что произойдет дальше. Ботинки в руках у женщины - своего рода триггер, который заставляет думать об этом. Может, они - единственное, что у нее осталось, а солдаты, возможно, отнимут их и надругаются над ней. А может, солдаты, наоборот, помогут этой женщине.
Атмосфера на снимке мне кажется гнетущей, депрессивной: противопоставление танков и женщин, сырая земля… Эта фотография не о радости, она скорее о начале очередной мрачной страницы истории, о предчувствии очередной формы насилия.
«Салют в освобожденном Севастополе» (1944).
Это постановочный снимок. Идеальный для того, чтобы опубликовать его в газете вместе с новостью об освобождении Крыма - для поддержания боевого духа. Но я считаю, что на самом деле это фотография с двойным дном. У Халдея было все в порядке с чувством юмора и иронией. Часто в его работах присутствует абсурд.
В этой фотографии мне нравятся ее абсолютная дикость и безумие. Солдаты стоят в организованном Халдеем кадре - он попросил их пострелять в воздух. Они вроде бы радуются тому, что им удалось освободить город. И ты тоже сначала этим проникаешься. Но вдруг понимаешь, что эта эйфория совершенно неоправданна, что в действительности радоваться нечему: война еще не закончена, и жизнь этих солдат может завершиться в любой момент. Важную роль в этом понимании играет задний фон: разбитая баржа, дым, памятник затопленным кораблям - картина полнейшей разрухи.
Это черный юмор.. Халдей был очень ироничным человеком, и это не могло не сказаться на его фотографиях. Он мог выбрать не такой драматичный задний план, но в итоге фон выглядит противоречивым, и снимок приобретает двусмысленность. Раньше этот кадр был образцовой пропагандой, а сейчас его абсурдность просто бросается в глаза…»
Начало мрачной страницы… Возможно, надругаются… У Халдея было чувство юмора… «Дикость и безумие» освобождения города от нацистов…
Мало того, указано, что эта пакость является «совместным проектом с Еврейским музеем толерантности», а материал подготовлен «при участии Мультимедиа Арт Музея, Москва».
Господа музейщики, вы в своем уме?!
Развидеть, как теперь говорят, это не удастся. Можно только прекратить. Чем и займусь сегодня".
Пост от 30 мая - 2: "Обращение к Генеральному прокурору РФ ушло.
Понимаю, что у Игоря Викторовича Краснова и возглавляемого им ведомства сегодня хватает иных забот.
Однако во всеуслышание объявлять нашу Победу «предчувствием очередной формы насилия» в моем представлении не дозволено никому. Посмотрим, что скажут компетентные органы.
Генпрокуратура, кстати, всегда реагирует четко и оперативно".
Пост от 31 мая: "Позвонила директор МАММ -Московского Дома фотографии Ольга Свиблова.
Сообщила, что автор вопиющих комментариев к работам Евгения Халдея работал в школе фотографии по трудовому договору.
Обратите внимание на глагол в прошедшем времени.
После моей публикации договор расторгнут. Сегодня.
Не буду повторять слова, которыми Ольга Львовна охарактеризовала текст, размещенный на сайте «Арзамаса». Важно, что она обратила внимание еще и на нарушение авторских прав. Ни Мультимедиа Арт Музей, ни наследники великого мастера согласия на публикацию работ не давали.
Спасибо Ольге, с которой мы не первое десятилетие знакомы, за оперативность, решительность и правильную позицию".
Искренне надеюсь, что Нистратову вырвут его поганый язык