Убийца главкома и королевская яхта: эпопея крейсера San Giorgio

Sep 12, 2019 23:48

Эту историю можно было бы начать бессмертной строкой "Он появился на свет с обострённым чувством смешного и врождённым ощущением того, что мир безумен", которой однажды Рафаэль Сабатини начал повествование о Скарамуше. Однако наш сегодняшний герой не имел каких-либо собственных чувств по определению, зато свидетельства стопроцентного безумия мира на протяжении всей жизни преследовали его с завидным постоянством. Приключения, происшествия, взлёты, падения и прочие насмешки судьбы стали вечными спутниками этого стального парня.
Прошу знакомиться - броненосный крейсер "San Giorgio" одноимённого типа, служивший под флагом Итальянского королевства.
Всё началось в 1904 году, когда Regia Marina - Королевский военно-морской флот Италии - выдал заказ на строительство двух новых броненосных крейсеров, которые должны были стать улучшенной версией уже находящихся в строю крейсеров типа "Пиза". Новый тип, получивший название "Сан Джорджио", использовал то же основное вооружение, что и тип "Пиза", но отличался иной схемой бронирования и более высоким баком для улучшения мореходности. Также были улучшены условия размещения экипажа. В длину новые крейсера были 140 метров, ширину - 21 метр и имели осадку в 7,3 метра. Водоизмещение (стандартное/полное) - 10167/11300 тонн. Интересно, что в ходе строительства крейсеров всякие-разные инновации и модернизации производились не на головном корабле серии - "Сан Джорджио", а на его систершипе - "Сан Марко". Именно он получил первые турбины на итальянском флоте ("Сан Джорджио" довольствовался вертикальной паровой машиной тройного расширения с 14 котлами Блечиндена, которые давали вращение двум гребным винтам), первый гирокомпас, стабилизаторы устойчивости для предотвращения опрокидывания корабля и прочие приятные дополнения.


Крейсер "Сан Джорджио" в базе Таранто

Если продолжать перечисление ТТХ, то двигательная установка головного "Сан Джорджио" была рассчитана на мощность 19500 л.с. и скорость 22,5 узлов, но на испытаниях показала 19595 лошадок, разогнав крейсер до 23,2 узлов. Две паровые машины находились не в центре корпуса, а ближе к носу и корме. Из-за этого четыре дымовых трубы "Сан Джорджио" были разнесены делая итальянский крейсер похожим по архитектуре на французские корабли (например, на броненосные крейсера типа "Леон Гамбетта").


Бортовая проекция крейсера "Сан Джорджио"

Корпус корабля был изготовлен из цементированной высокопрочной стали. Толщина бронепояса составляла 200 мм, бронирование палубы - 50 мм, башен главного калибра - до 200 мм, среднего калибра - 160 мм, боевой рубки - до 254 мм. В качестве главного калибра на "Сан Джорджио" были установлены четыре 10-дюймовые (254 мм) пушки в двух башнях. Они могли стрелять 230-кг снарядами на расстояние до 25 км. Средний калибр был представлен восемью 7.5-дюймовыми (190 мм) пушками, расположенными в четырех башнях по бортам корабля. Они использовали 91-кг снаряды, дальность стрельбы достигала 22 км. Вспомогательное вооружение состояло из шестнадцати 3-дюймовых (76-мм) пушек, установленных в казематах по бортам корабля. Кроме того, на крейсере было установлено три подводных 450-мм торпедных аппарата, по одному с каждого борта и один на корме.
"Сан Джорджио" был заложен 4 июля 1905 года на верфи Castellammare di Stabia, спущен на воду 27 июля 1908 года и введен в строй 1 июля 1910 года - таким образом, все работы по крейсеру продолжались без четырёх дней 5 лет. Девизом корабля стала латинская фраза "Tutor el ultor" - "Защитник и мститель"


Схема бронирования и расположения артиллерии крейсеров типа "Сан Джорджио"

Безумие мира "Сан Джорджио" в первый раз ощутил буквально через полтора месяца после поднятия на нём флага. 12 августа 1910 года, находясь в море близ Неаполя, броненосный крейсер выскочил на риф и получил серьёзные повреждения корпуса. Корабль принял 4300 тонн воды, были затоплены артиллерийские погреба и котельное отделение. Крейсер столь "удачно" выскочил на камни, что для того, чтобы стянуть его с мели, пришлось снимать орудийные башни, боевую рубку и некоторое количество броневых плит. Вся операция по спасению "Сан Джорджио" заняла месяц, после чего крейсер бодро потащили в док.
Из-за тяжёлых повреждений ремонт затянулся и "Сан Джорджио" опоздал к началу Итало-турецкую войну 1912 года и пропустил морские баталии того конфликта - бой у Бейрута и бой в заливе Кунфуда. В строй крейсер вошёл только в июне 1912-го и посылать в сражение только что вышедший из дорогущего ремонта корабль было бы несколько опрометчивым решением. Так что в дальнее плаванье "Сан Джорджио" отправился только в феврале 1913 года - он крейсировал в Эгейском море и посетил с визитом порт Салоники в марте. В ноябре того же года "Сан Джорджио" во второй раз ощутил дыхание безумного мира - он снова вылетел на мель в Мессинском проливе. Второй за три года посадки новейшего боевого корабля руководство итальянского флота не вытерпело. Адмирал Умберто Каньи был смещён с должности, командовавшего крейсером капитана 2-го ранга Касасе разжаловали и уволили с флота. На очередную навигационную аварию самого большого итальянского броненосного крейсера обратили внимание даже за рубежом: 12 декабря The New York Times на передовице напечатала заметку о "Сан Джорджио" и кадровых перестановках в Regia Marina.


"Сан Джорджио" ведёт огонь промежуточным калибром



"Сан Джорджио" на мели, 1913 год

Первая Мировая война для крейсера "Сан Джорджио" (да и вообще всего итальянского флота) началась 23 мая 1915 года, когда король Виктор Эммануил III наконец объявил войну Центральным державам. В ту же ночь австро-венгерский флот совершил набег на итальянское побережье, обстреляв морские порты. Хуже всего пришлось Анконе: в городе после обстрела была повреждена газовая система, отсутствовала связь, а в порту полыхали топливные танки и угольный склад. Итальянский адмирал Паоло Таон ди Ревель принял решение перевести броненосные крейсера из Бриндизи в Венецию, чтобы усилить эскадру старых броненосцев для противодействия набегам австрийцев.


"Сан Джорджио" в Венеции

За время Первой Мировой войны "Сан Джорджио" участвовал в бомбардировке Дураццо (ныне Дуррес в Албании), потопил одно австро-венгерский торговое судно и повредил ещё два.
После Первой Мировой войны у крейсера началась служба вдали от родного сапога. 16 июня 1921 года "Сан Джорджио" - флагман Восточной эскадры вместе с крейсером "Бриндизи" (бывший австро-венгерский "Гельголанд") отправился в Стамбул. Потом были походы в Азию - в 1924 году "Сан Джорджио" вместе с бронепалубником "Ливия" нанёс визит в Шанхай.


"Ливия" и "Сан Джорджио" в Шанахе, фото Паоло де Доменико взято у sergiovillaggio

По возвращении в Италию крейсер неожиданно превратился в королевскую яхту. Точнее, почти королевскую. Дело в том, что наследный принц Умберто собрался в турне по Южной Америке и крейсеру "Сан Джорджио" выпала честь играть роль правительственного лимузина. Что характерно, в это же время роль яхты короля Италии Виктора Эммануила III играл корабль классом выше - дредноут "Данте Алигьери", так что политес в выборе боевого корабля для наследника престола был соблюдён.


Спокойным вояж принца Умберто по Южной Америке назвать сложно. Буквально на следующий день после прибытия "Сан Джорджио" в Бразилию, 5 августа 1924 года, в стране вспыхнуло восстание тенентистов - молодых офицеров, боровшихся "против нынешней олигархической диктатуры за демократию, за идеалы народа" и проиив режима президента Бернардиса. В городах начались настоящие бои с дебютом в Бразилии танков, так что итальянская делегация сочла за лучшее по-быстрому поднять якоря. Уже 6 августа "Сан Джорджио" отдал якорь в гавани Буэнос-Айреса, столицы Аргентины. Здесь в честь августейшего заморского гостя устроили парад. Итальянцы также приняли участие в параде - коробка моряков с броненосного крейсера промаршировала по бульвару, вызвав фурор среди аргентинцев. После парада местные власти закатили банкет и светский раут. Местными винами и деликатесами не обделили и простых моряков, чужих на аристократическом празднике жизни.
Через некоторое время, когда хмель выветрился из голов итальянских гостей, "Сан Джорджио" покинул Буэнос-Айрес и 5 сентября прибыл в Монтевидео, столицу Уругвая, затем вновь зашёл в Бразилию и 18 сентября отправился в трансатлантический переход обратно в Италию.


Из одного заграничного вояжа крейсер "Сан Джорджио" вскоре отправился в другой. Правда, теперь на зубах у моряков был не аргентинский виноград, а аравийский песок - "Сан Джорджио" теперь числился в составе Divisione Navale del Mar Rosso e dell'Oceano Indiano - Военно-морской эскадры Красного моря и Индийского океана. Крейсер нёс бремя белого человека в водах Сомали и Эритреи, заодно демонстрируя мощь итальянского флота соседям по Африке - англичанам.
Правда, к началу 30-х годов в Риме поняли, что демонстрация мощи в Красном море силой совершенно устаревшего броненосного крейсера - занятие сомнительное. "Сан Джорджио" был отозван в Италию и с 1930 по 1935 год служил учебным кораблём в Поле. Начавшаяся в 1936 году гражданская война в Испании снова вернула крейсер на боевую службу - старый ветеран входил в состав сил, осуществлявших блокаду испанских портов, находившихся под контролем республиканцев.
В 1937 году "Сан Джорджио" был отправлен для модернизации на верфь Arsenale di La Spezia. Крейсер сохранил артиллерию главного и среднего калибра, но вспомогательные и зенитные пушки были демонтированы. Та же участь постигла и торпедные аппараты. Взамен были установлены восемь 100-мм универсальных пушек в четырех башнях, шесть 37-мм и двенадцать 20-мм зениток и четыре 13,2 мм пулемета. Двигательная установка была переведена на нефть, количество котлов уменьшили с четырнадцати до восьми. Также были демонтированы две из четырех труб. В 1940 году на корабль была установлена пятая 100-мм башня впереди носовой башни главного калибра и дополнительные пулеметы


Вид крейсера "Сан Джорджио" после модернизации

Да, после модернизации и окончательной переклассификации в учебные корабли броненосный крейсер "Сан Джорджио" стал выглядеть совершенно по-другому. Казалось, что из Специи в море вышел абсолютно другой корабль:




"Сан Джорджио" вполне мог ещё лет 10-15 числиться учебным кораблём, зате его бы списали и переделали в плавказарму или блокшив, а потом, когда старик совсем бы одрях, его расстреляли бы как мишень на учениях или продали на слом. Однако 10 июня 1940 года Италия вступила во Вторую Мировую войну и "Сан Джорджио" вновь вернулся на службу. Оценив количество стволов зенитной артиллерии на ветеране, командование объявило его кораблём ПВО и отправило на защиту Тобрука - важного порта в итальянской Северной Африке. Корабль прибыл в Тобрук в мае 1940 года, встал на якорь на мелководье сразу за территорией порта и был окружен противоторпедными сетями. На палубе вокруг открытых зениток выстроили укрытия из мешков с песком, растянули маскировочные сети. 12 июня британские ВВС и флот провели первую скоординированную атаку на Тобрук. Эскадра, включавшая крейсера "Ливерпуль" и "Глостер" (оба - тип Town), обстреляла Тобрук, потопили маленький тральщик "Giovanni Berta" и ввязалась в перестрелку с не имевшим хода "Сан Джорджио". Одновременно с обстрелом английская авиация в составе 45-й, 55-й и 211-й эскадрилий провела бомбардировку. Превращённый в плавбатарею "Сан Джорджио" яростно отстреливался и от кораблей, и от бомбардировщиков. Удивительно, но английские моряки ни разу не попали по стоящему на якоре старому крейсеру, а огонь его зениток был настолько плотным, что лётчики смогли дотянутся до "Сан Джорджио" всего одной бомбой. Боевой дух итальянских сухопутных войск, своими глазами видевшими бои открыто стоящего на внешнем рейде корабля, поднимался с каждой новой бомбёжкой. 19 июня английская подлодка HMS Parthian выпустила по кораблю две торпеды, но не добилась попаданий - противоторпедные сети спасли корабль


"Сан Джорджио" в Тобруке

Как известно, итальянцы - люди изрядно экспрессивные. Эта черта их характера 28 июня 1940 года сыграла злую шутку с оборонявшими Тобрук. В тот день генерал-губернатор Ливии (а заодно маршал авиации, квадриумвир Большого фашистского совета и просто феерическая личность) Итало Бальбо за каким-то лешим решил лично лететь из Дерны в осаждённый Тобрук. Лично - это значит сидя за штурвалом своего "воздушного лимузина" - бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero. Это ли не экспрессия?
Цель полёта точно не ясна, возможно, маршал хотел проинспектировать передовые позиции и заодно произвести разведку близлежащей к городу местности. Его сопровождал однотипный самолет под управлением командующего 5-й авиационной эскадрой генерала Феличе Порро. При подлёте к аэродрому Тобрук-2 пилоты увидели дымы от наземных пожаров, вызванных недавним ударом по аэродрому британских бомбардировщиков. Бальбо, тем не менее, решил садиться, не выполнив ряд обязательных для идентификации его самолёта с земли действий. Заход на посадку осуществлялся на высоте 700 метров, вместо 300, и не был выполнен необходимый для опознавания в визуальной видимости с земли полный круг на высоте 300 метров (это было требованием Военно-морских сил). На его самолёте и самолёте ведомого не было радиостанций, что не позволяло связаться друг с другом и с землёй. Аэродром был предупреждён о прилёте маршала, флот же и береговые батареи такого предупреждения не получили, а связь между аэродромом и офицерами связи военно-морской базы была нарушена английским налётом.


Итало Бальбо

На береговых батареях ПВО отсутствовали даже бинокли, а личный состав был слабо обучен опознавать разные типы целей. Та же ситуация была на батареях аэродрома. А разгорячённый только что отбитым налётом экипаж "Сан Джорджио", увидев ещё два бомбардировщика, проявили отличную реакцию и за считанные секунды влупили по самолётам целую тучу пуль. С опозданием к этому празднику жизни присоединились береговые батареи и даже пулеметы ПВО аэродрома. По самолёту стреляли орудия и пулеметы находившихся в гавани подводных лодок и транспортных судов. После первых же выстрелов был открыт огонь из всех возможных средств ПВО. Самолёт ведущего, уже успевшего выпустить шасси, получил попадание в бак, загорелся и упал на берегу гавани, что вызвало поначалу ликование на зенитных батареях. Вместе с Бальбо погибли ещё 3 члена экипажа и 5 пассажиров (чины штаба командующего). Упавший бомбардировщик горел несколько часов. Бальбо был опознан лишь по слепку зубов. С 29 июня в Италии на пять дней был объявлен национальный траур.
Самолёт ведомого генерала Порро, несмотря на плотный огонь с земли, получил несколько пулевых и осколочных пробоин, смог осуществить посадку на соседнем аэродроме в поселке Эль-Газала.
Два дня спустя после гибели Бальбо британский самолёт сбросил на парашюте над итальянскими позициями коробку с лавровым венком с запиской соболезнования, гласившей: "Британские военно-воздушные силы искренне оплакивают Маршала Бальбо, великого вождя и смелого лётчика, чья судьба так неблагоприятно обернулась". Записка была подписана командующим британскими ВВС на Ближнем Востоке маршалом Артуром Лонгмором. В 1940-м лётчики враждующих держав ещё пытались сохранять рыцарский дух, который был обычным явлением в годы Первой Мировой войны. После Битвы за Британию всё это рыцарство кануло в лету.


Зенитчики на палубе "Сан Джорджио"

С июня 1940-го по январь 1941-го крейсер отразил 47 авианалётов Королевских ВВС. В январе, с началом британской операции "Компас" опытным путём было установлено, что штатные "сотки" крейсера отлично подходят для борьбы с танками!
Однако одной бесконечно везучей плавбатареей спасти Тобрук было невозможно. Кольцо вокруг города сжималось и всем было понятно, что падение Тобрука - вопрос нескольких дней. Экипаж "Сан Джорджио" решил вывести корабль из гавани, предпочитая погибнуть, сражаясь в море, а не уничтожать корабль на якорной стоянке. Командование флота одобрило этот самоубийственный план, но итальянское Верховное Командование решило, что вклад "Сан Джорджио" в оборону Тобрука настолько велик, что нельзя начинать подготовку к выходу, так как это ослабит оборону крепости. Все понимали, что уход корабля подорвет дух солдат на берегу. Командующий итальянской армией в Ливии маршал Родольфо Грациани приказал командиру крейсера капитану второго ранга Стефано Пульезе оставаться на внешнем рейде, "чтобы не лишать в критический момент крепость поддержки артиллерии "Сан Джорджио" и в особенности моральной поддержки, так как уход корабля стал бы вредным для духа сухопутных войск, постоянно отбивающих атаки противника".
Участь "Сан Джорджио" была решена. Он должен был до последнего сражаться с врагом, затем экипаж взорвёт свой корабль.
Днем 21 января морская база была окружена и была утрачена связь с итальянскими сухопутными силами. На закате вражеская артиллерия начала обстрел "Сан Джорджио" почти прямой наводкой. Везение крейсера подошло к концу. Ночью экипаж в полном порядке высадился на берег, на борту остались только командир и несколько специалистов. Этой же ночью все сооружения и оборудование Тобрука были полностью уничтожены. Несколько маленьких суденышек попытались проскочить сквозь линию блокады британских судов. Большинству это удалось.
В 04:15 утра 22 января над гаванью Тобрука прокатилось эхо взрыва. "Сан Джорджио" был подорван. Чтобы удостовериться, что подрывные заряды сработают, один офицер и торпедист пожертвовали своими жизнями. Командир корабля Стефано Пульезе тоже остался на борту, но был спасен, хотя и получил тяжелые ранения. В 8:30 было сломлено последнее сопротивление моряков в Тобруке, и морскую базу заняли англичане.












Небольшая группа моряков с "Сан Джорджио" сумела сбежать из захваченного Тобрука на рыбацком судёнышке. Они спасли со своего крейсера самую ценную вещь - пропахший порохом кормовой флаг. В Италии новость о гибели крейсера подавалась как высочайший акт героизма моряков. "Сан Джорджио" был награждён Medaglia d'Oro al Valor Militare - Золотой медалью за военную храбрость.
В это же время англичане, расчищавшие акваторию Тобрука, вытащили противоторпедную сеть крейсера и изрядно удивились, насчитав в ней аж 39 застрявших торпед!
В 1942 году, когда итальянцы вернули себе Тобрук, три 100-мм орудия с крейсера были сняты и отправлены в Италию для восстановления.

Казалось бы, безумный мир окончательно добил старый броненосный крейсер "Сан Джорджио", однако после войны в обгоревшей полузатопленной руине, видимо, всё-таки проснулась какая-то странная жизнь, обладавшая обострённым чувством юмора. Дело в том, что 1951 году Италия и Ливия договорились о подъеме "Сан Джорджио". В 1952 году крейсер был поднят и отправлен в Италию на слом. Тут-то ветеран и продемонстрировал своё чувство юмора. "Вы победили Италию? Но вы не победили "Сан Джорджио"!"
Во время транспортировки в Италию буксировочный трос оборвался и корабль затонул в открытом море примерно в 100 милях от Тобрука. Глубина Средиземного моря в этом районе колеблется от 1500 до 2000 метров. Пожалуй, это достойная могила для ветерана нескольких войн и последнего броненосного крейсера Итальянского королевства, пережившего это самое королевство на 5 лет...


Топ-25

Южная Америка, Аргентина, образование, оружие, броня, livejournal, Эфиопия, конверсия, колониализм, история, Ливия, артиллерия, фортификация, Италия, Интербеллум, Белая Африка, корабль, фото, Первая мировая война, флот, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up