Самоподдерживающаяся система высшего образования

Sep 23, 2012 19:23

Несомненно, одни ВУЗы выпускают более грамотных специалистов, чем другие. Но это точно не связано с разницей в методике преподавания. Везде проходят весьма скверные лабораторные работы. Везде читаются, как весьма скверные, так и превосходные лекции. Одни и те же преподаватели работают в передовых вузах, так и в вузах второго сорта.
Считается, что в МГТУ им. Баумана студентов учат по «Русскому методу обучения ремёслам». Суть такого подхода сегодня - это сотрудничество ВУЗа с ведущими машиностроительными компаниями. Студенты во время обучения в университете параллельно работают в ведущих конструкторских бюро и получают реальный опыт работы, тем самым укрепляя собственные знания. Не будем вдаваться в рассуждения того, хорошо или плохо построен рабочий процесс в этих учреждениях, но несомненно одно: работа в них для студента полезна для повышения технической грамотности, чем отсутствие такой работы.
Но почему, если методика учебного процесса практически одинакова от одного ВУЗа к другому, вне зависимости от его авторитета, то, как университеты способны выпускать различающихся по уровню специалистов?
Я обнаружил признаки самоподдерживающийся системы в институте высшего образования. Начнём рассмотрение этого института с абитуриентов. Итак, бывший школьник приступает к процессу выбора высшего учебного заведения. Совершенно очевидно, что вероятнее всего, он предпочтёт высокоуровневое учреждение низкоуровневому. Т.е., куда целесообразней поступать в престижный университет, который уже своей репутацией создаст простор для выбора профессии, чем поступать в наименее престижный, тем более, что есть возможности к такому предпочтению.
Также, школьники отличаются по уровню подготовки по профильным предметам. Именно, на основе этой подготовки ВУЗы обирают себе студентов из тех, которые подали документы на поступление. ВУЗ более-менее объективно отберёт для себя тех абитуриентов, которые обладают лучшими навыками и знаниями в профильной области (например, технический ВУЗ отберёт себе тех абитуриентов, кто лучше умеет решать физико-математические задачи), оставив худших за бортом. Худшие абитуриенты вынуждены подавать заявления в ВУЗы второго сорта. Там, где их знания окажутся подходящими - туда они и поступают.
Итак, мы в результате имеем следующее положение дел: на первом курсе престижных институтов обучаются студенты с лучшими навыками к обучению, чем студенты первого курса в менее престижных заведениях. Поскольку методика преподавания везде одинаковая, то студенты в ВУЗах первой величины, в виду своей высокой инерции обучаться, выработанной в школе, получают больше знаний, чем студенты ВУЗов уровнем ниже, и которые имеют низкую инерцию обучаться. В итоге, это продолжается до конца обучения, и на выходе мы имеем лучших специалистов из престижных ВУЗов и низкопробных кадров из ВУЗов похуже. Конечно, есть исключения, но речь не о них, а об общей тенденции.
Выпускники строят репутацию своему ВУЗу, и эта репутация не зависит от абсолютного уровня знаний, а лишь указывает относительный уровень среди университетов. О репутации университетов становится известно новым выпускникам школ, которые повторяют указанный процесс вновь.
Но как же сотрудничество предприятий с университетами? Тут тоже всё очевидно: они будут сотрудничать с теми ВУЗами, которые имеют репутацию лучших, тем самым только усиливая дифференциацию качества специалистов - выпускников учебных заведений.
Previous post Next post
Up