ALICE COOPER
"Hey Stoopid"
1991, Epic Records
Эту подборку отзывов я решил начать с классики - а именно с альбома "Hey Stoopid" стариков ALICE COOPER (не путать с сольными делами самого Купера). Остановиться именно на этой пластинке я решил ввиду того, что она была записана спустя два года после издания самой востребованной работы Элиса сотоварищи - альбома "Trash" - и аккурат следом за ним. Обычно после выхода шедевра такой период для музыкантов становится необходимым для осмысления своих творческих реалий и убеждений и достаточным для принятия верного решения. И то, и другое музыканты сделали безукоризненно, и совершённые ими действия возымели в итоге достойный результат.
Достоинства этой работы очевидны - это высокий профессионализм участников ансамбля, помноженный на умение сочинять яркие и цепляющие мотивы и презентовать их должным образом. Несмотря на то, что в этот раз Элису не удалось придумать совсем бессовестный хит вроде "Poison" и заручиться поддержкой кузнеца чартовых песен Десмонда Чайлда, пятьдесят шесть минут звучания "Hey Stoopid" держат слушателя железной хваткой. После открывающей пластинку титульной песни внимание равномерно рассредоточивается между бодрыми и зажигательными нечётными дорожками и обаятельными чётными медляками (цепочку нарушают, пожалуй, только действительно ураганная "Hurricane Years" и BON JOVI-подобная "Little by Little"). В отличие от многих альбомов высокого разряда, на этом релизе нет резких перепадов между великолепными композициями и просто удачными - общий уровень материала остаётся довольно ровным. В связи с этим я затрудняюсь определить кульминационный момент альбома - для себя я установил его между великолепной "Dangerous Tonight" с захватывающим припевом и очаровательными фоновыми пэдами и обозначенным выше по тексту "Little By Little". В этот отрезок попадают безусловные хиты Элиса Купера - "Dangerous Tonight", "Feed My Frankenstein" и "Hurricane Years", "Love's A Loaded Gun", хотя не менее солидные трэки - "Snakebite", "Dirty Dreams" (напоминающий старый сонг "Lost In America"), лирическая баллада "Might As Well Be On Mars" - остаются за его пределами.
Исполнение музыки нисколько не проигрывает её композиторской стороне. Для записи альбома помимо основных музыкантов были ангажированы звёзды мирового масштаба - Джо Сатриани, Стив Вэй, Винни Мур, Оззи Осборн и ещё несколько менее известных личностей. Без их участия были сделаны далеко не самые плохие композиции "Love's A Loaded Gun", "Snakebite", "Dangerous Tonight" и "Might As Well Be On Mars" - это указывает на мастерство основного ядра из гитариста Стефа Бёрнса, басиста Хью Макдональда и Микки Карри за барабанной установкой. Для справедливости отмечу, что аранжировки и музыкальные решения остальных дорожек вышли всё же чуть более яркими и захватывающими. Не подвёл соратников и сам Купер - в сравнении с "Трэшем" его вокал стал чуть ли не более выразительным. Кроме того, для исполнения коротких вокальных вставок был приспособлен целый госпельный хор, ну и кое-где Осборн подпел... тематика текстов на этот раз базируется разом на всех темах, затронутых на предыдущих альбомах Элиса - среди ключевых аспектов лирики фигурируют фирменный макабр, суицид, любовь, секс и прочие актуальные для Купера проблемы.
В целом "Hey Stoopid" оказался вполне успешным и обеспечил группе второе место в британском хит-параде и сорок седьмое - в американском. Этот результат не превзошёл достижение "Trash" и золото-платиновых пластинок 70-х годов, но, тем не менее, до сих пор держит работу в кругу наиболее могучих произведений из области умеренно-тяжёлой музыки. А для меня «Hey Stoopid» всё равно останется любимым альбомом ALICE COOPER.
5+/5
COLDWORLD
"Melancholie^2"
2008, Cold Dimensions
CORLDWORLD - новый резидент конторы Cold Dimensions, специализирующейся на атмосферном блэк-металле и группах преимущественно немецкого происхождения. Свою карьеру лэйбл начал с реализации нескольких альбомов PAYSAGE D'HIVER и LUNAR AURORA и продолжил её примерно в том же направлении. "Melancholie^2" - дебютный лонгплэй германца Георга Бёрнера, единственного участника CORLDWORLD. Рассказывать про него вроде как нечего, поэтому перехожу к самой работе.
50 минут музыки - вполне стандартный метраж пластинок такого характера: этого времени авторам оказывается достаточно, чтобы погрузить слушателя в свою атмосферу и звучание... атмосфера у Георга получилась, разумеется, меланхоличной и местами холодной, в то время как звучание опирается на классический блэковый гитарный саунд замедленного темпа в сопровождении фоновых клавишных пассажей. Темп периодически ускоряется до вполне оживлённого, в то время как гитара нарезает довольно привлекательные риффы; синтезатор используется сугубо для поддержки и вылезает на передний план только в интермеццо - гипнотичном "Winterreise" и задумчивом "Stille". Кое-где также аккомпанирует скрипка... Для исполнения либретто о красоте зимней природы автор пользуется техникой скриминга. В таком ключе проходят самые любопытные композиции альбома - вступительная "A Dream Of A Dead Sun" и "Hymn To Eternal Frost". Остальные дорожки звучат примерно так же, но запоминаются они слабее... а в пьесах "Tortured By Solitude" и "Escape" автор к тому же излишне заигрывает с "расплывчатыми" пост-металлическими chill-out-красками, что совсем неприемлемо для блэк-металла (путь даже меланхоличного в квадрате). Помимо этого, других острых недостатков за CORLDWORLD не нашёл... разве что звук местами можно было сделать плотнее, но это уже дело вкуса.
Резюме: достойная работа с прицелом на поклонников LUNAR AURORA, VINTERRIKET и прочего атмосферно-меланхолично-депрессивного black metal.
4/5
DEATHSPELL OMEGA
"Veritas Diaboli Manet in Aeternum: Chaining the Katechon"
Norma Evangelium Diaboli
S.V.E.S.T.
"Veritas Diaboli Manet in Aeternum: Le Diable Est Ma Raison"
End All Life Productions
Эти два релиза получили разных издателей, но идентичное оформление и типовые названия; помимо издания по отдельности, DEATHSPELL OMEGA и S.V.E.S.T. растиражировались в качестве сплит-альбома - по одной пьесе с каждого автора. Понять тонкую затею издателей я не сумел, поэтому перейду сразу к музыке.
Нынешняя DEATHSPELL OMEGA привлекает невиданное и, на мой взгляд, совсем неоправданное внимание со стороны многих слушателей - одни ищут в ней немыслимое музыкальные новаторство, другие - глубокие философские откровения... что примечательно, до сих пор никто из страждущих не пришёл к окончательному выводу на счёт французского коллектива, напротив, число вопросов многократно превосходит количество полученных ответов. За великолепным "Si Monumentum Requires, Circumspice" последовал неоднозначный "Kenose", а следом за ним - крайне противоречивый "Fas - Ite, Maledicti, In Ignem Aeternum", причём востребованность позднего творчества DEATHSPELL OMEGA сделала команду Хасьярла практически звёздной. Имя - на слуху, тиражи - в дистрибьюциях... не удивительно, что весь предыдущий год Хасьярл был занят переизданием старого материала: сначала в CD-формат были запакованы самые ранние записи и материалы сплит-альбомов, позднее - "Mass Grave Aesthetics", позаимствованный из компиляции "From the Entrails to the Dirt". Разве что до перепечатки HIRILORN дело не дошло... быть может, пока. А там, глядишь, начнутся концерты, туры и громадные опен-эйры. Где-то между ре-релизами затесался "Chaining The Katechon" - свежая композиция, ознакомиться с которой мне стало очень любопытно: продолжительные "сборочные" трэки всегда были коньком группы, хотя ничего сногсшибательного на этот раз я и не ожидал. Написан опус в фирменном стиле современной DEATHSPELL OMEGA - упор сделан на техничность и сложность, в то время как атмосферность или брутальность звучания практически перестали волновать Хасьярла сотоварищи. Дисгармоничные риффы, ломаные неровные квадраты и хитроумные инструментальные решения, знакомые по предыдущим релизам ансамбля, возведены в ранг конечной цели, а не выразительного средства. Причём следуют они строго друг за другом без мало-мальски заметной взаимосвязи: завершился один - незатейливо начался другой... потому что про сюжетную основу авторы вроде как слегка забыли, так как сюжет пьесы отсутствует напрочь - и как после этого не вспомнить мастерски придуманную (sic!) и не менее изысканно сыгранную "Diabolus Absconditus"? К слову, таким же образом сюжета не бывает в технической литературе, а создание словарей и справочников если и является творчеством, то очень специфическим. В свете грандиозной словесной манифестации такой подход выглядит как-то странно - писали бы книжки, что ли... или какую-нибудь тайную ложу соорудили.
Что касается выдающейся техничности и могучего новаторства, то и к ним я отношусь скептически. Да, в Чёрном Металле, наверное, сложно сыскать технарей уровня DEATHSPELL OMEGA... но Чёрный Металл тем и Чёрен, что высокие исполнительские навыки в нём никогда не играли существенной роли. Меж тем, за его пределами мне не составит труда с ходу вспомнить и перечислить как минимум десяток групп и исполнителей, чей талант и умение распространились не на сочинение теологических вирш, а не создание Музыки; Хасьярлу и Аспа, как бы они не потели над инструментами, до них пока очень далеко... равно как и до своих предыдущих заслуг.
Единственным применением, которое я отыскал для "Chaining The Katechon", является прослушивание альбома в качестве пособия по инструментальному наполнению black metal, потому как больше половины услышанных здесь ходов действительно привлекательны и элегантны. От рекомендаций или отговорок на сей раз воздержусь.
Эстафету подхватывают французы S.V.E.S.T., давние приятели DEATHSPELL OMEGA и лично Хасьярла. В своё время мне довелось услышать их альбом "Urfaust" и он меня совсем не впечатлил; "Le Diable Est Ma Raison" звучит гораздо увереннее и солиднее - это Чёрный Металл надёжной закалки. Не могу сказать определённо, к какой из школ Black Metal S.V.E.S.T. более близок - французской или финской - но в нём ощущаются мотивы, характерные как для MUTIILATION, так и для HORNA; c некоторых ракурсов и за вычетом трансцендентальности S.V.E.S.T. (С.Ъ.Е.С.Т.) походит на ранний EMPEROR. Диковатый замес из сырых олдскульных риффов, быстрых барабанов и едкого скрима сопровождает все три композиции - армированную неяркими мелодичными узорами "Et La Lumiere Fut, Comme Un Coup De Scalpel", “кривоватую” "Le Diable Est Ma Raison" и сравнительно хитроумную (конечно, не в размахе DEATHSPELL OMEGA) "Veritas Diaboli Manet In Aeternum". Последняя пьеса, к слову, напомнила скорее сладж-дум, причём по части композиции и структуры, а не исполнения и атмосферы. Писать что-то ещё о S.V.E.S.T. не стану - материал этот грамотен, но весьма нестандартен, и обратить на него внимание советую поклонникам WOODS OF INFINITY, LIFELOVER и прочих нон-конформистов от Чёрного Металла.
Среднее арифметическое впечатление от обеих пластинок:
3/5
DEKADENT
"The Deliverance Of The Fall"
2008, Pentacle Music
Нечасто страны Восточной Европы балуют слушателя релизами столь высокого уровня... пару лет назад словенский DEKADENT сформировался вокруг участников black/death-группы NOCTIFERIA, по данным разведки ставшей в 1992 году продолжением Black Metal-состава EMETICA. Ядром ансамбля является Артур Фелисьян - основной объем работы в DEKADENT проделывает именно он, что позволяет назвать формацию его персональным творческим альтер-эго, тем более текучесть кадров среди прочих участников (если верить биографической справке с официального сайта) весьма велика. "The Deliverance Of The Fall" - второй по счёту полноформатный альбом DEKADENT, реализованный следом за дебютом "Manifestation of Seasonal Bleeding" значком Pentacle Music. И если для первенца Артур смастерил два дополнительных видеоклипа, то этот диск содержит целый короткометражный фильм, и музыкальное содержимое "The Deliverance Of The Fall" являет собой, в сущности, саундтрэк к этой авторской ленте.
Дать однозначное определение стилистики DEKADENT затруднительно, но составными её частями являются эпичный дарк и симфонический блэк-метал. Самая сильная сторона работы - великолепные аранжировки и элегантные инструментальные решения. В основе музыки лежат обстоятельные медленно-среднетемповые риффы и многочисленные синтезаторные пассажи, собранные в могучее музыкальное полотно, связанное красивым мелодичным лейтмотивом, красной линией пронизывающим все 43 минуты звучания пластинки. Несмотря на богатую игру настроений - от лиричности вступления до драматичной развязки и возвышенно-эпического эпилога - материалу свойственна монолитность, обусловленная единообразием выразительных средств и звуковых красок. Инструментарий ансамбля сформирован, как водится, из гитары, ритм-секции и клавишных. ДЕКАДЕНТская гитарный почерк несёт в себе две черты: с одной стороны, он достаточно тяжёл, с другой - весьма мелодичен, и, в отличие от многих нынешних составов, обе особенности не идут в ущерб друг другу. Отчасти этой гармонии способствует грамотно выстроенный саунд, лишённый как избыточного лоска, так и неприглядной сырости, но основная заслуга лежит на плечах Артура и его солидных творческих навыках. Поддержку риффам оказывают обильные синтезаторные конструкции, среди которых имеются атмосферные подложки и пафосные струнно-духовые оркестровки, регулярно выходящие на передний и единственный план в виде лаконичных интермеццо. Кроме того, «стержневые» мотивы пьес сопровождают красивые соло и ёмкие гитарные фразы, которые выводят композиции на такой уровень, на котором музыка запоминается не только выразительностью основных компонент, но и повышенным вниманием автора к деталям и нюансам... разумеется, талант Артура очевиден и здесь.
Вокала на альбоме замечено два - хриплый мужской скриминг и обаятельные женские подпевки, причём исполнены они совсем не в стиле sorrow metal-групп вроде THEATRE OF TRAGEDY. Либретто и его исполнение вместе с впечатляющей музыкой создают поистине завораживающую и драматическую атмосферу - такое оказывается по зубам лишь немногим из Лучших.
Резюме: изобилие достоинств и отсутствие недостатков в этом произведении позволяют мне порекомендовать "The Deliverance Of The Fall" к ознакомлению всем читателям этого обзора. Кроме того, я вряд ли ошибусь, если с позиции сегодняшнего дня без привязки к жанрам и сословиям сочту этот альбом самым выдающимся и запоминающимся релизом минувшего года... по крайней мене, для себя.
5/5
DISFEAR
"Live The Storm"
2008, Relapse Records
"Live The Storm" - новый удар от шведского ансамбля DISFEAR, нанесённый после шестилетнего перерыва в самое сердце поклонников задорного d-beat'а. Как и прежде, должность вокалиста DISFEAR занимает Томас Линдберг - сила его голосовых связок сначала прошла проверку в AT THE GATES, затем - в группах LOCK UP, THE CROWN, THE GREAT DECEIVER и ещё в нескольких составах, прежде чем вместе с великолепной музыкой обрела поистине реальную мощь.
Здесь сделаю отступление и на всякий случай поясню, где и когда баня сгорела... произошло это в самом начале далёких 80-х с подачи английских панк-рокеров DISCHARGE, барабанщиком которых был разработан и внедрён своеобразный ритмический рисунок, нынче принятый в пользование не одной сотней ударников самых разных музыкальных стилей. В добавок, последователи и поклонники DISCHARGE сообразили, что использование такого ритма вполне достаточно для учреждения нового направления, в честь первоисточника получившего название disbeat, позднее сокращённого до более эффектного d-beat. Сама приставка dis- также стала одним из характерных атрибутов ди-битовых команд.
На свежем альбоме DISFEAR развивают традиции шведского d-beat'а в весьма тяжёлом для классических представителей жанра звучании... не скажу наверняка, но сограждане из WOLFBRIGADE звучат ощутимо мягче. Иногда создаётся ощущение, что к гитарам приложились сами AT THE GATES года так 1995-го: швецкие риффы очень массивны и невероятно мясны, к тому же не лишены не прижившихся среди панков деталек вроде лихих соло, отдельных штрихов и кратких почти мелодичных фрагментов. В совокупности с плотно звучащими барабанами, козырным басом (для примера см. ритм-секционное интермеццо в "In Exodus") и неистовыми воплями Томаса с хоровыми подпевками "Live The Storm" производит впечатление аццкого хэдбэнгерского погрома, устоять перед которым решительно невозможно. Скорость исполнения музыки остаётся неизменно быстрой на протяжении всего альбома - исключение составляет только чуть замедленная "The Furnace". Ну и заключительный "Phantom" начинается совсем не ди-битом.
Подводя итог замечу, что эту работу я могу назвать эталоном по части смешивания металла и панк-рока, от первого позаимствовавшего тяжесть и напор, от второго - безбашенный драйв и невероятную энергетику. Полное отсутствие воды, сентиментальности и патетики, свойственных многому современному "металлу"... Блеск!
5/5
GARCHAROT
"Core Of Despair"
2008, Suffer Productions
Не думаю, что имя этой финской команды известно широкому кругу читателей - выпустив в далёком ныне 1994 году две демо-ленты, квартет GARCHAROT ушёл в небытие на долгие четырнадцать лет. "Core Of Despair" - свежая работа финских музыкантов, для солидности дополненная этими самыми демками... вопреки трэк-листу, начну разделывание с первой из них - "Unsatisfied Internal Pleasure", которая размещена на отрезке между одиннадцатой и пятнадцатой дорожками. Звуки вступления - нескольких секунд электронного щебетания - стремительно накрывает лавина брутальнейшого саунда в лучших традициях BOLT THROWER. Как и английские дэт-металисты, GARCHAROT отдали предпочтение мерному и бронебойному гитарному саунду, увесистой ритм-секции с двойной бочкой и утробному гроулу. Ровный темп регулярно рвётся непродолжительными бластбитами, в то время как риффы остаются очень тяжёлыми и крайне мясными в своей сути и содержании. Не могу сказать наверняка, какая из пяти композиций мне приглянулась больше остальных, ибо все они звучат подобно слаженной артеллирийской канонаде - гремят мощно и попадают точно в цель. Второе демо "Cradle Of Sorrow" продолжает линию предыдущей ленты. Принципиальных музыкальных отличий между ними нет, но звучание несколько озадачивает: если на "Unsatisfied Internal Pleasure" инструменты звучали подобающе, а голос был несколько "утоплен", то на этой записи всё звучит наоборот - гитары и барабаны звучат мутновато, зато отчётливо слышан чугунный бас и глубокий гроул... в целом "Колыбель печали" не отстаёт от "Неудовлетворённости внутреннего удовольствия" и так же рекомендуется к ознакомлению. Последний трэк диска изъят из стародавней death metal-компиляции "Sometimes Death Is Better". "Holy Communion Perversities" образца 1995 года можно назвать самой сильной композицией в резерве GARCHAROT, объединившей в себе тяжесть и мощь BOLT THROWER'образного почерка и должную звукорежиссуру. Две с половиной минуты смертельной мясорубки...
...с таким творческим багажом и также совершенно новым составом спустя 18 лет после рождения GARCHAROT подошли к своему первому полноформатнику "Core Of Despair". Едва ли этот GARCHAROT следует воспринимать продолжением того... но раз группа не поменяла названия, свои причины тому, видимо, нашлись. Так или иначе, не могу не констатировать - время властно над талантом и индивидуальностью, поскольку свежий материал имеет гораздо больше общего с современным death metal, чем с благородным олдскульным английским звучанием. Финны не подались в brutal/gore-области и не опустились до уровня мелодичных дилетантов, более того, основные инструментальные приёмы - двойная бочка при неторопливом общем темпе и размеренные риффы - остались при своих местах. Результат, тем не менее, совсем не поражает: гитары ощутимо одряхлели и мясо в них ощущается крайне слабо (кстати, тем, кому интересны принципы достойной звукорежиссуры в дэт-метале, рекомендую послушать любой трэк с "Core Of Despair" и сравнить его с компиляционной "Holy Communion Perversities"), гроул превратился в хриплые крики, тяжкая атмосфера незаметно рассеялась и уступила места полухардкоровому полудрайву... есть в этом что-то от классического шведского дэт-метала разряда ENTOMBED или DISMEMBER; а потому как эти группы я никак не могу счесть эталонным death-металлом, впечатление от современного музыкального почерка GARCHAROT во мне осталось весьма сдержанным и слабым.
Таким образом, "Core Of Despair" я готов порекомендовать к поиску и приобретению поклонникам классического death metal первой полвины 90-х годов (с точки зрения исторической ценности релиза... да и музыкальной, впрочем, тоже), а также любителям звучания a la BOLT THROWER. В то же время материал этого альбома может показаться интересным ценителям шведского традиционного дэта и современных небрутальных его проявлений. Только две эти категории слушателей отыщут в GARCHAROT совершенно разные достоинства и слушать будут совсем разные песни... от совсем разных авторов. Средневзвешенная оценка:
4/5
KRUMKACH
"Чорныя мроi нянавiсьцi"
2008, Nomos Dei/Wolfram Productions
"Чорныя мроi нянавiсьцi" - издание демо-материала белорусского проекта KRUMKACH, осуществлённое силами молодого лэйбла Nomos Dei при содействии Wolfram Productions. Что касается формации, то она всецело принадлежит музыканту под псевдонимом Black Raven и существует где-то с 2005 года... поскольку существует в глубоком белорусском андеграунде, рассказать о ней что-то познавательное не представляется возможным.
Описать звучание альбома несложно: это прямолинейный и монотонный скоростной Black Metal с классическим гитарным чёсом и стандартными барабанными раскладами. Атмосфера этой работы, само собой, многократно доминирует над техникой, что дополнительно подчёркивает простой и грубоватый звук, который покажется бесполезным жужжанием поклонником "звёздного" black metal, но придётся по вкусу ценителям саунда в духе раннего DARKTHRONE. Кроме того, помимо, собственно, Чёрного металла на альбоме ничего нет - мелодии, клавишные пассажи и эмбиентные отрезки, заигрывания со смежными направлениями металла остались в этом случае по ту сторону творчества. В таком симбиозе олдскульного замысла и грамотной подачи состоит, пожалуй, основной козырь KRUMKACH - не могу сказать, что он прочно захватывает внимание, но слушать его определённо не скучно и даже вполне интересно. Кроме того, KRUMKACH эффектно манипулирует сырой промозглой атмосферой, характерной именно для белорусской трактовки Black Metal, и на текущий момент Чёрный Ворон не сильно уступает достижениям сограждан из KRUK, ZMROK, PAGAN и APHOOM ZHAH, но ещё и имеет определённые перспективы, особенно если рассматривать демо-период бытия KRAUMKACH первым шагом на пути к полноценному творчеству. По-хорошему, так и должно быть.
4/5
METI BHUVAH
"Meti Bhuvah"
2008, Assault Records
Перевод названия этого карельского трио следует искать в санскрите, ибо там оно означает ОСЬ ЗЕМЛИ. По идее, эта воображаемая линия должна связывать между собой два земных полюса, но тогда неясно, каким образом она связана с Карелией и Чёрным Металлом вообще... зато можно уверенно утверждать, что METI BHUVAH является одним из самых грамотных преемников творческой концепции небезызвестного Видара Вааера aka ILDJARN. Одноимённый дебютный полноформатник на тридцать четыре минуты погружает слушателя в вязкую трясину сырого угольного саунда. Никаких инструментальных изысков или хотя бы намёков на мелодичность, благозвучие, рельефность, фактурность или музыкальность в общепринятом смысле здесь нет и в помине - резкие риффы, металлический стук барабанов, глухая пульсация баса, и истошные вопли у микрофона (в этом списке не хватает, разве что, столь же монохромных синтезаторных пэдов в качестве интро/аутро) сами по себе довольно примитивны, а в миксе тем более не облагораживают музыку. Вести речь о выразительности звукового ряда вряд ли стоит - грязь и очищение, превосходство и гнев смешаны карельцами в густую и вязкую массу, медленно растекающуюся по сознанию слушателя и оседающую где-то в его глубине ржавой Пустотой и ледяным Безразличием. Впрочем, описать материал лучше слов способно оформление - аккуратный белый росчерк на фоне хмурых лесных эскизов...
Доказывать или опровергать ценность Raw Black Metal крайне бесполезно, равно как спорить о достоинствах и недостатках тех или иных преданных ему групп. Raw Black Metal можно только принимать или отвергать, поскольку музыка эта успешно бытует вне рационального мышления. И если, скажем, VARGR вызвали во мне непонимание, то METI BHUVAH в буквальном смысле очаровали. Третьего, как мне видится, не дано.
P.S. Завершу рецензию справочной информацией. На текущий момент пути METI BHUVAH и Assault Records разошлись - карельцы совершенно справедливо предпочли глубокий кассетный (покамест) андеграунд, под эгидой чего учредили свежий лэйбл Karjalan Bunkkeri. Конфликтов между музыкантами и бывшим издателем не имело место быть, всё свершилось безболезненно и вполне логично... jedem das seine.
5/5
OFERMOD
"Tiamtu"
Norma Evangelium Diaboli
Полноценный дебют этого шведского трио состоялся три года назад в рамках переиздания старого материала под заголовком "Mysterion Tes Anomias" на Norma Evangelium Diaboli. Тот релиз снискал определённую известность, а тем временем OFERMOD подготовил свежий материал, названный "Tiamtu" и реализованный всё тем же Norma Evangelium Diaboli в CD и LP-вариантах. Сама группа родилась в середине 90-х, но с тех пор музыканты (к слову, происходят они из различных не очень видных шведских блэк/дэтовых ансамблей) не проявляют высокой активности, записывая свои опусы нечасто и строго по необходимости, хотя это не помешало им заслужить некоторый значмиый статус в отдельных кругах.
Стилистически "Tiamtu" являет собой техничный вариант Black Metal, которому в равной степени не чужды традиционные стилевые стандарты и современные композиторские тенденции. Первые сосредоточены в скоростных бласт-битах и плотных гитарных риффах, вторые - в умеренном усложнении структуры сочинений. Если традиционные дорожки звучат динамичнее и злее, что "прогрессивные" питают склонность к неторопливому темпу и вязкому саунду, который, к слову, следовало сделать чуть резче и плотнее. Кроме того, шведы не брезгуют наработками своих предшественников разряда DARK FUNERAL в вопросах мелодичного наполнения музыки, которое, как полагается, получилось сдержанным и суровым. И если следование стандартам в "Eu Angelion" и "Khabs Am Pekht" легло на руку музыкантам, то попытки усложнения музыки в "Death Cantata" и "Dreaming In The Veins Of Kingu" я не могу назвать удачными, а это даёт право усомниться в творческом потенциале ансамбля. Безусловным достоинством пластинки является вторая дорожка "Pralayic Withdrawal", в которой помимо солидного музыкального наполнения звучит довольно выразительный чистый голос... странно, что музыканты не развили инфернальный мотив этой композиции в рамках альбома, как поступили их сограждане из ONDSKAPT. Ближе к завершению работы появляется пара неметаллических фрагментов - первым является ритуально-оккультный набросок "Tophetian Cleansing: Furnace Of Moloch", вторым - гитарно-акустическое соло в начале не очень металлического эпилога "Maasseh Nechushtan"; звучат они не то, чтоб незаменимо, но неплохо.
В целом альбом произвёл неоднозначное впечатление: ценители Чёрного Металла вряд ли воспримут с энтузиазмом претензии на прогрессивность и чересчур гладкий микс. С другой стороны, релиз имеет все шансы обрести признание со стороны поклонников современного MAYHEM, BLUT AUS NORD и прочих модерн-блэковых формаций. Я себя к таковым не причисляю.
4-/5
OLD WAINDS
"Death Nord Kult"
2008, Debemur Morti Productions
Полагаю, "Death Nord Kult" (так и тянет написать "Kvlt") стал одним из самых ожидаемых релизов среди отечественных поклонников Чёрного Металла. Заявлен он был задолго до своего выхода в тираж, что только накалило ажиотаж целевой аудитории. Судя по отзывам, многих поклонников OLD WAINDS крайне расстроил уход Мефисто (он же Кулл) из состава группы; забегая вперёд замечу, что нынешний вокалист Трисмегист кричит ничуть не хуже, а местами даже выразительнее и злее.
Вопреки опасениям, Нечестивый Северный Металл OLD WAINDS за прошедшие с момента выпуска "Обжигающего Холодного" три года не стал светлее или богоугоднее - музыка мурманчан всё так же источает из себя злобу, холод и агрессию. Black-металлический лейтмотив музыки на сей раз потерял атмосферность предыдущего релиза - в частности, вместе с Куллом почти исчезли синтезаторные вставки и вокально-инструментальные интермеццо. Образовавшуюся лакуну музыканты заполнили заигрываниями с трэш-металлом - нынешние риффы гитаристы подвергли аккуратному дроблению, и звучат они весьма хлёстко и напористо. Впрочем, рельефность гитар никуда не пропала, так что в этом секторе всё обстоит прилично и грамотно. Медленных отрезков почти не осталось - оные встречаются ближе к концу альбома в "Cold Twilight Of The Worlds", "Born In The Freezing Dark" и атмосферно-леденящей титульной композиции; стремительный боевик "Cruel Black Dead" на их фоне воспринимается реальным трэш-металлом... в целом, музыкально OLD WAINDS добились того, к чему стремились их земляки НАВЬ на своём последнем альбоме. Саунд "Death Nord Kult" стал несколько аккуратнее звучания предшественника, но и им я остался вполне доволен.
В итоге, OLD WAINDS никоим образом не подорвали своей репутации элиты Чёрного Металла - в рамках локальной "сцены" конкурировать с ними способны покамест лишь STORMING DARKNESS. Более того, северяне подтвердили своё право именоваться группой мирового уровня - по моим меркам, они ни в чём не уступают грандам вроде FUNERAL WINDS, ARMAGEDDA или CLANDESTINE BLAZE... и это справедливо.
5-/5