Священный месяц Аллаха Мухаррам - благословенный и важный месяц. Это - первый месяц мусульманского календаря и один из четырёх священных месяцев, о которых Аллах говорит (интерпретация значения): ”Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев (через год), так было предопределено Аллахом в День, когда Он создал небеса и землю; из них четыре являются священными.
Это - истинная религия, поэтому не причиняйте себе в этом зла ...” [аль-Тавба 9:36]. Абу Бакр сообщил, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “В году двенадцать месяцев, из которых четыре являются священными, три последовательных месяца Зуль-Къаида, Зуль-Хьиджжа и Мухьаррам, и Раджаб Мудар, который находится между Джумада и ШаIбаном”. (Передано аль-Бухари, 2958).
Мухаррам так назван, потому что он - священный (Мухаррам) месяц, и чтобы подтвердить его святость.
Слова Аллаха (интерпретация значения): “поэтому не причиняйте себе зла …” означают: не вредите себе в эти священные месяцы, потому что грех в эти месяцы хуже, чем в другие месяцы. Передали, что Ибн Iаббас сказал, что эта фраза (поэтому не причиняйте себе зла…) относилась ко всем месяцам, затем эти четыре были выделены и сделаны священными, так что грех в эти месяцы более серьёзен, и благодеяния приносят большую награду.
Катада сказал в отношении этой фразы (поэтому не причиняйте себе зла…), что прегрешение во время священных месяцев более серьёзно и более греховно, чем прегрешение в любое другое время. Прегрешение является серьёзным вопросом в любое время, но Аллах отягощает какой бы то ни было из Его приказов по Его желанию. Аллах выбрал некоторых из Его созданий. Он выбрал Посланников среди ангелов и Посланников среди человечества. Он выбрал из речи Его поминание (зикр). Он выбрал из земли мечети, из месяцев - Рамадан и священные месяцы, из дней - пятницу и из ночей - Лайлат аль-Кадр, так благоговейте перед тем, что Аллах повелел нам чтить. Люди понимания и мудрости чтят вещи, которые Аллах велел нам чтить. (Суммировано из Тафсира Ибн Касира. Тафсир Суры Ат-Тавба, айят 36).
1. Пост в Мухаррам
Абу Хурейра сообщил: “Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‘Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц Аллаха Мухьаррам.’” (передано Муслимом, 1982).
Хотя пост в месяц Мухаррам не является обязательным, тем не менее, тому, кто постится в эти дни по своей собственной воле и по своему выбору, предоставляется Всемогущим Аллахом право на большую награду. Хадис не означает, что обещанная награда за пост в Мухаррам может быть получена только при соблюдении поста в течение всего месяца. Наоборот, каждый день поста во время этого месяца имеет достоинства. Поэтому следует воспользоваться представившимся случаем настолько, насколько это возможно.
2. День Ашура
Хотя весь месяц Мухаррам является священным месяцем, однако 10-ый день данного месяца - самый священный из всех его дней. Этот день называется Ашура. В этом году он выпадает на четверг, 14 ноября.
Ибн Iаббас передал: ”Пророк (Да благословит его Аллах и приветсвует) прибыл в Мадину и увидел, что евреи постились в день ‘Ашура’. Он сказал: “Что это?“ Они ответили: “Это - праведный день, это день, когда Аллах спас Детей Израиля от их врагов, так что Муса постился в этот день“. Он сказал: “У нас больше прав на Мусу, чем у вас“, так что он постился в тот день и предписал [мусульманам] поститься в тот день”. (Передано аль-Бухари, 1865).
Это - “праведный день” - в сообщении, переданном Муслимом, [евреи сказали:] “Это - великий день, в который Аллах спас Мусу и его народ и утопил Фараона и его людей”. - сообщение, переданное Муслимом, добавляет: “…в благодарение Аллаху, поэтому мы постимся в этот день”. Согласно сообщению, переданному аль-Бухари: “…поэтому мы постимся в этот день, чтобы чтить его”.
Версия, рассказанная имамом Ахмадом, добавляет: “Это - день, в который Ковчег осел на горе Джуди, поэтому Нух постился в этот день в благодарение”.
Также передается в ряде достоверных хадисов, что вначале пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Позднее пост в Рамадан был сделан обязательным, а пост в день Ашура - добровольным. Аиша сказала:
«Когда Священный Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) переехал в Медину, он постился в день Ашура и предписал людям поститься в это день. Но когда пост в Рамадан был сделан обязательным, обязанность поста стала ограничена Рамаданом, а обязательность поста в день Ашура была отменена. Тому, кто пожелает, следует поститься в этот день, а кто желает иначе, может оставить пост». (Сунан Абу Дауд)
Однако Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в Рамадан был сделан обязательным. Передается Абдуллой ибн Муса, что Священный Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в месяц Рамадан посту в день Ашура. (Бухари и Муслим)
Согласно другому хадису, более желательным является, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. Это означает, что следует поститься два дня: 9-го и 10-го мухаррама или же 10-го и 11-го мухаррама. Причиной дополнительного поста, как упомянуто Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) хотел выделить мусульманский способ поста по сравнению с иудейским. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.
Ибн ‘Аббас передал: “Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) постился на Ашура и предписал пост также мусульманам, они сказали: ”O Посланник Аллаха, это - день, который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ”Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, ин шаа Аллах, мы будем поститься также на девятый день”. Но так случилось, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) скончался прежде, чем наступил следующий год.” (Передал Муслим, 1916).
Аль-ШафиIи и его соратники, Ахмад, Исхьакъ и другие передали: “Поститься в девятый и десятый дни - мустахаб (поощряется), потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый”. На этом основании можно сказать, что существуют различные степени поста Ашура, наименьшая из них - пост только на десятый день и лучшая - пост также на девятый день. Чем больше поститься во время Мухаррама, тем лучше.
Имам Ан-Навави сказал: ”Учёные - наши сподвижники и другие - упоминали несколько причин, почему мустахаб поститься на ТасуIаъ (девятый день мухаррама):
1. За этим стоит намерение отличаться от евреев, которые чтят только десятый день. Это мнение передано от Ибн Iаббаса…
2. Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это сродни запрещению поститься отдельно в пятницу, как было упомянуто аль-Хаттаби и другими.
3. Для безопасности и чтобы удостовериться, что постятся на десятый день, в случае, если существует какая-то ошибка в наблюдении нарастающей луны в начале Мухаррама, и девятый день является фактически десятым”.
Самая серьёзная причина - отличаться от Людей Книги.
Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “То, что он подразумевал под постом на девятый день, было, вероятно, не то, что он ограничит себя тем днём, но добавил бы его к десятому, или для верности или для того, чтобы отличаться от евреев и христиан, что более вероятно. Это также то, что мы можем понять из некоторых сообщений, переданных Муслимом”. (Фатх, 4/245).
Практика поститься на Ашура была известна даже в дни Джахилийи, до миссии Пророка. Передано, что Айша сказала: “Люди Джахилийи обычно постились в этот день…” Аль-Куртуби сказал: “Возможно, у Курейшитов был обычай поститься в этот день на основе некоего прошлого закона, как например, такового от Ибрахима, мир ему”. Также передали, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) обычно постился на Ашура в Мекке, до того, как мигрировал в Мадину.
Достоинства поста Ашура
Ибн Iаббас сказал: “Я никогда не видел Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) столь страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день, день Ашура, и в этот месяц, подразумевая Рамадан”. (Передано аль-Бухари, 1867). Его сильное желание означало, что он намеревался поститься в этот день в надежде на получение награды за исполнение этого. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “За пост на Ашура я надеюсь, что Аллах примет это как искупление за год, который был прежде”. (Передано Муслимом, 1976). Это - от щедрости Аллаха к нам: за пост в течение одного дня Он даёт нам искупление за грехи целого года. И Аллах - Хозяин Великой Щедрости.
Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в это день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Хотя достоверность данных хадисов некоторыми учеными подвергается сомнению, однако такие ученые, как Байхакъи и Ибн Хьиббан приняли их как заслуживающие доверия.
http://www.islaming.ru/