О документальном фильме Ратмира Льянова "Салам алейкум, ингуши!"

Nov 01, 2013 15:45



Уважаемые посетители блога!

Предлагаем вашему вниманию передачу радио "Ангушт" о документальном фильме известного кинорежиссера Ратмира Льянова "Салам алейкум, ингуши!", который повествует о трагических для ингушского народа событиях осени 1992 года.



Предлагаем вам также статью по данной теме журналиста газеты "Сердало" Жаридат Евкуровой "Кинокадры с места событий.."

В дни годовщины трагических событий осени 1992 года в Пригородном районе мы скорбим по всем погибшим и выражаем надежду на поиск пропавших без вести.
Отражением тех дней для нас сегодня являются воспоминания очевидцев тех событий, статьи, фотографии, кинокадры, в ряду которых документальные картины, выпущенные известными режиссерами. В их числе можно выделить фильм «Воспоминание о законе», режиссера Василия Антипова. Человек, который со своими коллегами из ЦТ прорвал заблокированную правду о трагедии ингушей осени 1992 года. Более подробно об этом фильме и его авторе писал наш коллега Мурат Озиев. Нам хочется упомянуть об еще одной картине, которая, в отличие от первой, была более известной ингушскому зрителю. Это фильм «Салам алейкум, ингуши!» режиссера Ратмир-Бека Льянова.
С ним мы встретились в его собственной киностудии, расположенной на окраине города Назрани.
Р. Льянов поведал о том, что в 1992 году работал в городе Грозном на телевидении. Кроме того, что руководил первой на Северном Кавказе редакцией коммерческой рекламы и коммерческих программ, он также работал заведующим корреспондентским пунктом российской телерадиокомпании (РТР), который действовал с 1990 года. За информацией о событиях, происходящих в Чечне и Ингушетии, к нему обращались различные отечественные и зарубежные информационные агентства, среди которых Российско-Американское агентство «Евразия», офис которой находился в Москве. В тот период данное агентство решило вывести информационные сообщения по Северному Кавказу на отдельный поток, таким образом, появилось новое Кавказское бюро. Они провели конкурс журналистов, которые с ними сотрудничали, для того чтобы выбрать главного представителя. В конкурсе приняло участие более 200 человек. Выбор по итогам пал на Ратмира Льянова и он получил приглашение приехать в Москву на переговоры, куда вылетел из города Беслана 26 октября 1992 года. Ратмир-Бек отмечает, что уже в те дни в Пригородном районе было неспокойно, по всем признакам было понятно, что грядут военные события, повсеместно ходили люди с оружием, на местах наблюдалась различная военная техника…
В Московском аэропорту его встретили представители русско-американского агентства, предложив должность генерального директора Кавказского бюро Русско-Американского агентства. Первые дни в Москве у него ушли на знакомство с работой русского бюро, и он уже начал думать над штатным расписанием.
Работа заключалась в том, что Ратмир-Бек Льянов должен был два раза в день в 10.00 утра и в 16.00 вечера рассылать информацию в 48 агентств мира, в том числе и в отечественные: на Второй канал, Центральное телевидение, Известия, ИТАР ТАСС и т.д.

Он частенько созванивался со своим знакомым дизайнером, живущим в поселке Карца. Тот в свое время помогал ему в создании бланка кавказского бюро.
31 октября 1992 года, буквально на четвертый день после того как РатмирБек приступил к работе, ему позвонил его знакомый и сказал, что в Пригородном районе идут военные действия. На что Льянов незамедлительно среагировал, позвонив своему шефу о случившемся, необходимо наладить работу по предоставлению правдивой информации. Он также сообщил о необходимости предоставления ему пяти-шести человек из русского бюро и необходимой оргтехники, получив которые он оперативно приступил к работе.
Одновременно он попросил своих ингушских друзей, проживающих в Москве, оказывать помощь в работе, а именно, предоставлять каждый день для работы минимум два помещения с работающей оргтехникой. Так как, по его словам, не редки были случаи, когда во время работы отключалась вся оргтехника, и ему приходилось распускать свою команду, чтобы потом собирать ее в другом месте и продолжать свою работу.
31 октября 1992 года в Москве был создан временный исполком из представителей московской диаспоры по оказанию помощи и содействия лицам ингушской национальности, пострадавшим в конфликте Пригородного района. В этот временный совет были включены Зинаида Ахмедовна Яндиева, Хас-Магомед Беков, Сергей Мажитович Беков, Абдурахман Мамилов, Суламбек Мамилов и ряд других известных в Ингушетии людей. Ратмир-Бек Льянов был включен в данный совет, чтобы курировать работу средств массовой информации, помогать продвигать правдивую информацию. Идея создания документальной картины пришла именно в этом совете, где его участники решили, что необходимо собрать средства и начать без промедления снимать документальное отражение событий в Пригородном районе. Инициатором всего этого был Абдурахман Мамилов - главный редактор киностудии Мосфильма. Ратмир-Бек позвонил в Ингушетию и попросил Ису Костоева (в 1992-
1993 гг. полномочный представитель Президента России в Ингушской Республике) оказать содействие журналистам Адаму Мальсагову и Исрапилу Сампиеву, чтобы они имели возможность передавать ему точную информацию.
«Правдивую информацию, независимо от степени «выгодности» нашему народу. Мне нужна только правда. А то что это исключительно провокация, вопиющее преступление против ингушского народа - это было видно еще до событий, что это готовится», - говорит Ратмир-Бек.
Картину решено было снимать силами Центральной киностудии документальных фильмов. Делалось это, для того чтобы показать взгляд третьих лиц, без пристрастия к какой-либо стороне. В Ингушетии от имени совета московской диаспоры выступали на митингах их представители с просьбой ко всем ингушам, у кого имеется камера и кассеты, снимать все происходящее. Инициатива была поддержана - из Ингушетии в Москву стали приезжать простые люди, не операторы и не профессионалы в области видеосъемки, со своими записями. В то же время в Ингушетию выехала группа журналистов, чтобы делать съемки в Пригородном районе и Ингушетии. Уже сегодня просматривая фильм, можно заметить, что фильм действительно собран из нескольких отрывков, снятых с разным качеством.
В киностудии в Москве все материалы аккумулировали, объединяли в цельный фильм, писали текст, накладывали звук - таким образом и был создан фильм «Салам алейкум, ингуши!» Дата окончания его - 24 ноября 1992 года. Сегодня Льянов отмечает, что говорить кто-то сделал больше, а кто-то меньше для его создания и выпуска - неправильно.
«Этот фильм снят, пусть и при нашем усилии, всем нашим народом. Эта картина - крик души нашего народа. И мы тогда не думали ни о каких фестивалях, ни о каких наградах. Была цель - документально отразить все, что происходит. Показать как есть - и это нам удалось сделать», - подчеркивает он.
Фильм показывает страшные картины тех событий, полон рассказами живых людей, пострадавших в так называемом конфликте, которые ведают всю правду, без заранее заготовленных текстов и сцен. И все это на фоне реплики первого лица государства Бориса Ельцина «Салам алейкум, ингуши!» и его декларативной речи о том, что справедливость в отношении репрессированного ингушского народа будет восстановлена.
Вся история трагичных событий, правовая оценка которым не дана и по сей день, отражена в этой и вышеупомянутой картине режиссера Антипова «Воспоминание о законе».

Фильм «Салам алейкум, ингуши!» был скопирован на многие десятки видеокассет и распространен в Ингушетии, его и сейчас можно с легкостью найти на просторах сети интернет и, в отличие от картины Антипова, он находится в свободном доступе.
В настоящее время Ратмир-Бек Льянов заведует своей собственной киностудией, где у него восемь учеников, по его мнению, перспективных молодых людей, подающих надежды. На его счету более 60 фильмов. В России Ратмир-Бек Льянов единственный обладатель гран-при Золотой дракон Краковского международного фестиваля документального кино, который был получен за фильм «Салам алейкум, ингуши!».
На данный момент Льянов работает над фильмом о «Дикой Дивизии».
Вспоминая о тех событиях и их последствиях, Льянов отмечает, что это очень больная тема, при разговоре о ней все время приходится контролировать себя, чтобы не свалиться в какой-то националистический пласт, потому что это могут делать и без нас.
«Нам надо все равно быть гуманистами. Да, произошла великая трагедия. Да, она длится по сегодняшний день. Мы всеми силами должны делать так, чтобы последствия этой трагедии устранились, чтобы народы снова могли жить вместе», - отмечает он.

Жаридат ЕВКУРОВА
http://www.gazeta-serdalo.ru/

аудио, история ингушского народа, радио "Ангушт"

Previous post Next post
Up