Умыкание невесты не обычай ингушей, а нарушение обычая!

Oct 29, 2013 20:58



Поверхностные знания о собственных традициях в нашем, ингушском обществе, в особенности среди молодежи, породили ошибочное мнение о том, что умыкание девушек с целью вступления в брак - является обьчаем народа. В то время, как похищение невест не есть и никогда не было традицей в высоконравственной культуре ингушей.

"Умыкание невесты не обычай ингушей, а нарушение обычая" - пишет в своей работе "О так называемом «обычае» умыкании девушек" историк, художник, поэт, сотрудник Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева Нурдин Даудович Кодзоев. Более того, это уродливое явление противоречит и религии нашего народа.

Подробнее в работе Нурдина Кодзоева "О так называемом «обычае» умыкании девушек"
"О так называемом «обычае» умыкании девушек"
(«Лавровский сборник. Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008-2009 гг. Этнология, история, археология». СПб., 2009).
Согласно традициям у ингушей есть только один способ жениться - сватовством.
Некоторые исследователи указывают на второй способ - умыкание невесты. Также многие современные молодые люди, а иногда даже люди пожилого возраста, считают умыкание девушек обычаем.
На самом деле умыкание невесты не обычай, а нарушение обычая. Поэтому умыкание девушек всегда влекло и влечет до сих пор за собой преследование со стороны родственников невесты и вражду. То, что несет за собой вражду, не может быть обычаем, так как обычаи возникали именно для того, чтобы решать все возникающие в обществе проблемы мирно.
По обычаю, даже прикосновение к девушке влекло за собой кровную месть. Варварского отношения к человеку вообще, а тем более к девушке, обычай не может допустить ни в коем случае. Это нарушение его основ.
В старые времена в некоторых случаях умыкание девушки хотя и нарушало обычай, но встречало понимание в обществе. Во-первых, если в семье несколько сестер, старшая из них больна или имеет какой-то физический недостаток, она не может выйти замуж, а пока она не выйдет замуж, сватовство к младшим сестрам не допускалось. Строго сохранялась очередность выхода замуж по старшинству. Если сватаются к младшей, в то время когда в доме есть старшая сестра, то, тем самым, старшей сестре наносится сильная душевная рана, и она как бы признается неполноценной. Если девушка признаются неполноценной, то и на всю семью ложится печать неполноценности. В таком случае, младшая сестра способом умыкания может выйти замуж, не оскорбив этим самым старшую сестру.
В старые времена также молодой человек иногда шел на нарушение обычая, если сама девушка согласна была выйти за него замуж, а родители не соглашались, или же у молодого человека не было материальной возможности жениться по обычаю.
К тому же умыкание невесты всегда было сопряжено со смертельной опасностью для молодого человека, решившегося на этот шаг. Для этого ему необходимо были такие качества, как мужество, смелость, готовность рисковать жизнью за любимую девушку. Как всем известно, в старые времена девушки не работали, не учились, в город или село одни, без сопровождения, они не выходили. Для того чтобы украсть девушку, молодому человеку с риском для жизни приходилось забираться в ее дом и в таком случае любой родственник мог его убить или ранить, и это бывало понято и оправдано обществом.
В наше время, когда девушки учатся, работают, гуляют одни по городу без сопровождения, нет ничего мужественного в том, что несколько здоровых парней набрасываются на девушку, затаскивают ее в машину и увозят. И притом с полной уверенностью в безнаказанности, с уверенностью, что старики все уладят. После умыкания те, кто совершил это преступление, спокойно пируют где-то, спрятавшись от преследователей, переложив все тяготы и заботы, связанные с примирением с родственниками девушки, на плечи стариков.
Моральное состояние любого общества определяется отношением в этом обществе к женщине. Женщина - самое святое в обществе, так как она чья-то (или будущая) мать, дочь, сестра, невеста, жена. У ингушей всегда женщина почиталась. Отношение к ней всегда было трепетное, уважительное. За оскорбленную честь женщины вступались все мужчины рода. Любой мужчина был готов умереть, защищая честь представительницы своего рода. Иногда целые роды погибали в войнах, начавшихся из-за оскорбления женщины.
И каким же образом в ингушском обществе в настоящее время может являться обычаем варварское умыкание девушки? Более сильного оскорбления нельзя нанести девушке и всему ее роду.
И с каким лицом молодой человек после нанесения такого оскорбления своей будущей жене и ее роду собирается жить с ней как с женой, поддерживать родственные отношения с ее родственниками? Какие дети вырастут от такого брака? Какие моральные ценности они будут исповедовать?
На такой шаг идут обычно молодые люди, как говорят, «не имеющие языка», т.е. молодые люди, не имеющие заговорить с девушкой, объясниться с ней, очаровать ее своим благородством, воспитанностью, остроумием, знанием обычаев, образованностью и т.д.
В последние годы наше общество вырастило поколение молодых людей, которым непонятно значение таких слов как эхь (стыд), юхь (чистое, незапятнанное лицо), яхь (соперничество в благородстве). Из этого проистекает абсолютное непонимание сути ингушских обычаев, хотя некоторые из них соблюдается формально. Молодые люди боятся трудностей, стараются отлынивать от обязанностей по приему и обслуживанию гостей. Это заметно и на свадьбах, и на похоронах. Также молодые люди часто «боятся» соблюсти обычаи, связанные с женитьбой. Им хочется, чтобы все прошло проще, легче.
Иногда работники науки, средств массовой информации, служители культа, старики из-за непонимания сути вообще обычая, потакают подобным преступникам, объявляя варварское умыкание девушек обычаем, которое на самом деле является насилием. Тем самым самое гнусное преступление освящается обычаем, а тем, кто захочет совершить подобное преступление впредь, заранее дается отпущение грехов.
Таким образом, умыкание девушки не является обычаем. Это преступление и по обычному праву, и по шариату, и по светским законам.

статья, история ингушского народа, Ислам в Ингушетии

Previous post Next post
Up