Мать - хранительница семьи и народа

Jun 07, 2013 10:53




«Если когда-нибудь моему народу будет воздвигнут памятник, то это должен быть памятник, олицетворяющий идею «Мать - хранительница семьи и народа», «Мать - спасительница настоящего и будущего народа», - думал Султан Плиев в трагические дни депортации 1944 года, увидев страшную картину: «На окраине села находилось около десятка землянок. Они были занесены снежными сугробами. Я зашёл в одну из них и увидел ужас. Это было жилище спецпереселенцев - малолетних детей и их матери, где не было тепла, пищи и света…

На голых нарах, сбившись в кучу, расположились малолетние, полуголые дети. В центре их, распластав свои худые руки, как птица - крылья, сидела мать, глава семьи, тоже полуобнажённая. Она старалась теплом своего тела обогреть детей. Детишки жались к ней, как к спасательному очагу… Я не мог сдержать слёз и плакал как ребёнок», - вспоминал С.Плиев (Шадиев С. Очевидец трагедии народа).



Сколько было их, матерей?! Сколько горя они испили за страдания своих детей?! Ведь самая сильная боль - это боль матери за ребёнка, самое страшное горе - это бессилие перед их страданиями, от которых не можешь спасти, не можешь помочь. Единственное и вечное - это сила материнской любви, которой она бережёт своих детей в любом их возрасте.
Во все времена у ингушей ц1ен-нана (хозяйка дома); маьр-нана (свекровь) - женщина-мать, женщина-мать мужа, жена и вечная спутница мужчины была в почёте. Женщина - душа и мудрость семейного коллектива. От мудрости старшей женщины в доме (матери, свекрови) во многом зависит климат этикетных взаимоотношений в семье.
У ингушей принято относиться к женщине с вниманием и предупредительностью. Об уважении к женщине у народов Северного Кавказа как необходимости свидетельствует предание, дошедшее до нас через два с лишним столетия: «Однажды сидел мудрец в кругу старцев, а мимо проходила девушка лет пятнадцати. Она вежливо поздоровалась. Седобородые старики солидно закивали головами, а старец Жабаги, приветствуя девушку, встал со своего места и стоял, пока она не прошла. Старики собрались было его попрекнуть за то, что он вскакивает перед девочкой, чего, по их мнению, не следовало делать уважающему себя старейшине. Однако мудрец ответил им: ”Я приветствовал не просто девочку, а в её лице - будущую держательницу семейного очага, будущую мать семейства, от которой будет зависеть, какие люди выйдут из чьего-то дома и войдут в наше общество.



А как она будет вести дом, как будет воспитывать детей - это зависит от того, каково отношение к ней”.
Благодаря своей важной роли в жизни человеческого общества, женщина у всех горцев пользовалась известным почётом и уважением. Взаимоотношения в семье чаще всего зависят от неё. Как пишет И.И.Маремшаова, «женщина, переходя из рода в род, выполняет функцию объединения и сплочения, что является цементирующим звеном в жизни любого этноса». Подтверждая важность роли женщины в обществе, М.А.Яндиев пишет: «Ей, женщине, предстоит думать о славе и имидже своего рода в глазах новых родственников. Становясь полноценным представителем и снохой нового семейства, матерью детей, она будет сохранять честь и достоинство семьи и рода, представителем которого она стала силой заключённого родства и ответственностью перед будущим своих детей и их благополучием».
Согласно нравственному сознанию ингушей, женщина, жена, обязана чтить мужа, прежде всего, как гаранта благополучия семьи. Умная, добрая жена всегда сумеет быть другом мужа во всех жизненных ситуациях.
Потенциальные возможности женщины очень велики. От её культуры и здравого рассудка нередко зависит ореол уважительности вокруг членов её семьи, и наоборот. В народе существует притча: когда у старца спросили как он стал уважаемым человеком, он ответил: «Меня уважала жена. Это уважение она передала детям, родным, соседям... И так меня стали уважать...» На это способна женщина, сумевшая подняться над обыденностью духовно, нравственно и интеллектуально.
Если рассматривать семью как единый организм, можно сказать: ц1ен-да - это ум семьи, ц1ен-нана - ее душа, ее ведущее духовное начало. В настоящее время, когда женщина оказывается всё больше вовлечённой в активную производственную трудовую деятельность, ей как никогда необходимо использовать все заложенные в ней резервы человеческой энергии, чтобы сохранять и приумножать духовные качества, особенно характерные для женского начала. Если жена обладает способностями, равными способностям мужа, если оба они стоят на одинаковой ступени

умственного развития, жена поступит весьма рискованно и испортит своё благополучие, если будет стараться стать выше своего мужа. Соперничество между мужем и женой никогда не приносит пользы и всегда бывает так, что, если жена, гордясь своим преимуществом, не скрывает этого, то этим сама же отравляет добрые взаимоотношения, без которых немыслимо существование самой семьи. Жена, стремящаяся к главенству в семье, сознательно умаляет достоинство мужчины. Пользующаяся доверием мужа, она поднимается на ту высоту, на какой она, в сущности, должна находиться. Из всех достоинств, украшающих женщину, из всех преимуществ внешней и внутренней красоты - такт является самым неоценимым достоинством, и женщина, не обладающая им, не может составить счастья ни своего собственного, ни счастья своего мужа.
Традиция почитания женщины уходит в глубокую древность. Этикет уважения к женщине не позволял мужчинам говорить в её присутствии на высоких тонах. Самый острый спор между мужчинами прекращался, если женщина, прося об этом, снимала головной убор. Женщина находится под неустанной заботой отца, мужа и сына и, в свою очередь, несёт ответственность перед ними.
Издревле говорят, что женщина - хранительница очага. Женщине, дарующей жизнь, являющейся как бы связующим звеном в цепочке смены поколений, самой природой отведена роль хранительницы. «Мироткущая» - так издавна называли женщину. Призванная давать жизнь, она призвана была создавать вокруг себя такие условия, такой мир, чтобы произведенная ею новая жизнь могла развиваться правильно. Охранительность - сущность женщины. Уют, тепло, ласка, умирение, утоление, верность, мягкость, гибкость, милосердие - вот из чего женщина состоит».


Поэты и писатели создают свои прекрасные произведения, посвященные женщине. Женщина всегда была почти неземным существом. Она выходила на люди только изящно одетая и опрятная, она не могла ходить как угодно, а должна была шествовать, вызывая восхищение (одобрение) окружающих.
Красота составляется не только из одного природного дара, а является также результатом воспитания. От кавказской женщины, помимо всего остального, требовалась и практическая мудрость, без которой сохранить все другие достоинства было непросто. Она учит детей «мудрым законам предков, чтобы потом, когда они станут взрослыми, жить в постоянном страхе за них. Она добывает огонь и поддерживает его всю ночь; она обшивает семью, варит пищу и ест сама то, что остаётся от детей. Она ложится спать последней и встаёт первой. Это она, женщина, даёт начало жизни и сама умирает, не оставив на земле даже своего имени». (М.Мамакаев)
Первая высота, которую малыш должен ощутить в детстве - это любовь к матери. Через неё он учится любить других, чувствовать и понимать мир.
Именно мать может любить и прощать своего ребёнка бескорыстно, всем сердцем любя. Он остаётся для неё ребёнком в любом его возрасте. Меняя внешне своё отношение к нему соответственно возрасту, в мыслях она продолжает оберегать и любить его так же, как и в детские годы.

Очень образно сказал о бескорыстной материнской любви А.Костоев в своём коротком рассказе: «После долгих странствий вернулся сын в свой отцовский край. «Высоко ли ты чтил Ингушетию?», - спросил отец у сына. «Достойно ли вёл себя среди людей вдали от отчего края?», - спросил брат. «В достатке ли жилось тебе?», - спросила сестра. «Много ли добра и богатства удалось тебе нажить?», - спросила жена. «Какими подарками обрадуешь нас?», - спросили дети. «Как хорошо, сын мой, что ты живым и невредимым вернулся в дом родной!», - обняла сына мать, ни о чём не спрашивая”.
Роль матери и её уроки значительны для взрослых детей, уже создавших свои семьи. Умная женщина-мать не будет потакать дочерям в их нежелании выполнять свои обязанности в замужестве точно так же, как мудрая женщина-мать проявит внимание и благородство по отношению к новому члену семьи - невестке. Именно мать должна принять нового члена семьи с осознанием того, что она тоже ребёнок, которого лелеяли и воспитывали родители. Именно мать должна вложить эту доброту в души своих детей и всего семейного коллектива, и поддерживать это отношение до конца жизни. Нередко мать после смерти мужа становилась главой семьи и управляла ею с помощью одного из сыновей. Во многих случаях семейная община после смерти её главы сохранялась до тех пор, пока жива мать семейства. Своим авторитетом она сплачивала семью, не допускала ссор между невестками и другими членами общины, следила за соблюдением традиций народа. (Л.Агиева).
Традиция почитания матери священна для ингушей и по адату и по исламу. «Как-то после спектакля нас пригласил к себе домой судья Заводского районного суда г.Грозный Ибрагим Албаков. Пригласив гостей к столу, сам же он прошёл в комнату матери, присел на корточках перед ней и, взяв в свои большие руки ладони матери, спросил о самочувствии, сказал о том, как прошёл его день и только потом вышел к гостям. Его день начинался с благословения матери и заканчивался нежным общением с ней»,- вспоминает заслуженный деятель искусств Д.Кодзоева.

Как бы далеко не находились дети, «импульс, исходящий от матери» даёт им силы. Именно мать бережёт добрые взаимоотношения между детьми, какой бы большой не была семья, умеет объять своим материнским чувством одновременно всех и каждого, детей и внуков. Она является центром семьи. «Я осиротел, когда не стало матери», - может сказать уже возмужавший, убелённый сединами человек. Мужчина, сильный духом, выдержавший многие испытания жизни, не может скрыть слёз, когда умирает мать. В двух случаях не осуждались слёзы мужчин у ингушей - когда умирала мать и когда

теряли Родину-мать. Не зря у ингушей говорят: «Нана елча - дег тIара зиза Iодож (Умирает мать - падает цветок с души).

О женщинах - ингушских матерях, их жертвенности ради сохранения семьи, можно писать произведения. Поддержание огня в домашнем очаге - это всего лишь предметная иллюстрация предназначения женщины. Под этим имеется в виду, в первую очередь, поддержание национального духа и традиций отцов. Это они, матери, воспитывают детей в духе народной культуры и морали ислама через религиозные культы, запреты, фольклор, мифологию, объясняя сложные и многочисленные нормы поведения на собственном примере. Это они, матери, воспитывают высокое осознания долга и чести перед Родиной, обществом, родственниками, ровесниками.
Женщина-мать несет в себе духовный потенциал, и собою олицетворяет связь времён. Значительный авторитет женщине в обществе даёт здоровое, воспитанное, многочисленное потомство. Авторитет, который невозможно заработать никакими другими способами. К женщине-матери, воспитавшей хороших детей, достойных членов общества проявляют уважение самые почтенные старейшины из народа.
«Даже если ты на ладонях пожаришь яичницу для своей матери, ты не искупишь своего долга перед ней», - говорят в народе. Внимание и любовь к матери, забота о ней должны быть в сердце каждого человека.
Роль женщины столь сильна в жизни семьи и общества, что у ингушей говорят: «Портится мужчина - портится семья, портится женщина - портится весь народ». И с этим нельзя не согласиться, так как женщина вводит ребёнка в этот мир своим воспитанием. Будущих президентов и учёных, мыслителей и писателей, да и в целом всех людей, изначально ведёт в этот мир женщина. Роль матери как хранительницы семьи и народа неоценима!

Доктор исторических наук З. Дзарахова, газета "Сердало".

http://radio-angusht.ru

статья, История Ингушетии, радио "Ангушт"

Previous post Next post
Up