Сегодня у меня была, пожалуй, самая интересная и захватывающая экскурсия из всего того, что я пока что видел. Это была поездка на сборочных цех самолётов Boeing, поскольку-постольку сборочный цех самых крупных "экземпляров" располагается вблизи от г.Сиэттл, штат Вашингтон (Seattle, WA), - г. Эверет (Everett).
Именно оттуда, c собственной взлётной полосы, разлетаются крылатые машины которые потом ещё 10, 15, 20... 40 (привет, «Белавиа») лет перевозят грузы, дрова отдыхающих и бизнес людей по всему миру. И от понимания, что ты глядишь как создаются эти воистину чудеса технологий, по телу даже бегут мурашки.
Но до самолётов мы ещё дойдём...
Пункт №1 в листе "челюсть уехала" является сама фабрика.
Масштаб завораживает. Здание фабрики (см картинку) занимает колоссальный (самый большой в мире - кн. рек. Гиннесса) объем - 13.3 миллиона(!) кубометров. Поначалу (до того как там установили систему вентилирования) внутри собирались облака пара и конденсировались дождём...
На фабрике работают 30.000 человек. Внутри располагаются многие тысячи кафетерии и рестораны, своя клиника, система безопасности, пожарная служба и служба воды. Освещается она 1.000.000 светильниками.
Ну и так далее. 73км кранов, 1,500 велосипедов, 3000 типа "машин для гольфа", 3.7 км подземных тоннелей, проходящих по фабрике. К слову о тоннелях, мы там как раз и были, так вот если вы когда-либо игрались в Doom - то вот оно: лифты с сиренами и желтыми дверьми, коридоры и трубы. Крутизна!
Пункт №2 - сборка самолётов.
Во-первых, для трёх моделей, что мы увидели: 747-8, 777 и новый 787-8 Dreamliner, - для всех были созданы разные системы сборки.
Самый мощный цех у "горбатого" 747-8. Его собирают по частям в огромном ангаре и потом кранами тянут на сборочные места, где составляют фюзеляж и крылья, потом хвостовую часть и носовую, потом двигают его на установку электроники и системы жизнеобеспечения самолёта и пассажиров. Потом дело доходил до внутренней отделки салона (причём базовая комплектация - это просто "коробка"). Затем следует установка системы посадки - колёса, по-простому... за 18 миллионов долларов. И уже в самом конце прикручивают незначительные детали - двигатели (каждый до 20-28 миллионов долларов).
Итого за 16 дней (модель 777), за скромные 258.000.000$ вы получаете зелёно-серую летающую коробку. За дополнительную плату туда ставят кресла.
За отдельную плату (и чем темнее цвет - тем больше стоит) самолёт красят. Краску накладывают с эффектом магнита, т.е. придают обратные заряды на корпус и частицы красок - это дорого, но надёжно.
Потом его тестируют, после этого - совершают пробные полёты. Проходят сертификацию ANA, и уж только потом за опять таки отдельную плату (капитализм, е-тить) его транспортируют в близлежащий public аэропорт, где его забирает авиакомпания.
Лайнер с названием 777 (вроде такие сигареты были... UPD: Портвейн!!!!) собирают несколько иначе - все компоненты медленно едут по конвейеру и проходя по букве U детали стыкуются, соединяются, монтируются. Вообщем-то, все то же самое, что и с 747, но логистически прощё - полигон для сборки занимает меньше места.
Пункт №3 - Boeing 787-8(9) Dreamliner
Красавец. Он просто красавец и венец технологий.
Смотрите сами!
Люки с затемнением стекла вместо шторок. Динамическое LCD освещение салона, которое имитирует световой день в конечной точке маршрута, чтобы организм быстрее привыкал к долгим перелётам. Расширенные места для ног и это при том, что он поставляется с уже полностью собранными первыми и бизнес классами.
Его, в отличие от старых моделей уже не собирают полностью на заводах в Эверетте, но привозят по частям на здоровенных самолётах из Японии, Италии и только компонуют в цехах данной фабрики. Таким образом из составных деталей за 3(не верю!) рабочих дня компонуются и подготавливается к покраске свеженький самолёт.
Мне удалось увидеть счастливчика - 13-го номера, готовящегося к тестовому взлёту. Номера 14 и 15 были полу-готовы, но от этого было ещё интереснее взглянуть в "утробу" этих гигантов.
Итог. Восхитительная экскурсия. Масштаб и размах которой просто поражают. И если вам когда-либо удастся быть в этих краях - потратьте день, это того стоит!
Снимать, ясное дело было нельзя, поэтому все фото - собственность компании Boeing и я даю полную
ссылку на источник.