Самарканд (в переводе его название звучит как «богатое поселение»)- один из древнейших городов мира, ровесник Древнего Рима и Вавилона, был основан в 8 веке до н.э. Руины древнего городища- Афросиаба- сохраняются на окраинах современного Самарканда до сих пор. Более 2000 лет Самарканд являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока, но больше всего известен как столица империи Амира Тимура и династии Тимуридов. По приказу правителя, в столицу переселялись лучшие мастера из завоеванных краев. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы − медресе, усыпальницы.
Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эпоху, когда город был столицей Тимура- в середине и конце 14 века. Великий завоеватель ревностно заботился о процветании города, который хотел видеть столицей мира, и стремился строительством крупных монументальных построек утвердить идею своего могущества. Поэтому важнейшим центром всего города в итоге стал мавзолей Гур-эмир, где нашел упокоение сам Тимур, некоторые его сыновья и внук Улугбек, который был убит по приказу собственного сына Абдуллатифа и первоначально захоронен в каком то дальнем поселке. Прах Улугбека перенесли в Гур-Эмир гораздо позже по распоряжению правителя Мавераннахра, пришедшего к власти после Абдуллатифа.
Согласно легенде, существовало предсказание о том, что если прах Тимура будет потревожен, начнётся великая и страшная война. И предсказание подтвердилось- могила Тимура была вскрыта для исследования советскими учеными-археологами 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала Великой Отечественной войны. Когда прах был возвращен на место в ноябре 1942 года, произошел коренной перелом в войне в ходе Сталинградской битвы.
Мавзолей Гур-эмир стала образцом при строительстве Соборной мечети в Санкт- Петербурге, ведь строилась она в начале 20 века на деньги Эмира бухарского. Поэтому мне, как петербуржцу, Гур-эмир кажется таким знакомым.
Рядом с Гур-эмир расположены мечеть и мавзолей Рухабад, построенные над могилой исламского проповедника, богослова и учёного-мистика шейха Бурханиддина Сагарджи, еще при жизни Амира Тимура. Рассказывали, что Тимур из огромного уважения к святому, покоящемуся в этом мавзолее, никогда не проезжал мимо Рухабада на коне - он всегда шел по этой дороге пешком.
Конечно, самый впечатляющий архитектурный ансамбль не только Самарканда, но и всей Средней Азии- это Регистан («площадь,покрытая песком»). Ансамбль составляют три медресе- медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шер-дор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). По праздникам Регистан красиво подсвечивают, но увы, мы приезжали в Узбекистан в обычные дни, и пришлось довольствоваться банальным прожектором.
Медресе Улугбека- старейшая из построек на Регистане. В XV веке это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока.
Медресе Шер-дор ("Обитель львов") назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде - барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано "Господь Всемогущ!". Великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам медресе множество туристов.
Медресе Тилля-Кари («Отделанное золотом») начали строить в 1646 году на месте оставшегося еще со времен Улугбека караван-сарая Мирзои. Внутренние интерьеры этого медресе и правда покрыты золотом и красиво сияют на палящем солнце.
Увы, государство, созданное Тимуром, оказалось неустойчивым и после его смерти в 1405 году стало рассыпаться. Наверное, это судьба всех насильно созданных империй. К 16 веку, когда столица была перенесена в Бухару, город теряет значение столичного центра. Но в первые десятилетия после смерти Тимура, когда правил его внук Мирзо Улугбек, Самарканд был одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения - медресе и обсерватория, лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе. Улугбек был величайшим астрономом и его звездными таблицами до сих пор пользуются современные ученые, но религиозные фанатики обвинили астронома в ереси и занятиях черной магией, и отрубили ученому голову, а здание Обсерватории разрушили до основания. Только в 1908 году удалось найти небольшой остаток секстанта.
К наиболее важным постройкам Самарканда относится ансамбль мавзолеев Шахи Зинда, где похоронены родственники правителей и видные военные и религиозные деятели. Здесь похоронен двоюродный брат Пророка Мухаммеда - Куссама ибн Аббас, из-за чего комплекс называется Шахи-Зинда, что переводится как “Живой царь”. Шахи-зинда представляет из себя целую улицу, стороны которой образуют стоящие друг за другом мавзолеи.
В самом начале комплекса перед посетителями предстает 40-ступенчатая лестница, которая олицетворяет путь покаяния и молитв. Каждый посетитель Шахи-Зинды, будь то верующий или турист, обязательно начинает считать ступени, поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человека можно считать очищенным от грехов, поэтому сегодня посторонний наблюдатель может с интересом наблюдать, как многочисленные посетители комплекса усердно пересчитывают ступени.
Рядом с Шахи-зиндой стоит мечеть Хазрет-хызр, построенная в 19 веке. Хызр -герой нескольких местных преданий, старец, который обрел бессмертие и великую мудрость, но который скрывается от глаз людей, и появляется только тогда, когда в нем есть необходимость.
А прямо напротив Хазрет-хызр стоит грандиозная соборная мечеть Биби Ханум («Старшая жена»). Масштабы этого сооружения действительно впечатляют, хотя конечно, сохранились далеко не все его части. Мечеть Биби Ханум задумывалась как сооружение, которое должно было намного превзойти все аналогичные постройки. Однако средневековые мастера не владели необходимыми для строительства столь масштабных зданий технологиями и материалами, к тому же они не учли риск сейсмичности. В итоге здание стало разрушаться еще при жизни Тимура.
Красивая легенда рассказывает, что любимая жена Тимура Биби Ханум затеяла в отсутствие мужа построить грандиозный храм, но архитектор, на её горе, влюбился в заказчицу и не хотел заканчивать постройку, пока Биби Ханум не позволит поцеловать себя. Понимая, что в сроки иначе не уложиться, Биби Ханум дала согласие на столь дерзкий поступок, но когда Тимур вступил в Самарканд, он увидел на лице у супруги след от поцелуя и вся история немедленно была раскрыта, правда, ответственности за сто дерзкий поступок архитектор не понес- он сделал себе крылья и улетел далеко. Однако, как бы ни красива была эта легенда, она останется лишь легендой, ведь многое в ней не совпадает с реальными историческими фактами: во-первых, у Тимура не было жены по имени Биби Ханым - его главную жену звали Сарай Мульк Ханым. К тому же в то время, когда возводилась мечеть, ей было далеко за 60.
Самарканд при Тимуре стал сосредоточением всего и вся, собранного со всех краев его безграничной империи, простиравшейся от Кавказа до Китая. Надо отметить, что и сегодня Самарканд представляет из себя примерно то же- толпы куда то снующих людей, нагромождение самых разнообразных зданий, динамичный и даже беспокойный фон. Все это так роднит Самарканд и Москву (я уже писал, что мне на ум пришло именно такое сравнение).
Сохранились в Самарканде и остатки российского имперского периода- например, католический костел конца 19 века.
Есть в Самарканде и настоящий купеческий особняк, с сохранившимися подлинными богатыми интерьерами в восточном вкусе. В этом доме, построенном для купца Каландарова, сегодня располагается областной краеведческий музей, экспозиция которого представляет мало интереса (она стандартна для любого краеведческого музея), поэтому, видимо, он и выпал из моего внимания в первый приезд в Самарканд. Однако во второй приезд я целенаправленно поехал именно туда- и правда, интерьеры здания потрясают воображение.
Интересно, что про все подобные богатые узбекские дома, построенные в конце 19-начале 20 века, говорят, что они предназначались для Николая II, который якобы собирался приехать в Среднюю Азию. Конечно, это всего лишь легенда, но интерьеры дома еврейского купца очень даже царские.
Есть в Самарканде и великолепные уголки, оформленные уже в советское время, как например вот этот.
В последние годы модным в Самарканде стал так называемый «петербургский стиль», подразумевающий богатую лепнину, колонны и мрамор. В этом стиле строят свадебные рестораны, и скромные, и роскошные, что с виду и не скажешь что это ресторан- настоящие дворцы.
Самарканд является духовным центром не только для мусульман. На окраине города сохраняется гробница Ходжи Данияра, как называют его мусульмане, или библейского пророка Даниила - так называют его христиане, или Даниэля - одного из четырёх великих иудейских пророков. Он был потомком царей Давида и Соломона, жил в Иерусалиме, и лишь по приказу Амира Тимура его останки были перенесены в Самарканд.
Множество историй также связано с длиной могилы. Служители мавзолея неоднократно перестраивали гробницу, утверждая, что в особо благополучные года кости святого растут. Таким образом, на сегодняшний момент длина могилы достигла 18-метров. Говорят, что рука Даниила будет расти до тех пор, пока ею не будет опоясана вся планета, и тогда на Земле наступит рай.
Говорят, что “Мекка - это сердце мусульманского мира, а Самарканд - его голова”, и пребывание в этом святом месте у мусульман считается свершенным малым хаджем. В нескольких километрах от Самарканда, находится комплекс, включающий мавзолей над захоронением знаменитого суннитского богослова имама аль-Бухари. Начав изучать хадисы с 10 летнего возраста, Аль Бухари задался целью собрать все достоверные предания о высказываниях и поступках Мухаммада, составив первый достоверный сборник хадисов, который для большинства сунниитов стал второй книгой после Корана.