Евгений Велтистов "Миллион и один день каникул"
Рисунки В. Роганова
Журнал "Пионер", Москва, 1976 год
12 апреля - День космонавтики, и в этот день я хочу опубликовать великолепные (по-моему сугубо личному и непрофессиональному мнению) иллюстрации В. Роганова к повести Евгения Велтистова "Миллион и один день каникул". Необыкновенная графическая, космическая сага о путешествии среди звезд. Произведение печаталось в двух номерах журнала "Пионер" в ноябре и декабре 1976 года.
Итак, фантастические иллюстрации Роганова, которые мне так нравились в детстве, и сейчас нравятся.
"Виктория", краса звездного флота, фантастическая птица с гордо вздернутым вперед клювом, совершала броски в Ближний,
Дальний и Конечный космос. Ее серо-стальные бока и крылья отполировал ветер разноцветных звезд; ее острый шпиль пронзал пустоту с беззаботной легкостью иглы, скользящей сквозь кусок ткани..."
Уже первая иллюстрация меня поражала. Мощь и стремительность. А вокруг нагромождение фантастических сооружений самых непривычных форм. Лаконичная графика. Контурный рисунок. Два цвета (правда тут полиграфия не давала развернуться). И выполнено необычно. Пожалуй скромные возможности журнальной печати только подчеркнули ясность линий и динамику иллюстраций. Все очень акцентированно, в центре "Виктория", все остальное только фон для нее.
Шар выпал из рыцарской перчатки, крыса подхватила его и помчалась в коридор.
В этой серии иллюстраций Роганов преображает самые обычные предметы в яркие, невероятные образы. Не крыса а просто какой-то дракон...
У него фантастика во всем, в каждом элементе. Художник понимает фантастику буквально, это не просто жанр, это руководство к действию.
Человек, следующий на другой конец Вселенной, не расстается с привычной земной обстановкой.
Как же сильно искривляет пространство и время гигантская звезда, уплотненная до малых размеров.
Капитан... Молнии на плечах, как погоны. Настоящий суровый путешественник. Почему? А аам не кажется что он похож на капитана Немо? А я считал, что похож. А рядом "искривленный" последний король последнего королевства на Земле. Сюр-р-реалистический персонаж.
- Говорит Земля! Говорит Земля! - раздался громкий голос - Смотрите и слушайте нас, "Виктория" и "Альфа".
У Роганова несомненно есть свой стиль и видение. Я смотрел на эти иллюстрации и думал: "А что это у людей будущего такие головы? Наверное в будущем мозг разовьется до невероятных размеров". И снова совершенно сумасшедшие архитектурные сооружения вокруг, явно художник себя не ограничивал.
- Спокойствие! - предупредил спутников астрофизик с "Альфы". Нам посчастливилось увидеть тахионов
Земля принимала космоплавателей
Иллюстрации Роганова меня просто очаровали. Повторяю - не просто понравились, а очаровали. Полгода после этого, как раз до летних каникул, я рисовал космические корабли а-ля "Виктория". Они бороздили просторы космоса, открывали неведомые звезды и планеты. И также заимствовал для своих работ другие "элементы" иллюстраций.
Сейчас я еще раз смотрю на них и думаю что они были мне близки своей "школьной" стилистикой. Поясню. Взгляните на первый рисунок - "Виктория" в полете. Примерно так, конечно когда я стал постарше, я рисовал на уроках на последних страницах тетрадей. Простая шариковая ручка, четкий контур, градиент штриховкой. Вокруг небрежно какие-то детали, причем так как времени было много))), то и насыщенность рисунка мелкими деталями зашкаливала. Конечно до Роганова мне было далеко, но... Вот бы найти те старые рисунки... И шрифт тоже отличный в слове "Миллион", я примерно с такими шрифтами и работал. Да, есть что вспомнить.
Ах "Пионер", "Пионер" журнал которого я так и не дождался - к тому времени как я вырос, уже было неактуально, уже кипела перестройка и "Пионер" был другой и интересы были другие. Но "Пионер" был в моем детстве, выписывали родственники и осталась пачка старых номеров. До сих пор сохранилась, интересно конечно почитать на досуге, много проходящего, сиюминутного, но встречаются и отличные вещи.