Ходынской радиостанции 99 лет.

Sep 29, 2016 20:56

Оригинал взят у sontucio в Ходынской радиостанции 99 лет.

9 дек, 2013 в 19:17

В этом году Ходынской радиостанции исполняется 99 лет! А это значит, что через год у нее столетний юбилей. И мне хотелось про это напомнить, всем кому не безразлична история своей Родины, ее военная история. Первый радиосигнал был передан с Ходынки 7 декабря 1914 года, позволив России координировать свои действия с союзниками по Первой Мировой войне. До постройки Ходынской радиостанции, система радиосвязи России не имела выхода на Западную Европу. Международная связь страны обслуживалась Северо-Датской и Индо-Европейской концессионными компаниями проволочного телеграфа, которые входили в сеть английской мировой кабельной связи.





Отказаться от услуг иностранных компаний Россия не могла, так как имела слабую научно-исследовательскую базу. Между тем подготовка к мировой войне требовала организации собственной прямой международной радиосвязи с будущими союзниками. Однако акционерное общество «Телефункен», владелец контрольного пакета акций фирмы «Сименс и Гальске», всячески тормозило строительство передающих радиостанций, стремясь к тому, чтобы к началу войны с Германией Россия не имела мощных радиостанций. Когда в первые месяцы войны немцы перерезали в Балтийском море подводные телеграфные кабели, соединявшие Россию со странами Запада, было решено построить мощные искровые радиостанции для связи с Антантой.

Представлением в Совет Министров от 14 августа 1914 года военный министр В. А. Сухомлинов ходатайствовал о сооружении 300-киловаттных радиостанций в Москве на Ходынском поле и в Царском Селе под Санкт-Петербургом, а также отдельной большой приемной и маломощной передающей радиостанций в Твери. Установку станций предполагалось передать «Русскому обществу беспроволочных телеграфов и телефонов». Для реализации проекта Военного ведомства РОБТиТ получило от российского правительства 5 млн рублей. Выбор РОБТиТ обусловило то, что компания имела опыт строительства мощных искровых радиостанций: еще в 1913 году она разработала, а в 1914-м построила на территории своего завода опытный передатчик искрового типа мощностью 100 кВт, работавший на волне 9300 м. Заинтересованность правительства в создании мощных радиостанций международной радиосвязи была столь велика, что оно согласилось обеспечить первый платеж РОБТиТ в размере 1 млн 113 тыс. рублей в момент заключения контракта.

Помимо собственных радиотехнических аппаратов, устройств и приборов, РОБТиТ обязан был построить целый городок для размещения в теплых зданиях приемной станции, машинного отделения, кочегарки, ремонтной мастерской, а также здание для передающей станции, агрегатное отделение и два аккумуляторных флигеля. В обязанности РОБТиТ входило устройство колодцев и линий водопровода длиною около двух верст, электроосвещения, градирни для охлаждения двигателей, обеспечение всех помещений противопожарным инвентарем. И наконец, вся территория должна была быть обнесена надежным ограждением, освещаться прожекторами, а в машинном отделении предписывалось соорудить склад топлива на 10 тыс. пудов нефти. По условиям контракта допускалось строительство воздушной сети на временных деревянных мачтах. 120-метровые мачты строились по типу четырехбревенчатой сваи с несколькими ярусами растяжек и были возведены за две недели. В дальнейшем их заменили 120-метровыми стальными мачтами.

Вступление России в войну ускорило юридическое оформление работ. Уже 7 декабря 1914 года Московская радиостанция начала действовать. Ходынская искровая радиостанция имела мощность около 100 кВт и передавала информацию на радиоволнах 7000, 9000 и 11000 метров. Передатчик был приспособлен для работы как ключом, так и машинным автоматом (трансмиттер Уинстона). Автоматы и другие приборы допускали скорость передачи 70 слов в минуту. В радиостанциях использовались системы связи с вращающими-ся разрядниками. По своей конструкции они были однотипными и являлись на тот период самыми мощными в Европе.

Схема радиостанции содержала последовательный контур, который заряжался от источника питания через дроссель, а затем замыкался накоротко в момент пробоя вращающегося искрового разрядника. Индуктивность контура была связана с антенной катушкой, посредством которой затухающие колебания высокой частоты передавались в антенну. Искровой разрядник, выполненный в виде медного диска диаметром 0,7 м с массивными медными зубцами, весил 500 кг и вращался со скоростью 1200 об/мин. При передаче между зубцами разрядника проскакивали ослепляющие искры, появление которых сопровождалось хлопками, подобными выстрелам из винтовки: «стрельба» разрядника была слышна на расстоянии более 2 км.

Питание станции осуществлялось от 12 машин постоянного тока МП, соединенных последовательно и дававших суммарное напряжение около 12 000 В. Машины приводились в действие двумя дизелями мощностью по 294 кВт. Параллельно машинам были включены буферные аккумуляторы емкостью 54 А•ч каждый. Вся система электропитания была надежно изолирована от земли. Манипуляция передатчика производилась с помощью особого автоматического ключевого устройства, одновременно разрывавшего цепь высокого напряжения в четырех местах. Дуга, возникавшая на контактах в момент их разрыва, гасилась сжатым воздухом. Во время радиопередачи аккумуляторы разряжались через колебательную цепь и антенны, создавая в окружающем пространстве радиоволны. Радиостанции этого типа позволяли российскому Генеральному штабу поддерживать связь с союзниками из состава Антанты, находившимися в Париже, Корнарвоне (Уэльс, Великобритания), а также Римом и Науэном (Nauen, город в Германии).

С Ходынской радиостанции производилась только передача сообщений, из за сильных помех от работы мощных искровых передатчиков, приемную радиостанцию разместили на некотором удалении в городе Твери, там была построена «Тверская радиостанция международных сношений». Прием радиосообщений производился круглые сутки в течение всего года в диапазоне волн от 400 до 10000 метров. Прием дальних радиосигналов осуществлялся с помощью электронных усилителей на французских радиолампах типа «P» (лампа Пери) с прослушиванием через телефонные наушники. При необходимости радиосигналы могли быть зафиксированы на телеграфную ленту или записаны на фонограф. Принятые радиограммы затем с помощью аппаратов Морзе передавались в Москву и Царское Село.

Ходынская и Царскосельская радиостанции воплотили в себе передовые радиотехнические идеи искрового способа передачи информации. Для своего времени они имели отличные технические характеристики, были надежны в работе и обладали солидным запасом прочности. Ходынская радиостанция (как искровая) просуществовала до 1922 года, после чего на ней установили другие типы передатчиков. Про советскую истории радиостанции я уже публиковал пост в сообществе Ходынка - взлетная полоса русский авиации.

При написании поста использовался материал статьи: Искровые радиостанции Российской империи, Виктор Пестриков,
д.т.н., профессор СПбГУСЭ

история, радио

Previous post Next post
Up