Дорогие друзья, за бурными и печальными политическими событиями мы не всегда успеваем обратиться к неисчерпаемой мудрости Торы, что грустно. Поэтому спешим восполнить пробел.
На прошлой неделе мы изучали главу Эмор, где содержится очень много требований к первосвященнику. В самом деле, первосвященник предстоит перед Б-гом, и должен быть во всех отношениях мужчиной видным.
Поэтому Тора в Лев.21:18-20 требует, чтобы первосвященник был красивым и представительным: например, чтобы он не был горбатым (в Таргумах Ионатана и Иерусалимском на Ваикра 21:20 слово "гибен" (горб) толкуется как требование к бровям - не быть слишком большими и густыми, а в Мишна Бехорот 43б - как требование к наличию несросшихся бровей на обоих глазах ), лысым, карликом (в Синодальном переводе слово "дак" переведено почему-то как "сухой член" (21:20), но об этой важной части мужского организма речь пойдет дальше), слепым или косым, с целыми руками и ногами, здоровой кожей. У него должен быть красивый нос, и вообще он не должен быть "деформированным" ("саруа") или "уродливым", как решили авторы Синодального перевода.
Насчет последней дефиниции мудрецы спорили, что бы это могло значить: выдвигались предположения, что у него не должно быть шести пальцев, двух хрящей в ухе, чтобы один глаз был не больше другого и одна нога не длиннее другой, чтобы глаза не были большими, как у теленка, а уши не были похожи на губки. Ну и еще первосвященнику предъявлялась куча требований, растянувшихся на довольно длинный текст (Мишна, Бехорот 7:1-7), некоторые из них довольно невкусные. Ну и очень важно, конечно, чтобы, как у настоящего мужчины, у него были яйца ("неповрежденные ятра", как изящно сказано в Синодальном переводе). В Мишне обсуждаются необходимые требования к последним (Бехорот 7:5), которые мы, на всякий случай, опустим.
Ну и конечно же, первосвященнику, помимо прочих требований, следует правильно жениться. В Ваикра 21:7 перечисляются требования к его избраннице - помимо прочего, она не должна быть разведенной, распутной и одновременно должна быть девственницей. Требование быть девственницей и не быть распутной вовсе не дублируют друг друга - мудрецы прекрасно понимали, что девушка до брака, может, например, практиковать альтернативные виды секса, формально оставаясь девственницей.
Всякие варианты возможного поведения незамужней девушки применительно к браку с первосвященником породили многочисленные обсуждения.
Остановимся только на одной актуальной дискуссии (Хагига 14б): может ли первосвященник жениться на беременной девственнице? Об этом ученику спросили мудрого Бен Зома.
В чем тут проблема? С одной стороны, первосвященник, как было сказано выше, обязан жениться на девственнице. Но нигде не сказано, что ему запрещено жениться на беременной. У простодушных читателей может возникнуть вопрос, а как это девушка способна забеременеть, оставаясь девственной, т.е. не имея половых контактов? И тут наши мудрецы оказались прозорливыми, на много веков предвидя споры современной науки.
Так, ученые давно ломают голову, возможен ли у женщин партеногенез, подобно тому как он имеет место у некоторых видов животных и растений (пчелы, рыбы, отдельные виды птиц, а чаще всего членистоногие) - когда неоплодотворенная яйцеклетка самостоятельно начинает делиться и зарождается плод. Из всезнающей прессы вроде бы даже известно, что ученые из Института развития клеточной технологии (Массачусетс США) получили полноценные эмбрионы из неоплодотворенных яйцеклеток у 4 из 28 испытуемых макак.
В прессе также ходят упорные слухи, что известны случаи и у homo sapience, когда под влиянием стрессовых ситуаций, высоких температур и в других экстремальных ситуациях женская яйцеклетка тоже может начать делиться, будучи не оплодотворенной, хотя в 99, 9% случаев она вскоре погибает. Но ведь остается 0.1% , согласно всемогущему Интернету!! Так, по некоторым данным, в истории известны 16 случаев своего рода "непорочного зачатия", имевшие место в Африке и странах Европы. Впрочем, любителям объяснять библейские чудеса, и в т.ч. "непорочное зачатие" девы Марии, естественно-научными причинами, рано радоваться: эмбрион содержит только женские хромосомы и в результате такого зачатия может родиться только девочка (видимо, поэтому, по рассказу моей знакомой - экскурсовода из Эрмитажа, одна провинциальная дама, насмотревшись на живопись эпохи Возрождения, изумленно просила: "А почему на руках у мадонн всегда мальчик, а не девочка?").
Существуют даже два душераздирающих исторических примера такого необычайного события. В одном итальянском монастыре XVII в. монахини начали беременеть одна за другой. И многочисленным церковным комиссиям, искавшим виновников в соседней деревне, подземный ход в соседний мужской монастырь и т.д., ничего обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что рядом действовал вулкан, от чего земля вибрировала и, вероятно, создавала ту особую стрессовую ситуацию, когда яйцеклетка начинала делиться.
Другой пример относится уже к нашему времени. В супермаркете в Глазго все кассирши, сидевшие на кассе №7, начинали беременеть: замужние, разведенные, бесплодные, молодые, старые… Оказалось, что через кассу № 7 проходила волна вибрации, вызванная работой японской бетономешалки, что и привело к такому же результату, как в монастыре. В любом случае, залетевшие девушки, имейте в виду: в напряженном разговоре с мамой и папой вы всегда можете сослаться на японскую бетономешалку.
Но вернемся к Талмуду. Мудрецы, конечно, до идеи партеногенеза не добрались: все же какое-то участие мужчин, хотя и косвенное, они не смогли отрицать. Но именно косвенное: так, отвечая ученикам, Бен Зома допустил, что девушка могла забеременеть без сексуального контакта, от семени мужчины, принявшего ванну непосредственно перед ней. И в этом случае она может выйти замуж за первосвященника, поскольку все условия выполнены. Но был возможен и другой случай. Один из величайших вавилонских мудрецов, Шмуэль, обладал необычайной способностью осуществить полноценный сексуальный акт и зачать ребенка, не разрывая девственной плевы девушки. Как ему это удавалось, известно только одному Б-гу. Но в этом случае девушка уже не могла выйти замуж за первосвященника, поскольку в результате контактов с рабби Шмуэлем считалась бы распутной.
Как же разрешил Бен Зома сомнения учеников? В пользу разрешения на брак первосвященника с беременной девственницей, объяснив свою позицию следующим образом: необычайным талантом Шмуэля обладает лишь ничтожное число мужчин, и поэтому такой способ забеременеть крайне маловероятен, в отличие от другой указанной возможности… Вывод Шмуэля может показаться спорным, но зато живым и действенным, как жива и действенна наша алаха.
Существуют еще целый ряд дискуссий на предмет различных обстоятельств сексуального характера применительно к браку первосвященника, но я их не буду упоминать, поскольку от них у простодушного читателя волосы встанут дыбом - чего не хотелось бы в силу и так имеющего место нынешнего нервно-политического напряжения и повального схождения с ума пользователей социальных сетей.
До следующих встреч на страницах Вечной книги.
от Юрий Табак
https://www.facebook.com/yuri.tabak.7/posts/715800615139471