А может, мы неправильно понимаем саму суть денег? Ведь в современном мире мы одному и тому же виду денег - затратных денег для покупателя! - приписываем противоположные функции: измеряя ими еще и эффект у того же покупателя! Автор предлагает убрать клеймо "зла" с денег. Необходимо признать ДУАЛИЗМ ДЕНЕГ. Надо практически выделить учет каждого из двух видов денег - эффекта пользователя и затрат покупателя, и поставив каждый на СВОЕ МЕСТО в будущей экономике - Экономике полезных результатов.
Тогда эффект пользователя-покупателя будет находиться в Числителе КЭР, а эффект продавца (торгаша) окажется опущенным в Знаменатель. Этим мы не отменяем затратные деньги. Напротив - мы заинтересовываем всех относиться к ним бережно, экономить их. Ведь без затрат невозможен никакой положительный результат. "Нельзя жать, не сеявши!" - гласит русская поговорка. Главное, чтобы рост качества товаров на рынке опережал повышение затрат покупателя - рост уровня продажных цен.
“Разумно все устроено в природе.
Все в паре: и глаза, и руки-ноги.
Хоть голова у нас одна,
Но полушария в ней - два!
Адам и Ева человеческому роду
Начало вместе дали.
У птицы два крыла!
Так почему же
в обществе доныне
Затратных денег ВЛАСТЬ
лишь царствует ОДНА?”
1992-2003
Мы живем сейчас в Старом Мире - в мире СТРАХА и НЕВЕЖЕСТВА, в мире лжи, наживы и насилия. Это мир "золотого тельца" - мир власти денег. Наступивший ХХI век должен стать переходным периодом к Новому Миру. Старый мир - это антипод Нового. Поэтому Новый Мир должен стать Миром Любви и Света, Гармонии и Добродействия
[1].
Различие между Старым и Новым Миром в их ВЫСШИХ ЦЕЛЯХ. У Старого Мира - это ДЕНЬГИ (Деньги, деньги, как можно больше денег!). С помощью денег подавляющее большинство людей надеется решить все свои проблемы. Деньги олицетворяют в Старом Мире и богатство, и власть. Но фактически за все тысячелетия, с тех пор как человечество использует деньги, люди так и не поняли их двойственную суть. В результате они в своем большинстве стали рабами денег.
Так не пора ли разобраться в самой сути рынка, прибыли, эффективности производства и прочих понятиях и явлениях Старого Мира? Но начинать нужно все же с ДЕНЕГ - одной из «стволовых клеток» экономики. Ибо, не поняв их двойственности, их места и назначения, не изменив нашего отношения к ним, нам не удастся использовать деньги во БЛАГО людей.
Начнем с того, что уже стало афоризмами. Деньги - это кровь экономики. Деньги - это носитель Энергии. А теперь вспомним, известный нам дуализм крови - из медицины, энергии - из физики. Эти науки открыли, что кровь бывает артериальной и венозной. Энергия бывает потенциальной и кинетической. Все это, по сути - ЕДИНСТВО противоположностей. Мы семантически выделяем разное состояние и противоположные функции этих видов крови и энергии разными прилагательными к их единым названиям-существительным. А вот деньги у нас почему-то ОДНИ, хотя по функциям они тоже составляют типичное ЕДИНСТВО противоположностей.
Фактически в рыночной экономике вся КУПЛЯ-ПРОДАЖА строится на противоположности ИНТЕРЕСОВ - интересов продавца и покупателя (автор убрал из употребления слово ОБМЕН, т.к. это понятие не подходит к товарно-денежным отношениям людей с тех пор, как появились деньги, оно только затушевывает истинный смысл противоречивости рынка). Продавец всегда хочет продать дороже, а покупатель-пользователь - купить дешевле. С позиций покупателя главная функция денег на рынке - платежная (речь не идет о различном названии денег - долларах, рублях, евро и пр. валютах, даже - не о наличной и безналичной форме оплаты). А в действительности все эти расчетные, платежные деньги - ЗАТРАТНЫЕ для любого покупателя-пользователя, в том числе и для покупателя-производителя, приобретающего за них сырье, материалы, оборудование, энергию и все прочее, без чего он не состоится сам, как производитель. В то же время для владельца товара вырученные от его продажи деньги - это ДОХОД его как продавца.
Экономически эффективность каждого действия для любого из субъектов рынка держится на ЕДИНОМ для всех них принципе-требовании ЭКОНОМИКИ: ДОХОДЫ должны превышать РАСХОДЫ. Но вот беда! Мы четко видим: то, что является ДОХОДОМ продавца - это РАСХОД покупателя, его ЗАТРАТЫ!!
Действительно: для продавца конечный ЭФФЕКТ любой сделки - это прибыль (разница между его доходами и расходами). Относительное выражение ЭФФЕКТИВНОСТИ его расходов - это рентабельность (отношение ДОХОДОВ к РАСХОДАМ) или прибыль в копейках на рубль затрат (она получается если разницу между розничной и оптовой ценой, которую заплатил продавец, разделить на оптовую цену и умножить на 100).
А что же является ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЭФФЕКТОМ для ПОКУПАТЕЛЯ? «Имеет ли место» он быть?
В натуральном выражении все нормально. Человек купил нужный ему товар (хлеб, сапоги, покрышки), удовлетворил этим товаром свою конкретную потребность. Ну, а экономически? Ведь покупатель тоже хотел бы, как и продавец - его рыночный антипод - иметь свой экономический эффект. Ведь не ради выгоды продавца он с ним торгуется?
Попробуйте проанализировать собственное поведение, как покупателя. Ведь если продажная цена - это сумма ДОХОДОВ продавца, то для ВАС она - сумма ваших РАСХОДОВ! Любой нормальный человек, идя на рынок за конкретным товаром, держит заранее в уме, хотя бы приблизительно - его потенциальную цену (он ее помнит, если недавно покупал нужный ему товар, или заранее специально справился о действующих ценах на нужную новинку и аналогичные товары). В мировой экономике эта потенциальная «теневая» цена так и называется «ценой покупателя». И так же - в уме! - человек, сравнивая собственную, намеченную им цену товара с запрашиваемой с него продажной ценой, определяет: выиграл он или проиграл экономически.
Например, прошлый раз за килограмм картофеля он платил 80 коп., а теперь с него просят рубль (Цены везде условные). Выходит, он теряет 20 копеек? На помидорах он, наоборот, выигрывает 30 копеек. Но вот покрышки для автомобиля стали стоить вместо 60 рублей - 90! Проигрыш - 30 рублей!
Однако при всех этих расчетах покупатель обязательно делает поправку своей потенциальной цены на КАЧЕСТВО товаров (насколько он разбирается в нем). Поэтому цена потребителя в мировой экономике называется еще и ЦЕНОЙ КАЧЕСТВА. Вся реклама Старого Мира направлена на то, чтобы доказать потенциальному покупателю, как экономически и социально он выиграет, если приобретет рекламируемую новинку.
Итак, экономический и социальный эффект покупателя-пользователя заключается в разнице между ЦЕНОЙ КАЧЕСТВА товара и его ПРОДАЖНОЙ ЦЕНОЙ. Для всех же покупателей рынка (да и всей страны) - это разница между стоимостью купленных там товаров в ценах качества и суммой оплаченных ими продажных цен этих же товаров.
В отношении «выигрыша» покупателей от того, как успешно они торгуются с продавцами, можно сказать, что в среднем тут все происходит, как в песенке: Если «кто-то теряет, то кто-то находит!». Ведь по «Закону больших чисел» - за достаточно большой промежуток времени на крупном рынке (а правильнее сказать: на территории всей страны, а может и мира) общий выигрыш покупателей от того, как успешно они торгуются с продавцами, с общей суммой их же экономического проигрыша (при удачах продавцов в этой "рыночной борьбе") - должны взаимно погашаться. А если подумать, то, пожалуй, следовало бы все-таки ожидать общего проигрыша покупателей. Ведь продавцов на рынке значительно меньше покупателей. Они могли бы договориться о росте цен (и договариваются!) и задавить покупателя высокими ценами. Но это не происходит. Почему?
Фактически в реальной жизни общества за длительный период времени И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ! И ПРОДАВЕЦ! в конечном счете - оба имеют ВЫИГРЫШ! Ведь КАЧЕСТВО ЖИЗНИ общества в целом становится все выше и выше. Сравните качество жизни людей в ХIХ и в ХХ веках. А какие изменения в мире происходят сейчас, на наших глазах? Получается, что на рынке не действует Закон сохранения материи и энергии Лавуазье-Ломоносова (если у кого-то что-то прибавляется, то у другого на столько же отнимается). Выходит - именно в этом заслуга рынка? Может, это рынок сделал нашу жизнь лучше?
Вовсе нет. Причина в быстром росте научно-технического прогресса.
Есть ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ!
Он вечно с нами.
То РАЗУМ человеческий и ТРУД!
Содружество их ТВОРЧЕСТВОМ зовут.
А ТВОРЧЕСТВО только таким бывает:
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕРПАЕШЬ -
ТЕМ БОЛЬШЕ ПРИБЫВАЕТ!
Полностью можно прочесть первую статью
ЗДЕСЬ Обсуждение идей автора о ДВУЕДИНСТВЕ ДЕНЕГ на
кризис -блоге