Своей истерикой с агрессивным месседжем для населения "вставай страна, русских людей обижают в Украине!" Кремль сам подбрасывает дровишки в огонь опасного межнационального вопроса, который через какое-то время угрожает разорвать Россию изнутри.
Многонациональная Россия в вопросе межнациональных отношений являет собою настоящую пороховую бочку. Примерно как Австро-Венгрия перед Первой мировой войной. Спящий вулкан, который пока что закупорен и не извергается благодаря сильному и эффективному давлению Москвы на потенциальных лидеров национальных движений (сговорчивые - покупаются, неподкупные - устраняются), большом количеству природных ресурсов и высоким ценам на сырье, позволяющим обеспечивать относительно высокий уровень жизни граждан по сравнению с большинством соседних государств (который не позволяет радикалам вовлекать умеренных представителей национальных меньшинств в борьбу против центра, поскольку те более-менее удовлетворены экономическим положением и не хотят его терять). Но как только эта система даст сбой - пойдёт трудно контролируемая цепная реакция с непредсказуемым результатом, что уже не раз случалось в истории России. Некоторые трения между западными украинцами и восточными украинцами, которых так сразу и не отличишь друг от друга, по поводу языка общения - это просто ничто по сравнению с потенциальной энергией конфликта в России, замешанного на религии, крайней этнической дифференциации и многовековых исторических обид.
Кремль всегда отчётливо понимал опасность межэтнических конфликтов в Россим и годами убеждал население РФ в том, что на самом деле никаких межнациональных противоречий в стране нет, и все граждане РФ являются россиянами вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и фамилии. "Россиянами", согласно этой идее, являются и русский из Твери, и татарин из Казани, и украинец из Таганрога, и немец Поволжья, и башкир из Уфы, и чеченец из Грозного, и много кто еще. Собственно, в отличие от СССР, никакого иного объяснения того, зачем всем этим людям непременно необходимо жить в одном государстве, Москва пока что не предоставила. Впрочем, Кремль не только зорко следил за деятельностью националистических движений окраин империи, но и пристально контролировал развитие националистического движения самих русских, крайне его опасаясь.
Однако, к сожалению для нынешних хозяев Кремля, мы живем в мире, который не идеален и в котором не всегда всё идёт по плану. Одним из следствий вынужденной необходимости удержать национальные окраины путём подкупа местных элит и раздачи им привилегий (самый яркий пример - Кадыров) стало приобретение этими людьми статуса неких современных "опричников", которые имеют много власти, первоочерёдный доступ к ресурсам и во многих случаях на них не распространяется закон. Всеми этими привилегиями также пользуются их семьи, друзья, партнёры. По сути, в разных точках России созданы некие национальные феодальные группировки, которые не только враждуют между собой, но и с каждым годом всё больше притесняют русское население, которое подобных привилегий и власти не имеет. Например, кавказцы могут убить на дискотеке русского парня, а милиционеры их отпустят, потому что давно куплены местной кавказской мафией. Периодически это приводит к погромам разного масштаба. Можно вспомнить конфликт в Кондопоге в 2006-м, фанатские националистические погромы на Манежной площади в 2010-м, беспорядки в городе Пугачеве и в московской районе Бирюлёво в 2013-м годах. И это всё лишь вершина айсберга.
До недавнего времени "умиротворяющая" политика Кремля весьма успешно противодействовала внутренним противоречиям. Мол, успокойтесь все, у нас всё хорошо и не нужно драться между собой, мы все россияне и это Запад пытается нас поссорить. Таким образом, межэтнические конфликты касались лишь их непосредственных участников, и в прессе освещались с весьма ощутимыми "купюрами" от Кремля. Население России недовольно бурчало "совсем эти хачи распоясались", но никаких действительно масштабных протестов не происходило, в то время как СМИ удавалось направить ненависть на врагов с Запада, а также на грузин, прибалтийцев и прочих. О, собственно, решении самих причин межэтнических конфликтов речи, конечно, никогда не шло - их всегда старались по максимум "замять", не муссируя излишне национальную тему.
Но украинский Майдан 2013-2014 вынудил Россию кардинально изменить свою политику касательно межнационального вопроса.
Стремясь оправдать вмешательства в дела соседней страны для своих граждан и пытаясь завоевать расположение некоторой части населения Украины, Кремль свёл идеологическую подоплеку своей новой завоевательской кампании к лозунгам о защите русского и русскоязычного населения Украины, которое стало вдруг ужасно притесняться негодяями бандеровцами. Месседж для своего населения прост и эффективен: "Бандеровцы притесняют русских. Русские в опасности. Нужно спасти русских!". СМИ всячески раздувают антиукраинскую истерию, и подогревают националистические настроения в РФ. В краткосрочном периоде эта весьма радикальная политика однозначно приносит PROFIT: Кремль стремительно набирает рейтинговые очки, население РФ готово жертвовать многим во имя священного похода в защиту русских, часть населения Украины поддаётся психозу и облегчает задачу получения контроля над украинскими ресурсами (что является истинной целью экспансии), все экономические и коррупционные вопросы внутри РФ уходят надолго на второй план. Но в долгосрочном периоде это может привести к большим неприятностям.
Идея о том, что "Защита русских превыше международных законов", неизбежно приведет разгорячённое националистической риторикой власти население к мысли о том, что "Защита русских превыше законов вообще, законов РФ в том числе".
И действительно: если мы не можем терпеть, что бандеровцы якобы убивают и грабят русских в Украине, то как мы можем терпеть, что азербайджанцы или дагестанцы убивают и грабят русских в России? Кремль обязательно скажет, что из-за одной изнасилованной бандой чеченцев девушки не следует брать оружие и мочить всех этих чеченцев, потому что они братья россияне, и вообще нужно судить виновных по закону - но ведь бандеровцы тоже были раньше братьями, и мы пошли их мочить в нарушение законов, и нам сказали что это правильно! Если телевизор говорит, что "взять ствол и пойти отстреливать бандеровцев, которые посмели притеснять русских" - это хорошо, то, значит, "взять ствол и пойти отстреливать чеченцев, дагестанцев, узбеков, татар" - это тоже хорошо. Даже если у них есть паспорт РФ.
Более того. Русским людям три месяца рассказывали, что жечь покрышки и кидать коктейли Молотова в милицию - это плохо. Так поступают только нацисты-бандеровцы. Мол, это не конструктивно и ужасно, нужно всегда слушаться властей и уважать законы. Но в следующие три месяца всё повернулось с ног на голову - теперь уже "хорошие русские парни" делают баррикады и стреляют из оружия в солдат правительства. То есть, русский человек потихоньку привыкает к мысли, что если русских притесняют - то, значит, можно не расходиться по первому же требованию полицейского с митинга, а нужно сопротивляться. Если русский сопротивляется в Донецке, когда его притесняют бандеровцы, то почему он должен не сопротивляться в Москве, когда его притесняют кавказцы? Почему в Славянске можно бороться с карательными отрядами из столицы, а в Кондопоге - нельзя? Почему нужно бороться с церквями УПЦ КП и униатов, но нельзя бороться с мечетями? Почему русские должны воевать в другой стране, где их якобы хотели сделать "людьми второго сорта", но не должны воевать в отдельных регионах своей страны, где они уже "люди второго сорта"?
Подняв все эти вопросы и внушив своему народу весьма радикальные мысли и идеи, Путин выпустил очень опасного джинна из бутылки. Всё это может привести к очень большим последствиям в виде более масштабных и намного более жестоких, чем было раньше, националистических бунтов русского населения РФ. Для этого взрыва необходима лишь маленькая искра, а любые проблемы в экономике только увеличивают вероятность возникновения таких искр. В ответ на разросшийся русский национализм усилятся националистические движения меньшинств, и тогда сам Бог не сможет предсказать чем всё это закончится для нашего восточного соседа.
Посмотрим, что будет дальше.