Оригинал взят у
puerrtto в
Советы: как брать машину в прокат и решать возникающие проблемы. Опыт вождения в 49 странах мираПосле неожиданно ставшего скандальным моего поста про то, как Кипр ограбил российских чиновников прятавших там деньги, самое время поговорить про автомобили. Аренда автомобиля - это свобода и комфорт. Вы не зависите ни от общественного транспорта, ни от капризов погоды, ни от туристических маршрутов. Но в то же время человек, берущий машину в прокат, всегда находится в более невыгодном положении, чем компания, сдающая ему автомобиль: даже уповая на известные бренды, нельзя быть полностью уверенным в надлежащем техническом состоянии автомобиля, а сами договоры с прокатчиками таят в себе достаточно много подводных камней. Мне довелось скопить без преувеличения очень значительный опыт проката автомобилей в разных странах мира; на сегодня в "копилке" 49 стран, где арендовал авто и познавал дороги этих стран на колесах. Южная Корея, где сяду за руль ровно через две недели - будет юбилейной, пятидесятой. Итоги такие: я ни разу не попадал в аварии, однако несколько раз сталкивался с жуликоватыми прокатчиками, а кроме того, каюсь, сам иной раз вел себя не самым цивилизованным образом. На войне как на войне, берете машину в прокат - знайте, "пленных" в этом бизнесе не берут! Читайте дальше и будьте бдительны -
Вначале перечислю страны, где я арендовал и водил автомобили в своей практике: Австрия, Армения, Албания, Бельгия, Белоруссия, Болгария, Ботсвана, Босния, Великобритания, Венгрия, Грузия, Германия, Греция, Египет, Израиль, Иордания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Коста-Рика, Косово, Латвия, Литва, Лесото, Мальта, Малайзия, Марокко, Намибия, Норвегия, Португалия, Польша, Румыния, Свазиленд, Сербия, Словакия, Словения, США, Таиланд, Турция, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка, Эстония, ЮАР.
Резюмируя весь собранный опыт, как позитивный, так и негативный, предлагаю оценить своего рода пособия для автотуриста, переходящего с общественного транспорта на прокатное авто.
На полных правах
Дорожное движение в каждой отдельной стране регулируется местным законодательством, а международное - Венской и Женевской конвенциями о дорожном движении. Это означает, что любая из стран, подписавших данный документ, признаёт на своей территории действительными национальные водительские удостоверения любого государства, также присоединившегося к Венской и Женевской конвенциям. Таких государств более полутора сотен, включая все страны Европы, обеих Америк, Австралию, Турцию, Египет, ЮАР и многие другие страны. Россия присоединилась к Венской конвенции, поэтому в странах, подписавших только Женевскую конвенцию (например, США, Канада, Иордания, Египет), нам разрешается ездить исключительно по международным правам, хотя на практике прокатным фирмам достаточно предъявить обычные национальные права. Но на всякий случай международные права лучше иметь при себе, ибо в случае проверки или аварии полиция может потребовать их предъявить. Международные права выдаются в дополнение к национальным и представляют собой книжку формата А6 с серой обложкой. Информация о владельце повторяется на нескольких языках, из которых обязательными являются английский, французский, испанский и русский. Получить такие права можно в отделениях ГИБДД, выдающих обычные водительские удостоверения.
По правилам и без
Перед тем как перейти непосредственно к поиску машины, нужно получить информацию о стране, дороги которой вы планируете покорить. В данном случае речь идет о правилах движения, состоянии местных дорог и о том, как местное население себя на них ведет. «Ну что говорить о правилах? Они везде одинаковые», - скажет читатель и во многом будет прав. Но!
Во-первых, не во всех странах привычное для нас правостороннее движение. Кроме всем известных Великобритании и Японии, «левшами» являются Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Кипр, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Мальта, Шри-Ланка, Индия, ЮАР и еще ряд азиатских и африканских стран - бывших британских колоний. Соответственно, все обгоны, повороты, объезд круга и т.п. выполняются в «зеркальном отражении». Помните, что коробка передач будет слева, а подъехав к перекрестку, вы вначале смотрите вправо! Эти кажущиеся банальными вещи могут неожиданно привести к стрессовой ситуации, ведь человеку непросто в один миг забыть свой многолетний опыт вождения при правостороннем движении. А уж тем, у кого и вовсе небольшой опыт вождения даже на родине, желательно отказаться от идеи самостоятельных поездок по таким государствам. Ради собственной же безопасности.
Во-вторых, перед поездкой желательно зайти на сайт дорожной полиции той страны, в которой вы собираетесь путешествовать и посмотреть: а) какой скоростной режим приемлем на трассах, в городах, на второстепенных дорогах; б) какие дорожные знаки используются в этой стране (в каждой стране есть ряд «своих» знаков); в) какие штрафы и наказания ожидают нарушителя правил дорожного движения (размеры штрафов в той же Европе в разы превышают российские, а в Азии за ряд нарушений предусмотрено тюремное заключение).
Ищем с умом
Если вы окончательно решили, что машина в путешествии не станет для вас обузой и головной болью, то переходим непосредственно к ее поиску. В этом случае работает такая же схема, как и при поиске отелей. Существуют сайты международных систем бронирования авто. Есть сайты собственно компаний, занимающихся прокатом (по-английски прокат машины - Rent-a-car). Самые известные и наиболее крупные фирмы, представительства которых есть во многих странах мира: Avis, Herz, Sixt, Budget, Europcar, Thrifty. При этом в каждой стране обычно существуют еще и региональные прокатные фирмы: их названия можно найти в поисковиках либо, например, на сайтах skyscanner.net, tripadvisor.com. Чем хороши крупные компании проката - в 90% случаев вы получаете единый стандарт качества обслуживания. У этих компаний, как правило, большой парк автомобилей и свой собственный штат механиков, которые следят за техникой. Часто эти компании имеют партнерские соглашения с банками, кредитными системами и авиакомпаниями. Таким образом, имея карточку того или иного банка либо участвуя в программах лояльности авиакомпании, вы можете получить дополнительную скидку на прокат машины, или, наоборот, арендовав автомобиль, получите дополнительные бонусные баллы или мили. Минусы - зачастую, бронируя автомобиль напрямую на сайтах этих компаний, вы получаете более высокую стоимость проката. А чему удивляться, надежный бренд везде стоит денег.
Я обычно иду другим путем - ищу машины на сайтах агрегаторов. Удивительно, но те же самые прокатные компании для агрегаторов выдают более низкие цены. Вот некоторые из них: www.webcarhire.com, www.skyscanner.net, www.auto-europe.co.uk. Кстати, последний из этих сайтов интересен еще и тем, что его британская версия выдает более низкие цены, чем его же европейский или российский вариант. Агрегаторы предполагают внесение оплаты за бронирование машины, то есть несут ответственность перед вами за заказ. Еще один плюс агрегаторов - они работают не только с крупными, но и с небольшими прокатными фирмами, соответственно, у вас становится больше возможностей получить машину в нужном месте, в нужное время и по более приемлемым для вас условиям.
Итак, приступим. Просматриваем сайты прокатных фирм и агрегаторов. Выбираем страну, даты и понравившуюся цену на нужные автомобили и получаем список имеющихся машин. Категории автомобилей в зависимости от прокатной фирмы могут иметь разные названия, но в итоге они сводятся к следующим: мини - маленькие машинки типа Smart, Nissan Micra, Ford Ka и т.п.; экономкласс - машины типа Ford Focus, Hyundai Getz, Peugeot 207 и т.п.; седан - машины среднего и представительского класса; 4х4 - внедорожники; vans - микроавтобусы.
Каждый сам выбирает категорию, но не стоит брать седан или внедорожник, если вы путешествуете по европейским городам - вам будет крайне проблематично припарковать такого монстра где-нибудь в Ницце. Кроме того в Европе более дорогое горючее, чем в России. И, наоборот, планируя поездку по национальным паркам Африки или по горам Армении и Грузии, не берите мини с маленькими колесиками и слабеньким двигателем.
На что подписываемся?
Выбрав машину, переходим к самому главному - читаем раздел “Terms and conditions” («Правила и условия»). По сути, это ваш договор с прокатной компанией. На международных сайтах договоры и правила представлены обычно на английском языке, поэтому если у вас есть некоторые затруднения, запустите страницу в онлайн-переводчик или воспользуйтесь помощью друзей и знакомых, которые смогут перевести текст. Это очень важно, ибо в офисе компании вы поставите свою подпись под этими правилами, после чего любое недопонимание с вашей стороны может перерасти в большую проблему.
Первый момент - ограничение километража. Если в условиях бронирования стоит “Unlimited kilometers”, то ограничения нет. Но если вы видите ремарку примерно такого содержания “limited kilometers 200 km per day”, то в день вы можете проехать не более 200 км, иначе по возвращении машины прокатная фирма потребует с вас доплату (в правилах указывается, сколько стоит каждый лишний километр).
Пожалуй, самый важный пункт - это ваша ответственность перед фирмой в случае поломки, аварии или угона машины. Обычно в базовую стоимость проката включается страховка, ущерб в случае действия третьих лиц. При этом ущерб, причиненный машине или третьим лицам по вашей вине, страховкой часто не покрывается или покрывается, но частично. В этом случае вам придется оплатить от 1000 долларов до полной стоимости автомобиля, в зависимости от вашего договора. Но при бронировании прокатные фирмы всегда предлагают за дополнительную плату оформить полную страховку - так вы будете защищены от больших денежных потерь, и только вам решать, готовы ли вы рискнуть или нет. К сожалению, полная страховка не оформляется лицам, чей стаж вождения составляет год и менее (в некоторых прокатных фирмах - 3 года и менее).
Если вы планируете посетить несколько стран, то внимательно прочтите пункт правил о вывозе автомобиля за пределы страны. Например, если во время путешествия по Греции вы собираетесь заехать в соседние Болгарию и Албанию, имейте в виду, что в Болгарию вы съездить сможете, а вот в Албанию машину вам вывезти не дадут. Большинство прокатных фирм запрещают вывозить их машины за пределы Евросоюза. На выезде таможенники спросят документы на ваш автомобиль и, не найдя разрешения не вывоз его за пределы Евросоюза, - откажут в проезде.
Если вы захотите из ЮАР выехать в Свазиленд или Зимбабве, то вам придется заранее, будучи в прокатной фирме, оплатить сбор в размере 50-100 долларов и получить письменное разрешение. А если захочется из Таиланда на пару деньков заехать в Малайзию, необходимо будет на границе купить страховку на машину (около $4 в день), так как тайская в Малайзии не работает.
Дополнительно прокатные фирмы предлагают аренду навигаторов, детские кресла (стоимость зависит от компании и страны, в которой арендуется машина). В ряде фирм существует практика оформления второго водителя за дополнительную плату. После того как все правила прочитаны, все даты и цены сверены, можно переходить к оплате. Вам потребуется международная банковская карта VISA, MasterCard. После завершения оплаты на адрес электронной почты придет подтверждение. В случае если бронь авто вы делали через сайт агрегатора, то в подтверждении будет указано название компании, в офис которой вам надо прийти за машиной.
На месте действия
В офисе прокатной компании вам нужно будет предъявить загранпаспорт, права, с которых снимут ксерокопию. Затем потребуется ваша банковская карта, на которой должно быть не менее 1000 долларов или евро. Эти деньги компания «замораживает» до даты окончания договора о прокате машины. После того как вы сдадите машину, средства будут разблокированы в течение двух недель. Если, конечно, у прокатчика не будет претензий к вам по техническому состоянию машины.
Чтобы таких претензий не возникло, конечно же, надо ездить аккуратно, соблюдая правила, а главное - в момент, когда вы берете машину, внимательно осмотреть ее и занести в схему (выдается прокатной фирмой) все царапины и иные повреждения, которые найдете. Кстати, если повреждений слишком много, или же машина очень грязная и оценить ее состояние невозможно, требуйте, чтобы фирма заменила вам автомобиль.
Красота обманчива
В 2007 году в Хорватии мы взяли в прокат черный «Фиат-Пунто» в компании Budget и, будучи людьми опытными, проверили его насколько это возможно. Казалось, что полный порядок: идеальная чистота, ни одной царапинки. Выехали, пересекли границу в Боснию, прикидываем, что к вечеру доберемся до Сараево. По дороге решили посмотреть монастырь, расположенный в стороне от основной трассы. И тут снизу что-то начинает потрескивать. Останавливаемся - вроде бы все в порядке. На следующий день треск усилился, и нам пришлось по дороге завернуть в маленькую мастерскую. Ребята-механики весело объявили нам, что у нас отлетела металлическая защита двигателя, а скрежет издает ее обломок, цепляющийся за какой-то там узел. Мы не поверили глазам своим: не могли мы потерять кусок металла размером метр на метр и не заметить этого. Механик нас «успокоил»: «Это еще до вас сделали!». Но платить-то придется нам, так как страховка не распространяется на повреждения днища, и доказать, что мы не виноваты, будет невозможно. К счастью, талантливые умельцы притащили нам корявую защиту от другого автомобиля, да еще и пластиковую, хитроумно прилепили ее. В итоге мы благополучно сдали машину. Хотя до сих пор мучает совесть, ведь эта защита наверняка отвалилась у следующего туриста.
Что и говорить, будьте бдительны! В Европе многие прокатные фирмы выдают схему с уже отмеченными царапинами и умывают руки, сотрудники даже не присутствуют при осмотре машины. Но вы не полагайтесь на милость «европейца», а не поленитесь и загляните под днище машины - есть ли там защита, не болтаются ли какие-либо детали. И отметьте еще раз все царапины, вмятины и трещины. Проверьте работу фар - дальних и ближних, габаритов и поворотников. Включите мотор и посмотрите уровень бензина - помните, вам нужно вернуть полный бак (или столько, сколько залили в прокатной фирме). А потом не поленитесь вернуться в офис и попросить сотрудника подписать вашу схему и отметить реальный уровень топлива.
Важно знать, что большинство прокатных фирм отказывается страховать любые повреждения днища, и эти виды ремонта будут исключительно за ваш счет. Вторая «засада» в том, что фирма может снять с вас деньги несколько месяцев спустя за реальные (либо мифические) поломки и нарушения ПДД. И тогда доказывать что-либо, находясь в тысячах километров от офиса компании, будет весьма сложно. Поэтому сразу расставьте все точки над i.
Отдельно затронем вопрос дорожных штрафов от полиции и муниципальных инспекторов. Помните, что по номеру автомобиля вычисляется его владелец (прокатная фирма), а у владельца в качестве «заложника» - замороженная на вашей карточке сумма. Поэтому не стоит надеяться, что выписанный полицейским штраф за превышение скорости (либо снявшая вас камера), либо даже ничтожный штраф за неправильную парковку канут в лету. Чудеса бывают, но очень-очень редко! Поэтому лучше штрафы оплатить самостоятельно, чем ждать пока бумаги дойдут до прокатной фирмы и та сверх штрафа снимет с вас еще и «комиссию за обработку» в сумме 30-50 евро.
Лень во благо
Впервые в жизни я брал машину в прокат в 1999 году в Германии. Аэропорт Мюнхена, компания Avis, я совсем еще «зелененький» студент, за месяц до этого события впервые в жизни обретший кредитную карточку. Машину взял, как сейчас помню, «Опель-Вектра». Тонкостей я не знал, а потому ничего не проверял. Выехал в направлении Зальцбурга и сразу же заметил, что руль слегка тянет влево. Мне бы развернуться и назад, но понадеялся на авось. А руль тянуло все сильнее, пару раз едва не слетел в кювет.
Остановился, посмотрел: колеса накачаны нормально. Решил, что не беда, переживу. Но на следующий день уже основательно застрял в районе Клагенфурта, на юге Австрии. Руль тянуло так, что стало опасно ездить. Это была проблема с гидроусилителем руля, и починить руль самостоятельно я не мог. Пришлось звонить в фирму, те, спустя несколько часов, пригнали эвакуатор, и взамен выдали новенький «Мерседес-С 230», по тем временам прекрасную машину, мечту студента!
Восточная специфика
Правила проката машин, описанные выше, работают в большинстве стран мира: Болгария, Польша, Германия, Великобритания, Таиланд, Израиль или Марокко - неважно. А вот две самые популярные среди отпускников страны - Египет и Турция - являются исключениями из правил.
В Турции и в Египте, конечно же, есть представительства многих известных прокатных фирм. Однако цены у них высоки, а качество транспорта, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Кроме того, зачастую компании просят банковскую карту или паспорт в залог. Вы, конечно, понимаете, какие последствия это может иметь. Не зря же эти две страны занимают одни из первых мест в мире по мошенничествам с кредитными картами. Выходов из ситуации два - или не брать машину вовсе, или брать, но оплачивать всё исключительно наличными, без всяких залогов.
В любом из курортных городов, будь то Хургада, Шарм-эль-Шейх или Анталия, вывески "Rent a car" («Прокат автомобилей») встречаются на каждом шагу. Безусловно, речь идет о мелких шарашках, владеющих одной-тремя уставшими от жизни машинами. Тут вам предложат автомобиль вроде «Хёндай-Ассент» (Hyundai Accent) или «Дачия Логан» (Dacia Logan) давнего года выпуска (владелец зачастую и сам не помнит, где ее взял). Новых машин не встречал нигде. Стоимость аренды после торга составляет $40 в день в Египте, в Турции - около $50 в день. Небольшую скидку, порядка 20%, можно получить, беря машину на три дня и более. Самое интересное, что у машины страховки нет, но при этом никто не требует в залог вашу карточку. Фактически машину выдают под честное слово при условии оплаты нескольких дней вперед. Помимо договора аренды вы получаете на руки пластиковую карточку (техпаспорт машины). И всё, в путь! Опытный турист спросит: «А что делать в случае поломки автомобиля в дороге?». Ответ прост: нужно позвонить хозяину и ждать, когда он приедет с набором инструментов. «Иншалла» (может быть) - как заметил бы сейчас сам хозяин.
Иными словами, вы рискуете застрять в дороге из-за поломки, потому что владелец авто вряд ли поедет за сотни километров вас выручать. Придется самостоятельно договариваться с эвакуатором и везти машину в ближайший населенный пункт для ремонта. За ваш счет, разумеется.
Кстати, о ремонте - беря машину в упомянутых выше странах, убедитесь в ее исправности перед тем, как отдать владельцу деньги. Проедьте с ним пару кварталов, припаркуйтесь, убедитесь, что коробка передач и тормоза в порядке. Если же вы отдали деньги, а поломку заметили уже после - рискуете сделать ремонт «убитой» машины за свой счет. Ну и, конечно же, только наличными! А если хозяин требует в залог паспорт, всегда можно оставить внутренний российский: если его не вернут, вы всегда сможете получить новый, а проблем с выездом из иностранного государства при этом не возникнет.
И в Турции, и в Египте важно помнить ряд местных «правил» поведения на дороге, которые отличаются от привычных нам: неожиданное включение аварийной мигалки означает, что сейчас будет некий маневр (остановка, сброс скорости, препятствие спереди), и вам лучше самому дать по тормозам, а высунутая рука с делающими неопределенные знаки в вашу сторону пальцами означает «Брат, пусти, будь другом!». При этом ваше мнение на сей счет значения не имеет, и сразу же за знаком последует маневр. Лучше притормозите, ибо он этого делать не будет. Он вас уже предупредил. Особенно осторожно следует быть с пешеходами в крупных городах. Кажется, что бегут они хаотично и бездумно. Но это не совсем так. В перебегании есть некая выработанная годами система. Они начинают идти на определенном расстоянии от едущих машин, давая вам время для легкого торможения. Это норма, и никто не раздражается.
Азиаты с коварными и жадными очами…
Год 2001-й, Гёреме (Турция). Взяли в прокат маленький джип «Сузуки-Самурай». В тех местах и в те годы еще не знали, что такое кредитная карта, поэтому обычно в залог оставляли свой паспорт. Машину нам дали, прямо скажем, в ненадлежащем состоянии: пыльную, грязную вокруг колес. Явно не вымыли после предыдущих туристов. Договор аренды был на турецком языке, которым мы абсолютно не владеем. Это сейчас все мы стали умные, с приходом онлайн-форумов и общей сознательностью. Тогда, 12 лет назад, были другие времена! Хорошо еще, что я сообразил оставить турку свой общегражданский паспорт, а не заграничный. Видимо, каким-то шестым чувством я предвидел неприятности.
Наша машина скрипела и стонала. Но не было выбора - все остальные машины уже разобрали. Она прослужила нам все три дня и не сломалась, но когда мы ее вернули, турок заявил, что мы испортили колодки и теперь должны ему денег. Названную сумму не вспомню, да и не в ней суть. Ничего мы не ломали, с асфальтированной трассы не съезжали. Это была разводка чистой воды, а у турка в заложниках - мой паспорт. Словесные баталии стремительно набирали обороты, переходя к откровенно конфликтной ситуации. В итоге мы заявили, что если он немедленно не вернет паспорт, мы скинем машину с обрыва. А мой внутренний паспорт владелец автомобиля может оставить себе на память, я же вернусь домой и получу новый, взамен утерянного. И я покрутил своим заграном у турка перед носом, добавив, что нехорошо пытаться обманывать ближнего своего - можно остаться без машины. Этот довод убедил вредного османа, и тот, буркнув себе под нос какие-то ругательства, вернул мне паспорт.
Под капотом стучит и колеса отваливаются
Если поломка в дороге все-таки случилась, то платить за нее будете либо вы, либо прокатная фирма, если такое повреждение значится в страховке. Когда виноваты в поломке действительно вы, есть два варианта дальнейшего развития событий. Вы либо честно ремонтируете автомобиль, либо можете «схалтурить» и подлатать машину абы как, лишь бы сдать ее фирме-владельцу. И это уже тот вопрос, который каждый обсуждает сам наедине со своей совестью. Я лишь приведу несколько примеров.
Вот ситуация: Тель-Авив, Израиль, 2012 год. Взяли машину в аэропорту Бен-Гурион - малышку Hyundai-Getz у компании Sixt. На первый взгляд все в порядке. Выезжаем. Путешествуем по стране, и целых три дня все в полном порядке. Но вдруг автоматическая коробка передач (терпеть не могу автоматы!) перестает переводить с третьей передачи на четвертую. На скорости 60 км/ч вы можете сколько угодно жать на газ, обороты двигателя растут, а скорость не меняется. Это крайне неприятный удар по нашим планам. К сожалению, день поломки совпал с выходным - в еврейскую субботу (Шаббат) прокатная служба не отвечает даже на телефоны. Бывают и такие нюансы!
Другая история случилась с нами в декабре 2011-го в Мауне (Ботсвана). Взяли в прокат автомобиль Toyota Corolla в компании Avis. Ездили несколько дней по отличным трассам Намибии, Зимбабве и Ботсваны. И вот в один из дней пришлось ночью крутиться в буше (пространство, поросшее кустарниками или низкорослыми деревьями), ища заветный лодж (отель, расположенный в заповеднике или на пляже и включающий обычно несколько бунгало). Часа два мы ездили по абсолютно неприемлемой для такой машины местности, выхватывая фарами то слона, то жирафа, то стаю шакалов. О количестве ям и песчаных наносов даже не говорю - все же пустыня Калахари! Утром нашим глазам открылась жалкая картина - треснул пластиковый бампер. Как известно, такие вещи не ремонтируют, а меняют целиком. Средняя цена такой замены - около 900 долларов с работой. Мы остановились и начали жаркую дискуссию на тему морали - сообщать в прокатную фирму о произошедшем или скрыть? Проголосовали, трое были за сокрытие, а двое призывали к совести. Я был в числе совестливых, но принял позицию большинства.
Заезжаем в первую попавшуюся мастерскую, соединяем две части бампера, скрепляем их куском железки на заклепках, сверху для эстетичности замазываем белой замазкой, затем трем легкой шкуркой, опрыскиваем краской. Результат налицо - разбитый бампер будет выглядеть как новенький. Потом, конечно, заклепки вылетят, и все вскроется, но это будет потом.
Как вернуть машину обратно и не нарваться на неприятности?
Здесь хочу сделать небольшой отступление.
Друзья, а я вам не рассказывал, что периодически пишу статьи для журналов? В этом есть свои несомненные плюсы: во-первых, конечно же гонорар, во-вторых возможность не потерять эпистолярные навыки, ведь раньше я несколько лет проработал в различных изданиях и неплохо писал. Вместе с тем, в написании статей для СМИ есть и минусы, они скорее юридического характера, ведь написанный мной материал принадлежит не мне, а изданию. И порой бывает досадно, как же так, напишешь нужный и ценный материал, а он охватил свою ограниченную аудиторию и все, канул в лету. Посему, когда главред журнала "Катрен-Cтиль", Елена Ватутина, предложила некий консенсус в контексте ранее написанных для их издания статей, я безмерно обрадовался. Идея такая: я получил право публиковать написанные для журнала статьи у себя в ЖЖ, а взамен давать ссылку на интернет-версию журнала, где размещен оригинальный текст. По принципу "...и нашим и вашим". Поскольку тексты безусловно полезны для самой широкой аудитории (масса практической информации на тему путешествий), то меня данный расклад более, чем устраивает.
Поэтому продолжение статьи читайте на сайте журнала Катрен-Стиль.
|
Добавить в ЖЖ |
Facebook |
Twitter |