Преступные махинаторы: «Большая четвёрка» - международные бухгалтерские фирмы
Роберт Баруик
23 января 2019 г. - В новом докладе, подготовленном по поручению министра финансов «теневого» кабинета Великобритании, члена парламента от Лейбористской партии Джона Макдоннелла (John McDonnell), предлагается привести в порядок финансовую систему, перейдя в атаку на охранителей коррупции и преступности в банках и крупных компаниях - на международные бухгалтерские фирмы «Большой четвёрки».
Опубликованный в декабре 2018 г. доклад «Реформирование аудиторской отрасли» (Reforming the Auditing Industry) был подготовлен группой экспертов под руководством бывшего профессора по специальности «Бухгалтерский учёт» Према Сикки (Prem Sikka), который ранее отвечал на запросы британских парламентариев о банкротствах крупной компании розничной торговли BHS и строительной компании Carillion. В докладе показано: «Большая четвёрка» - PricewaterhouseCoopers (PWC), Ernst & Young (EY), KPMG и Deloitte - более влиятельна и вездесуща в своей преступной деятельности, чем даже мегабанки лондонского Сити и Уолл-стрит.
Эти четыре фирмы «проводят аудиторские проверки почти всех компаний в Великобритании, крупнейших банков и ведущих корпораций мира», говорится в докладе; независимый австралийский репортёр-расследователь Майкл Уэст (Michael West) в 2016 г. говорил о 98 процентах крупнейших транснациональных корпораций мира. Поэтому «Большая четвёрка» санкционировала незаконную деятельность и фальсификацию бухгалтерской отчётности, распространённые в банковской системе. Они защищали хищническую практику, при помощи которой высшие руководители и крупные акционеры корпораций грабили свои компании ради увеличения собственного личного состояния, зачастую банкротя компании и обирая сотрудников, пенсионные фонды и небольших коммерческих кредиторов. Кроме того, они придумали и контролировали всемирную инфраструктуру и практику минимизации налогов и уклонения от налогов, что в совокупности лишает правительства триллионов долларов и эквивалентного объёма доходов, которые в противном случае могли бы быть израсходованы на услуги и инфраструктуру. Удивительно то, что их никогда по-серьёзному не привлекали к ответственности за их роль в этих финансовых катастрофах, преступлениях и схемах.
В докладе предлагается ликвидировать засилье «Большой четвёрки» в Великобритании одним ударом при помощи образования государственной аудиторской компании, которая будет получать финансирование от правительства и работать в тесном взаимодействии с органами, регулирующими финансовую систему, при проведении аудиторских проверок всех крупных финансовых компаний, включая банки, строительные общества, кредитные союзы, страховые компании и крупные инвестиционные фирмы. Последствия этой рекомендации выйдут далеко за пределы Великобритании. Она гарантированно приведёт в ярость «Большую четвёрку» и её клиентов по всему миру из-за боязни, что в случае её применения от правительств других стран будут требовать того же. Так получилось, что опубликование доклада и его основной рекомендации совпадает с подготовкой предложения Советом граждан-избирателей Австралии (Citizens Electoral Council of Australia) для генерального аудитора Австралии о проведении независимой аудиторской проверки четырёх крупнейших австралийских банков как о единственном способе получить реальное представление об их финансовом положении в свете снижения стоимости недвижимого имущества, которое используется в качестве залогового обеспечения для большинства их активов.
Фундаментальный конфликт интересов
Структура бухгалтерских фирм «Большой четвёрки» построена на фундаментальном конфликте интересов. Проведение аудиторских проверок - функция, предписанная государством; по закону отчётность компании должна проходить проверку у внешнего аудитора. Таким образом, бухгалтерские фирмы имеют возможность в каждой стране работать на рынке, существование которого предписано государством. Цель аудита - дать участникам корпоративных отношений (акционерам, клиентам, регулирующим органам и др.) уверенность в финансовой отчётности компании; поэтому безупречность аудита чрезвычайно важна. Однако бухгалтерские фирмы «Большой четвёрки» не только проводят аудит крупных корпораций, но и оказывают этим же самым корпорациям консалтинговые услуги, которые составляют более крупную часть их бизнеса, чем аудит. В целом треть выручки «Большой четвёрки» поступает от аудита, остальное - от консалтинговых услуг. Поэтому их аудиторские проверки нельзя считать независимыми.
В резюме доклада «Реформирование аудиторской отрасли» сказано: «Аудиторские фирмы погрязли в конфликте интересов и проявили готовность нарушать правила почти любой ценой для увеличения своей прибыли. Последовала непрерывная цепь скандалов, а молчание аудиторов было основным фактором, обусловившим потерю людьми пенсий, работы, сбережений и инвестиций».
Непрерывная цепь скандалов включает следующие.
• Carillion, британская транснациональная компания, занимающаяся эксплуатацией объектов и строительством, выиграла множество государственных контрактов. В докладе говорится: «Carillion начала процесс ликвидации в январе 2018 г. У неё было около 43 000 сотрудников (19 500 в Великобритании) и обязательства в размере 7 млрд фунтов стерлингов перед 30 000 небольшими компаниями, большинство из которых потеряют почти всё, что должна им Carillion. Из-за дефицита пенсионной программы (2,6 млрд фунтов стерлингов) сотрудникам придётся потерять часть пенсионных прав. Внеоборотные активы Carillion составляли 2 163 млн фунтов стерлингов, из них 1 571 млн составлял гудвилл, который не амортизировался многие годы, и это помогло завышать размер прибыли, что было выгодно для руководителей, получавших вознаграждение в зависимости от объёма прибыли. В 2009-2017 гг. долг Carillion вырос на 297 процентов, в то время как стоимость её долгосрочных активов увеличилась лишь на 14 процентов. … С января 2012 г. по июнь 2017 г. Carillion выплатила дивидендов на 333 млн фунтов стерлингов больше, чем получила денежных средств от операционной деятельности. Ничто из этого не вызвало никакого интереса у аудиторов. KPMG проводила аудит компании в течение 19 лет и всегда выдавала ей заключение об отсутствии проблем.
• Во время финансового кризиса 2007-2008 гг. у всех обанкротившихся британских банков были заключения аудиторов об отсутствии проблем. Британские налогоплательщики в конце концов выложили 1,162 трлн. фунтов стерлингов для их спасения и поддержки.
• Банк, давший толчок мировому банковскому кризису в сентябре 2008 г., Lehman Brothers, проходил аудиторскую проверку у компании EY, которая утвердила его годовую отчётность в январе 2008 г. и дала положительное заключение о квартальной отчётности 10 июля 2008 г. Lehman Brothers замаскировал свою чрезвычайную уязвимость, обусловленную тем, что его коэффициент финансового рычага превышал 30 к 1, при помощи бухгалтерского трюка: активы стоимостью 50 млрд долл. были проданы как раз накануне окончания года с пятипроцентным дисконтом по соглашению о продаже и обратной покупке, денежные средства были использованы для временного погашения долга, активы были немедленно выкуплены, а долг был опять отражён в отчётности после закрытия счетов. Генеральный прокурор Нью-Йорка обвинил компанию EY в том, что она помогла Lehman Brothers «участвовать в масштабном бухгалтерском мошенничестве».
Ни британский Совет по финансовой отчётности (Financial Reporting Council), ни Управление финансового надзора (Financial Conduct Authority), ни Служба пруденциального надзора (Prudential Regulation Authority) не изучали ошибки аудиторских проверок и не подавали иски против фирм. В США Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) приняла некоторые меры против PWC, но они ничтожны по сравнению с масштабом проблемы. Причина в том, что у «Большой четвёрки» обширные взаимосвязи с государственными и регулирующими органами. В резко критическом абзаце доклада сказано:
«Последствием тесных связей и огромного потока кадров через вращающуюся дверь [между бухгалтерскими фирмами и государственными органами] стало то, что сменяющие друг друга правительства потакали фирмам, предоставив им защиту от привлечения к ответственности и оградив от последствий их ошибок. … [Фирмы] прибрали регулирующие органы к рукам. Они нанимают законодателей, бывших и потенциальных министров для продвижения своих деловых интересов.
Неудивительно, что они оказывали огромное влияние при определении и сохранении правил игры, в которой они являются самыми высокооплачиваемыми игроками. В 2007 г. совокупная выручка фирм «Большой четвёрки» в разных странах мира составляла 89 млрд долл., а к 2017 г. достигла почти 142 млрд долл., это рост почти на 60 процентов. … В 2007 г. их совокупная выручка [в Великобритании] составляла 6 354 млн фунтов стерлингов, к 2017 г. достигла 11 864 млн фунтов стерлингов, то есть рост составил почти 87 процент в период, когда британская экономика почти не росла, а доля рабочих в ВВП упала до исторического минимума 49,14 процентов. В 2017/2018 [финансовом году] средний размер прибыли на одного совладельца был равен примерно 832 000 фунтов стерлингов в Deloitte, 712 000 фунтов стерлингов в PwC, 677 000 фунтов стерлингов в Ernst & Young и 519 000 фунтов стерлингов в KPMG (увеличился до 601 000 фунтов стерлингов в 2018 г.). Эти показатели отражают рентабельность их капитала на уровне примерно 200 процентов».
«Реформирование аудиторской отрасли» - пока не политика британской Лейбористской партии, но это вклад в процесс формирования политики. Доклад даёт понять финансовому аппарату страны, что будущее лейбористское правительство Джереми Корбина намерено внести в финансовую систему серьёзные изменения, которые будут иметь последствия для всего мира. Политические партии в каждой стране, которые ратуют за реформу финансовой системы, должны доказать свою серьёзность, приняв принципы и правила, изложенные в докладе.
www.larouchepub.com/russian