На смерть Джина Шарпа

Feb 03, 2018 11:55

В некрологах мало кто обращает внимание на самые существенные моменты (на мой взгляд) его биографии.

Из моей статьи "Либеральный интервенционизм Майкла Макфола и его оксфордских хозяев" (2012 года):

Как и его оксфордские друзья, Шарп цинично сваливает в кучу действительно героическую борьбу, например, Махатмы Ганди против британского владычества в Индии, или Мартина Лютера Кинга, ведшего борьбу за гражданские права в США, с движениями, слепленными англичанами и направленными против конкретных лидеров с использованием методик Шарпа при поддержке Сороса и/или Национального фонда поддержки демократии. Шарп их не различает, для него это движения против «различных диктатур». Вместо сильных метафор Ганди, таких как домотканая одежда и прялки (символизировавшие настоящую экономическую независимость от Великобритании, а также простоту в повседневной жизни), используются произвольные цвета, выбранные по рецептам рекламы - «заразительный маркетинг».

Институт Альберта Эйнштейна - хотя Шарп и заявляет, что это скромное начинание, которым занимается два человека в подвальном этаже его дома, - опять же, по его собственным словам, получал мощное финансирование от Национального фонда поддержки демократии и отделения этого фонда - Международного республиканского института, а также фонда Форда. Институт Открытого общества Сороса выделял гранты на перевод пособия Шарпа на различные языки. Международный республиканский институт финансировал учебные курсы, проводившиеся Институтом Альберта Эйнштейна в начале 2000 года в Венгрии для активистов Отпора - сербской организации, возглавившей свержение президента Милошевича позднее в том же году. Чиновники Национального фонда поддержки демократии признали щедрое финансирование Отпора, чьи активисты позднее командировались в Грузию, Украину, и другие страны.

Методы Шарпа использовались в ходе многих революций. Сам Шарп хвастал в интервью The Progressive в 2006 году, что был на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, и встречался там с демократическими активистами за «три или четыре дня до подавления выступлений», а книгу From Dictatorship to Democracy («От диктатуры к демократии») он написал по просьбе бирманских эмигрантов после поездки в Мьянма (Бирма) в 1992 году. В стране оп побывал тайно.

<...>
Воинствующий пацифист Бертран Рассел

В начале 1950-х, уехавший из родного Огайо Джин Шарп, в Оксфорд сразу не попал. Начиная с 1955 он работал в английском пацифистском издании Peace News, получившем скандальную известность с момента основания в 1930-х, когда они выступали за мир с нацистской Германией любой ценой. В конце 1950-х Peace News поддерживала кампанию Бертрана Рассела за ядерное разоружение, тогда Шарп и познакомился с Адамом Робертсом - активистом кампании, начавшим писать для Peace News в 1960-х, а позднее продвинувшемся на высокие посты в Оксфорде и Британской Академии. Робертс пишет, что Шарп познакомил его с проблематикой «ненасильственных действий в условиях тоталитарных режимов»[16].

Историки трудов Шарпа и его коллег из Оксфорда находят истоки их увлечения ненасильственным сопротивлением в статье Бертрана Рассела «Война и непротивление», опубликованной 15 апреля 1915 года в Atlantic Monthly, во время Первой мировой войны. Рассел нарисовал фантастическую картину английского противостояния воображаемому немецкому вторжению «пассивным сопротивлением»: «Все их декреты население будет спокойно игнорировать. … Если они прикажут английским юношам проходить воинскую службу, те просто откажутся, после расстрелов нескольких человек немцы в отчаянии откажутся от своих планов. Если они попытаются получать доходы за счет таможенных пошлин в портах, им придется направить туда немецких таможенников, это приведет к забастовке всех докеров, и собирать деньги не удастся. Если они захотят взять под контроль железную дорогу, это приведет к забастовке железнодорожников. Все, к чему они ни прикоснутся, сразу же будет парализовано».

<...>

Тот же самый Рассел в 1946 году написал злобную статью в The Bulletin of the Atomic Scientists, в которой он предлагает заставить силой Советский Союз покориться мировому правительству с наднациональным контролем над ядерным оружием под угрозой поражения в войне, которую Запад должен был начать до того, как СССР создаст собственное ядерное оружие: превентивный ядерный удар по Советскому Союзу. Только после того, как Советский Союз испытал атомное (1949) и водородное (1953) оружие, Рассел перестроился, и встал на «мирные» рельсы своей кампании за мировое правительство - пригласил посланников советского лидера Никиты Хрущева на конференцию Мировой ассоциации парламентариев за мировое правительство, организованную в 1955 году.

Многие годы методички «ненасильственного сопротивление граждан» Джина Шарпа составлялись с использованием военной терминологии «холодной войны», предполагалось, что они будут использоваться в условиях, когда Советский Союз оккупирует Европу. Один из слушателей лекций Шарпа в 1984 году, во время, когда тот работал в Гарвардском Центре международных дел, рассказывает о сценарии будущего через четверть века, предложенным Шарпом: «2010 год. Советские танки вторгаются в малую страну в Европе, начинается вторжение войск Варшавского договора. Но это необычное вторжение, никто не стреляет. Советских солдат встречают закрытые ставни и пустые улицы. Захватываемая страна уже давно не имеет армии, и сейчас полагается на тщательно спланированную программу ненасильственного сопротивления для отпугивания врагов»[17].

Шарп не был стипендиатом Родса, он с перерывами работал в Оксфорде на протяжении 10 лет и в 1968 году закончил диссертацию, которая в последующем вылилась в книгу «Политика ненасильственных действий». В предисловии Шарп выражает признательность Исайе Берлину, английскому либеральному философу, причастному к деятельности спецслужб, его ближайшими соратниками были сторонники расселовской школы логического позитивизма А. Дж. Айер и Людвиг Витгенштейн. Берлина сегодня боготворит Тимоти Гартон Эш. Непосредственным консультантом Шарпа был Джон Пламенац, уроженец Черногории, который «наблюдал за работой, … обращая внимание на теории и философские исследования о природе политической власти, управления и повиновения, диктатуры, сопротивление и революционные движения» (по словам самого Шарпа). Пламенац был научным сотрудником колледжа Олл-Соулз (Всех Почивших во Христе) - главного центра Круглого стола.
Доктор Стрейнджлав

Журналист Би-Би-Си Руарид Эрроу снял в прошлом году похвальный документальный фильм «Джин Шарп: Как начать революцию». В интервью Би-Би-Си, посвященном этому фильму, Эрроу так охарактеризовал 198 методов Шарпа: «Они задуманы как полные эквиваленты оружия, эти методы разработаны на основании самого скрупулезного анализа неповиновения тирании на протяжении всей истории человечества».
Военные корни «Политики ненасильственных действий» Шарпа лежат на поверхности, нет никакого сомнения, что это пособие по организации партизанских боевых действий. Во имя чего? Личной свободы и улучшения жизни своего народа, или сумасшедших последователей Бертрана Рассела, подсунувших нам доктрину гарантированного взаимного уничтожения и акробатики на грани ядерной войны на протяжении последних шестидесяти лет?
В предисловии к книге Шарп говорит о финансировании работы, когда он сновал челноком между Гарвардским Центром международных дел и Оксфордом в 1960-х годах. «Это были деньги из грантов на проекты профессора Томаса С. Шеллинга, выделявшиеся Фондом Форда и Управлением перспективных исследований (Advanced Research Projects Agency - ARPA) Министерства обороны США, контракт № F44620-67-C-0011». Это тот самый Томас Шеллинг, который в 2005 году получил Нобелевскую премию по экономике вместе с Робертом Ауманном за «углубление нашего понимания конфликтов и сотрудничества через анализ теории игр». Нобелевский комитет превзошел сам себя со своими похвалами шеллинговскому «видению теории игр как скрепляющего звена всех общественных наук».

Эти взгляды изложены в книге Шеллинга 1958 года «Стратегия конфликта», в которой он развивает теорию «рациональной иррациональности». Теорию игр он применил к сценариям ядерной войны[18]. Это были времена, когда расселовские «борцы за мир» англо-американского истеблишмента проводили вторую Пагоушскую конференцию, на которой Лео Силард произнес скандальную речь «Как жить с бомбой и выжить». Силард предложил обсудить предварительно условия ограниченного обмена ядерными ударами между США и Советским Союзом, вызванного событиями, например, на Ближнем Востоке - условия такой войны должны быть оговорены заранее. Ядерные игры проводились в Корпорации РЭНД, где работал Шеллинг, а также других центрах математического моделирования, развитого в Кембридже, таких как MIT и Стэнфорд. Шеллинг консультировал режиссера Стэнли Кубрика по сценарию знаменитого фильма тех времен, посвященного ядерному армагеддону - «Доктор Стрейнджлав».

Шеллинг также был «генератором идей» для Роберта Макнамары во время вьетнамской войны. «В целом, мало известно, - писал один из критиков присуждения Шеллингу Нобелевской премии, - о ключевой роли Шеллинга в разработке стратегий «контролируемой эскалации» и «карательных бомбардировок», которые окунули нашу страну в трясину вьетнамской войны»[19].

Шеллинг был для Шарпа не только кошельком - он написал введение для Политики ненасильственных действий, из которого следует, что это не чисто проект Шарпа, а совместная работа с Шеллингом и другими: «Первоначальная идея состояла в том, чтобы подвергнуть всю теорию ненасильственных политических действий, вместе с их историей во всем мире со времен Христа, холодному и подробному анализу, требуемому при разработке военной стратегии и тактики. Теперь, когда у нас есть книга Шарпа, необходимо такое же всеобъемлюще исследование политики силового воздействия … Очень жаль, что такой книги о насилии нет. Было бы интересно подробно их сравнить»[20].

В 1983-1989 гг. Шарп был директором Программы ненасильственных санкций Гарвардского Центра международных дел. В 1983 году он учредил Институт Эйнштейна, в том же году был создан Национальный фонд поддержки демократии.
Давайте избавимся от порочных аксиом

Внук доктора Стрейнджлава сидит в посольстве США в Москве? На то похоже, так как Рассел породил как игроков-теоретиков ядерного противостояния, так и бойцов ненасильственного сопротивления, все они мельтешат в оксфордских программах, из которых выросли и Шарп, и Майкл Макфол.

Скачать всю статью и примечания к ней
В формате html
В формате pdf

либеральный империализм, теория игр, Англия, СССР, Малайзия, Бертран Рассел, Первая мировая война, холодная война, Оксфордский университет, Джин Шарп, США, история, демократия, Египет, системный анализ, Китай, угроза войны, английская резведка, редукционизм, смена режима, Рейчел Дуглас, цветные революции

Previous post Next post
Up