Окно в космос. Арктика - поле боя или зона сотрудничества?

Sep 09, 2016 20:44

В газете «Завтра» №36 опубликована группа статей про стратегическое значение Арктики. Среди них моя статья «Окно в космос: Арктика - поле боя или зона сотрудничества?»

Это сокращенный вариант статьи, написанной на основе материала из доклада EIR «Новый шелковый путь становится мировым наземным мостом» (на английском языке). На нашем сайте есть русский перевод введения в доклад - статьи Хельги Цепп-Ларуш «Новый Шелковый путь ведет человечество в будущее» (2014 г.).

Окно в космос

Рейчел Дуглас

8 сентября 2016 г.

Арктика - поле боя или зона сотрудничества?

В докладной записке графу С.Ю. Витте «Об исследовании Северного полярного океана» от 14 ноября 1901 г. Д.И. Менделеев писал о маршруте, который сегодня называется Северным морским путем (Севморпуть): «Экспедиции, снаряжённой Петром Великим, - под командою Беринга - человечество обязано открытием пролива, разделяющего Старый Свет от Нового и соединяющего Великий океан с Ледовитым, в котором русские казаки и промышленники уже давно плавали по берегам. Отсюда ведут своё начало славные попытки XVIII и XIX вв. - найти северо-восточный или северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий, чтобы соединить кратчайшим водным путём две северные половины земного шара, подобно тому как это есть в высоких широтах на южной половине земли… Победить полярные льды надобно и особенно желательно для прямой промышленной пользы человечества, такой же, по крайней мере, как и для торжества знаний».

Менделеев хотел сам возглавить экспедицию в Арктику. Он считал сокращение морских маршрутов одним из способов совершенствования цивилизации и промышленности, в том числе развития российского побережья Северного Ледовитого океана.

Даже до приобретения Соединёнными Штатами Америки арктического побережья благодаря покупке Аляски (1867 г.), перспектива освоения Арктики вдохновляла и американских исследователей. Достаточно упомянуть проект Перри Коллинса (того самого, кто в 1856-м году был в гостях у генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва-Амурского) в начале 1860-х годов по созданию телеграфной линии из США в Москву через Берингов пролив.

В космическую эпоху задачу, поставленную Менделеевым, нужно расширить в соответствии с ролью человека как гражданина Солнечной системы. Арктика не только связывает две половины земного шара, она является для человечества «окном в космос», лабораторией для изучения климата и погоды, а также для разработки методов реагирования на космическое излучение в его динамическом взаимодействии с нашей планетой. Такая лаборатория требует международного сотрудничества учёных всех основных стран мира.

Этот подход резко контрастирует с тем подходом, который нередко используется при обсуждении развития Арктики и который ориентирован на разработку природных ресурсов и установление геополитических преимуществ по сравнению с потенциальными противниками.

И в самом деле: у каждого, кто помнит годы «холодной войны» или знаком с сегодняшними стратегическими реалиями, в памяти остались неизгладимые образы Арктики как района военных действий такого столкновения, которое уничтожит цивилизацию, - подводные лодки, пробивающиеся сквозь полярные льды, чтобы выпустить ракеты с ядерными боеголовками; карты и видео МБР или стратегических бомбардировщиков, запущенных над Северным полюсом Соединёнными Штатами против СССР/Российской Федерации или наоборот.

Случилось так, что новая редакция Арктической стратегии Министерства обороны США была опубликована 22 ноября 2013 г., через день после сделанного правительством Украины заявления о приостановке переговоров по соглашению об ассоциации с ЕС. Таким образом, Арктическая стратегия была разработана до этого поворотного пункта (после которого давно готовившийся поддерживаемый США план «смены режима» был воплощён в Киеве, что в конце концов привело к сегодняшнему серьёзному охлаждению российско-американских отношений) и поэтому отражала относительно более миролюбивые взгляды предыдущего периода. Тогдашний министр обороны Чак Хейгел (Chuck Hagel) (февраль 2013 г. - февраль 2015 г.) - в отличие от его преемника Эштона Картера (Ashton Carter) - принадлежит к определённой группе американских генералов и чиновников, связанных с военными кругами. Это те, кто остались противниками глобальной борьбы против России и Китая, а также приверженцами совместных с Россией мер по предотвращению войны даже на фоне враждебности по отношению к России, нагнетавшейся неоконсервативными и т.н. либеральными интервенционистскими группировками во властных структурах США, Великобритании и НАТО. Так, Хейгел подчеркнул необходимость международного сотрудничества, сославшись на опубликованную в мае 2013 г. Национальную стратегию США для Арктики, в которой этот регион был назван «мирным, стабильным, и свободным от конфликтов». Даже в феврале 2014 г., когда на Украине произошёл переворот, в более позднем документе - «Арктической дорожной карте для ВМС США на 2014-2030 гг.» - интересы безопасности США в Арктике тоже были определены в терминах сотрудничества с Россией. Арктический совет (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, РФ и США) был назван в этом документе «полезным форумом для продвижения сотрудничества, координации и взаимодействия», была подчёркнута важность Илулиссатской декларации 2008 г., принятой прибрежными арктическими государствами (та же группа стран, за исключением Финляндии, Исландии и Швеции), в которой Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) была определена как «надлежащая правовая база для международного сотрудничества и мирного урегулирования морских споров в Арктике», несмотря на то, что США не подписали эту Конвенцию. Многие страницы «Дорожной карты» посвящены экономическим вопросам, в частности, расширению использования Севморпути для транзитного судоходства. Кроме того, в ней содержалась положительная оценка совместных военно-морских учений США и России «Северный орёл» в арктических водах, которые проводились раз в два года с 2004 г. (за исключением 2010 г.); в 2008 и 2012 гг. в учениях принял участие ещё один член НАТО - Норвегия.

Однако позже, в 2014 г., США отменили участие в учениях «Северный орёл». И уже в то время, когда Хейгел опубликовал Арктическую стратегию, окрепло другое отношение к Арктике. В ноябре 2013 г. профессор Военно-морского колледжа США Пит Педрозо (Pete Pedrozo), выступая на конференции в своём вузе, заявил о важности придерживаться Директивы 66 по национальной стратегии, изданной Джорджем Бушем-младшим в начале января 2009 г., где Севморпуть был признан «зоной потенциального конфликта». Он предложил, чтобы США «в соответствии с международным правом» оспорили российское законодательство о навигации, ледокольном сопровождении и лоцманских проводках по Севморпути, а также объём российской программы судостроения.

С 2014 г. враждебность к России в арктической политике США лишь усилилась на фоне решимости США и НАТО придвинуть свои силы ближе к границам России в балтийском регионе и, с программой ЕвроПРО, на других участках её западной границы. В январе 2015 г. постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко заявил: Россия «тщательно следит за тем, как НАТО поворачивает свой взор к арктическому региону».

Россия и сама стала активизировать оборонную деятельность в Арктике, создав Объединённое стратегическое командование «Север» (Арктические войска), в состав которого в декабре 2014 г. были переданы Северный флот и все другие подразделения Вооружённых сил РФ от Мурманска до Анадыря.

Возобновилось патрулирование стратегических бомбардировщиков в небе над Арктикой, в том числе - полёты российских самолётов вблизи воздушного пространства США на Аляске (хотя и в намного меньшем объёме, чем в годы «холодной войны»). С другой стороны, существуют такие американские учения, как «Полярный рык» (Polar Roar), о которых Стратегическое командование США объявило после их проведения 1 августа 2016 г.: три бомбардировщика B-52 и двойка бомбардировщиков-невидимок B-2 выполнили «одновременные беспосадочные полёты из США к Северному и Балтийскому морям, вокруг Северного полюса и над Аляской, а также над Тихим океаном до Алеутских островов у Аляски» для отработки перехватов и бомбометания на испытательном полигоне на Аляске.

Сегодня, когда эксперты по стратегии в США, Великобритании и других странах предупреждают об опасности более серьёзной, чем когда-либо со времён «холодной войны», «сползания к войне Судного дня с Россией», как выразился профессор Кентского университета Ричард Саква (Richard Sakwa), это нерадостная картина.

Какие изменения мы бы предпочли видеть в Арктике? Правильный подход требует инвестиций от всех основных держав во имя общей цели - сделать Арктику регионом претворения в жизнь «стратегии Вернадского», как ее назвал Линдон Ларуш («Стратегия Вернадского» // Завтра - 2002, №1 (423)), для преобразования планеты при помощи самых передовых научных исследований и развития.

Физическая экономика как наука делает эту задачу вполне осуществимой. Любая эффективная программа экономического восстановления должна быть программой революционной, которая обусловлена научной работой в самых сложных физических условиях. Благодаря развитию Арктики можно будет перескочить через болото, казалось бы, нерешаемых экономических проблем в народном хозяйстве в целом, в то время как простое постепенное увеличение инвестиций никогда этого не добьётся. Научно-экономические успехи в отсталом направлении (как в случае с Гидротехнической службой долины Теннеси в США в 1930-х годах), или в таком суровом и до сих пор недоступном регионе, как Арктика, могут иметь глобальный эффект и стать двигателем всей экономики. При помощи создания кредита суверенными государствами и развития сотрудничества между соседними странами, расположенными в Евразии и на другом побережье Северного Ледовитого океана, этой цели достичь можно.

Но для этого необходимо отказаться от неверного представления (как на Западе, так и в России), будто единственными вариантами экономической политики являются два монетаристских подхода: либо тирания дерегулируемых финансовых рынков, либо налогово-бюджетное стимулирование и печатание денег. К счастью, в прошлом денежно-кредитная система не раз была поставлена на службу развития реальной экономики, а не наоборот. Поэтому в докладе «Новый шёлковый путь становится всемирным наземным мостом» (2014 г. - www.worldlandbridge.com) мы с соавторами делали упор не только на проекты развития инфраструктуры и на ядерные технологии нового поколения, но и на необходимость восстановить принципы «национальной экономии» и кредита А. Гамильтона, М. и Г. Кэри, Ф. Листа, того же Менделеева и др. При создании суверенного кредита и развитии сотрудничества евразийских и заполярных соседних стран будущее Арктики может быть мирным и продуктивным.

Источник

Евразия, финансовый кризис, климат, американские военные, Вернадский, Фридрих Лист, холодная война, освободить Россию от пиратов Карибского, Хельга Цепп Ларуш, творческое начало, Евро ПРО, мегапроекты, галактика, eir, биосфера, Россия, кредитная система, научно-технический прогресс, управляемый термоядерный синтез, инфраструктура, Аляска, развитие, Ларуш, Гамильтон, США, ноосфера, инвестиции, Шелковый путь, физическая экономика, солнечная система, монетаризм, Китай, освоение космоса, угроза войны, смена режима, наземный мост, наука как двигатель экономики

Previous post Next post
Up