Вспомнилась мне одна история, которая случилась в госпитале, где я была ординатором, когда училась на клинического психолога. За плечами у меня были годы обучения в немецком институте психодрамы, - это такой вид психотерапии, а в госпитале шли психодраматические группы под руководством очень опытного врача-психиатра Г.О., который этот метод очень любил.
Ясно, что он обрадовался пополнению, с удовольствием взял меня на роль ассистирующего психотерапевта к себе, и два раза в неделю мы с ним встречались с пациентами.
Одна группа была по линии Минобороны, ветераны с посттравматическим стрессовым синдромом, а другая - пациенты психиатрического отделения по линии Минздрава. Вот про одно такое занятие в госпитале мне и хочется рассказать.
Поступил в отделение парень 20 лет, тихий, спокойный, четвёртый ребёнок в семье. Беременность у матери была вторая, первенец и потом сразу тройня. И так случилось, что двоих детей из этой тройни (мальчика и девочку) она эмоционально приняла, а на третьего ребёнка выплёскивала всё своё раздражение, злость, усталость. Он был мальчиком для битья всю свою жизнь.
К службе в армии его признали ограниченно годным и не призвали. На кого учиться дальше, он не знал, а в больницу попал, потому что однажды перестал ходить на работу, лёг лицом к стене и перестал разговаривать. Уговорили его на госпитализацию, - сменить обстановку, побеседовать с врачами, и вот, чтобы "побольше активности" проявлял, врач назначила ему психодраму.
Занятия на группе идут следующим образом: сначала участники числом в двадцать человек по кругу рассказывают, кто в каком настроении пришёл на занятие, потом ведущие предлагают упражнение для разминки, потом спрашивают, кто хочет разыграть какую-то свою ситуацию. Если желающих сразу несколько, в центр круга ставят стулья, и за чьим стулом будет больше поддерживающих ситуацию для разыгрывания - там и энергия группы, то ведущие и будут разыгрывать. Они будут задавать вопросы, приглашать людей из группы на роли действующих лиц, менять заявившегося на игру ролями с этими действующими лицами, - в общем, прорабатывать ситуацию. Если роль сложноватая для пациентов, её берёт на себя ассистирующий терапевт. Потом все садятся в круг, люди рассказывают из ролей, как это переживалось, а завершается занятие шерингом - каждый рассказывает ситуацию из своего прошлого, которая перекликается с ситуацией, которую разыгрывали.
Когда парень сказал, что хочет сыграть, ведущие обрадовались, - наконец-то из апатии выходит, активность проявил. Группа поддержала, стали строить сцену.
- Это Макдональдс, - сказал пациент. - Мне нужен стол, стулья и люди, которые сидят за столами. Мы едим.
Г.О. попросил его выбрать из группы тех, кто изобразит посетителей и обозначить столы-стулья кафе с помощью имеющейся в зале мебели.
- Я сижу тут, - объяснял пациент, - девушка сидит тут и смотрит вот так, он вот здесь, он здесь. - Да, - помогал раздавать роли ведущий. - И что происходит в этой сцене? - Из глаз этих людей выходят лазерные лучи зла и входят в мои глаза, - ответил тихоня. - Это зло, которое прожигает насквозь, но в моей голове их взгляды перекрещиваются и выжигают мне мозг. И он становится чёрным.
Это называется "психотический перцепт", совершенно бредовое и нереалистичное образное восприятие, при том агрессивное, ведь что-то уничтожается. Г.О. по моей мимике понял, что я всё поняла и дал знак, чтобы я не вмешивалась.
Мы не могли построить сцену "трое случайных людей в кафе убивают меня взглядом" на группе 20 пациентов, - насилие запрещено. Мы не могли поменять его ролями с исполнителями "посетителей" и спросить, как ты себя чувствуешь в роли того, кто убивает.
(Мы вообще понятия не имели, что у него такой психотический кошмар в голове полыхает. Он же лежал лицом к стене в отделении, апатично-тихо, это его лечащий врач придумала, чтобы он походил на психодраму).
- Спасибо, отличное начало, - сказал Г.О. - Давай отпустим людей, мы уловили твою идею, теперь поставим вместо них три стула, пусть посетителей обозначают вещи.
Пациенты вернулись на место, а парень остался сидеть за столом, закрыв глаза. Было видно, что внутри он глубоко взволнован. - Ты закрыл глаза, чтобы лазерные лучи не причинили тебе зла? - предположил Г.О., пытаясь постигнуть его переживания. - Да, - ответил пациент.
(А ведь он у нас на антидепрессантах, а не на нейролептиках, - мелькнула в голове мысль. Уже в том польза от занятия, что открылась другая сторона клинической картины, и ему поменяют лечение после этого занятия. Хотя врач, конечно, могла бы добросовестнее интервью с пациентом провести, прямо скажем).
- Что бы ты хотел сделать с лазерными лучами? - спросил Г.О. в надежде как-то преобразовать сцену.
- Эта девушка из кафе, она на самом деле моя мать, - сообщил парень изменившимся голосом. А двое других это как мой отец и мой брат. Они все ненавидят меня и хотят, чтобы меня не было.
(какая красивая психодинамическая гипотеза для кристаллизации бредового сюжета про испепеляющие взгляды, скажет потом Г.О.)
- Да, они ненавидят меня. Я вижу их лучи, они сейчас здесь, - начал он отмахиваться руками.
Половине группы было понятно, что он галлюцинирует, - это были пациенты, кто знал о галлюцинациях не понаслышке.
- Сходи на пост, попроси у врачей помощь, - отправил меня Г.О. за санитарами. Я вышла.
Когда мы вернулись, тихий парень доламывал стулья, с физической силой, которую никто не мог от него ожидать., а Г.О. стоял между ним и группой пациентов.
Мораль у этой истории понятная: когда ведущий группы соблюдает технику безопасности, все остаются живы.