Интервью rabota-psy

Dec 10, 2015 22:12

Сегодня наш собеседник -  сообщник по rabota-psy, модератор сообщества Илона Евгеньевна Романова romailo



- Ваше взросление пришлось на какую эпоху или десятилетие?
- Когда я ориентируюсь на конкретные даты, я кажусь себе очень древней. И если говорить о фактах биографии, то стать самостоятельной мне пришлось довольно рано. Но есть та часть души, которая по прежнему не чувствует себя достаточно взрослой, считает что есть куда взрослеть, узнавать новое и радостно этому удивляется.

- Сравнивая поколения людей, повзрослевших в России в 1970-е, 80-е, 90-е, нулевые, 10-е между собой, на какие критерии вы опираетесь, по какому признаку проводите сопоставление?
- Скорее всего - это те ценности, на которые люди опираются. Они менялись в периоды социальных перемен. Людям приходилось пересматривать те идеи, на которых они были воспитаны. Для поколения 80-х и 90-х это был очень травматичный процесс.

- Размышляя о своём поколении в профессии, какие моменты в его профессиональной жизни и судьбе вы назвали бы трагическими, а какие - комическими?
- В профессию я пришла в 90-е, уже имея ученую степень по философии, и отважно решила начать профессиональную жизнь с нуля, предполагая, что все, чего можно достичь в карьере - уже достигнуто, и перспектив уже нет, зато я буду заниматься тем, что мне очень интересно. Именно тогда в России обучение психологии и психотерапии стало доступным.
В те времена, мы, молодые психологи и врачи, ничего практически не зная, ходили толпой от одного приезжего тренера к другому, учились всему подряд, впитывали все, не слишком выбирая - брали то, что было доступно. Ехали к нам тогда все подряд, рынок был богатый и мотивация высокая. Наверное, только в России есть такая специализация в психотерапии - «мультимодальный терапевт». Типа «мастер на все руки». Это с одной стороны выглядит смешно и непрофессионально, потому что одинаково хорошо все подряд уметь делать невозможно. Но с другой - это позволило вырасти крепким специалистам, которые продолжают обучаться и совершенствоваться.
Особое место занимала в те времена школьная психология. Был принят закон о создании психологических служб в школах. Быстренько, за девять месяцев переучили желающих педагогов, и вся эта армия стала школьными психологами. Их так и называли - «девятимесячными». И смех, и грех. Переписывали от руки друг у друга тесты, учились методом проб и ошибок. Но это тогда было большим прорывом в становлении психологии.
Несколько лет назад мне довелось быть на психодраматической мастерской Екатерины Михайловой. Посвященной встрече разных поколений психологов. Те, кто оказался в «старшей группе», вспоминали и рассказывали, как бритвочкой из картона вырезали ключи к тесту Кетелла или ММPI, как «изобретали велосипед», как читали Фрейда в библиотеках по специальному допуску. А младшее поколение, те, кто выходит в «большую психологию» только теперь, озабочены тем - как начать, как найти клиента, как побороть свой страх. В конце социодрамы «младшие» могли задать вопрос тем, кто стоял в самом начале. Так вот, они спрашивали - дайте нам что-нибудь эдакого, поделитесь. Нам было не жалко, мы готовы дать, скажите только, что именно вы хотите. Но вот на это у «младших» ответа не было. В том и различие.

- Если позволите, личный вопрос. Вы праздновали свой День рождения в этом году?
- Да, праздновала, и, по-моему, феерично. Я не очень люблю устраивать всякие торжества в день рожденья. Во всяком случае, у меня праздники не ассоциируются с застольем. В этом году я отметила свое рождение проведением пятого модуля супервизорского семинара «Жизнь после травмы». Программа идет в Екатеринбурге второй год, ведет ее моя коллега, Ольга Викторовна Бермант-Полякова, а я являюсь ее организатором. Я считаю лучшим подарком мне в этот день интерес моих коллег к семинару, их поддержку в его проведении, и я рада что все состоялось несмотря на финансовый кризис в нашей стране.

- Если хотите (и можете), расскажите читателям о своей работе, пожалуйста.
- За годы работы я получила несколько специализаций в психотерапии. Основная и любимая - психодрама, я веду клиентские и обучающие психодраматические группы, возглавляю направление психодрамы в Профессиональной психотерапевтической лиге. Вторая большая любовь - семейная психотерапия, я с удовольствием работаю с парами в модели эмоционально-фокусированной терапии, или с семьями в модели системной семейной терапии. Училась этому и у наших российских специалистов, и у итальянских в Миланской школе Мары Сельвини Палаццолли. Владею когнитивно-поведенческими технологиями, эриксоновским гипнозом. В последние годы увлеклась славянскими практиками изготовления народных кукол и на основе старинных рукодельных практик вместе со своей коллегой Екатериной Климовой разработала авторское направление «интегративно-метафорическая терапия», о чем получено авторское свидетельство.
- Спасибо за беседу!

интервью rabota-psy

Previous post Next post
Up