Это один из моих любимейших фильмов Татьянны Лиозновой (1982 год), который я смотрю как в Новый год, так и летом, и настроение соответственно, он мне может сделать как новогоднее, так и летнее.
Для меня этот фильм всегда был очень атмосферный, но вместе с тем и грустный, сокрушаюсь прямо над каждой сценой почти.
У героини не сложилось ни с отцом, ни с женихом, ни с театральным ВУЗ-ом. Почему-то она вложила столько усилий во все это, так верила в свои мечты, и в любовь, много работала, и тем не менее, не вышло ничего! Я всегда печалилась над этим.
Понятно, что финальная песня «Спасибо, жизнь!» (в исполнении Ольги Рожденственской - наиталантливейшей певицей того времени в кинематографе) говорит нам как бы о том, что не получилось - ну и хорошо, за то героиня научилась другому. Научилась работать, ценить жизнь, ценить мать, завела друзей, получила бесценный опыт...
Понимаю, вероятно, что хотела сказать Татьяна Лиознова. Но все равно внутри от фильма какой-то когнитивный диссонанс. Опыт, ценности, трудолюбие без привязки к результату - все это хорошо, конечно, в этом, наверное, для кого-то есть свой дзен. Но зачем это все, если разрушена мечта?
Бог с ним, с женихом, но героиня столько занималась, трудилась, чтобы поступить в театральный, и темперамент есть, как ей сказали - осталось лишь поработать над речью. Неужели все это так и будет теперь напрасно?
Мне эта тема близка. Потому что я тоже всю жизнь занимаюсь музыкой. Я пою, но пока не все выходит у меня по вокалу так, как мне бы хотелось. Я увлеченно работаю сама, перебираю преподавателей, смотрю мастер-классы и т. д. С рождением сыночка взяла пока небольшой тайм-аут, но наметила себе, однако, мини-план, как действовать дальше. Вот не хочу, как героиня «Карнавала», ставить на себе крест, несмотря на все провалы!
У меня также есть много вопросов к этому фильму, которые я бы с удовльствием обсудила со всеми желающими! И так, предлагаю пройтись в хронологическом порядке по десяти эпизодам.
1. В школьном театральном кружке актрисы в мужских и женских ролях (мальчики там почему-то не играли) в перерыве на репетиции тренируют свои акробатические навыки - прыгают через козлов, кувыркаются, переворачиваются и т. д. Нина сначала самая неуклюжая из всех. У нее не выходит ни одного кувырка, прыжка и пр. Но потом внезапно у нее все начинает получаться! Что это было? Нинины грезы (коих в фильме показано много) или она на самом деле разогрела свое тело и начала выполнять успешно все эти упражнения?
2. Знакомство Нины с родным отцом, такое трогательное и простое. Я так поняла, что это происходит в доме его матери - бабушки Нины по отцу. Я понимаю это правильно? То есть Нина всю жизнь общалась со своей бабушкой по отцовской линии, навещала ее регулярно, отец слал до ее 18 лет алименты, но они ни разу не виделись?! Как и почему такое возможно?
3. Нина провожает отца и, растрогавшись, запрыгивает к нему в вагон, уже в идущий поезд, и отец жестко отстаивает ее у кондуктора, обнимает. Следующей сценой Нина уже в Москве самостоятельно находит коммуналку отца. Что было в промежутке между этими сценами? Они доехали до Москвы в этом поезде вместе, и Нина пошла сначала осваивать город самостоятельно? Или же ее все-таки ссадили на ближайшей станции, и какое-то время она переписывалась с отцом, а потом приехала поступать в ВУЗ?
4. Эпизод знакомства с цыганкой Кармой. О чем она говорит на цыганском с мужем и почему так нервничает? Как и почему Карма сбежала этой же ночью к бывшему мужу, оставив в таборе всех своих детей? Бывший муж - тоже цыган или нет? Почему потом ей негде жить (понятно, что видимо, табор не простил измену, но где же тот самый бывший муж?) Потом дети общаются с ней и даже помогают передать Нине деньги. Общаются ли они с матерью тайно? Или все же табор в итоге простил? Вообще в этой цыганской истории очень многое осталось за кадром!
5. Прослушивание в театральном. Меня дико бесит то, как абитуриентку (явно волнующуюся, но и явно готовившую тщательно свое выступление) без конца беспардонно останавливали! Совершенно очевидно, что этим они сбивали ей все выступление, и после третьего останова она уже не могла связать и двух слов. А до этого она читала произведение очень даже четко и вдохновенно! На месте членов приемной комиссии, я бы не стала останавливать человека - все внимательно бы прослушала, потом бы задала свои вопросы, и уж в конце замечания. Девушку несправедливо завалили на прослушивании.
6. За что Никита бросает Нину? Причем так жестоко, оставляя ее рыдать одну. Просто надоела? Или родители додавили вернуться к жене? Очевидно, что чувства у него к Нине были искренними, о чем он потом и говорит сам. Неужели банально не отстоял себя у родителей, был от ниих настолько зависим? Ведь в общем-то, у него и Нины был шанс начать жить самостоятельно, и была поддержка от нининого отца.
7. Самое непонятное для меня - это ситуация с нининым отцом! Совершенно очевидно, что он ее не хотел бросать, предавать и т. д. Как так получилось, что квартира не была оплачена на весь период? Может просто не успел, соседи пожаловались на регулярные гулянки хозяйке, и та решила предъявить счет раньше времени?
Еще кстати вопрос по этой хозяйке: меня возмущает то, как она неуважительно общается с Ниной, видя ее впервые.
Был похожий случай в реальной жизни с моей мамой! Моя сестра ей сняла квартиру, и на нее также нажаловались зачем-то соседи (только реальных гулянок и шума там от моей мамы, конечно же, не было!), и хозяйка вот так же вот с теми же словами и с тем же поведением общалась с моей мамой, как хозяйка квартиры с Ниной - в этом фильме! Хотя моя мама - пожилой человек. Только там все было оплачено, наоборот - хозяйка должна была вернуть депозит. На этом, разумеется, съем был окончен. Мама высказала хозяйке все, что думает о ней и о соседях. А самое ужасное то, что сестра моя, находясь в другом городе, верит этим соседям, а не маме. Она убеждена почему-то, что к ней в эту квартиру приходила я с детьми и с мужем, и мы там орали и шумели, что и послужило поводом для жалоб. А это тот еще бред! Дочь моя приходила отделььно от нас, тише воды, ниже травы. Младшему сыну на тот момент был 1 год, и он не орал. Муж у меня вообще не орет никогда, заходили спокойно. Маме очень было обидно!
Однако, я сильно отвлеклась. Вернемся к эпизоду фильма: какой ремонт требует оплатить хозяйка, если в квартире ничего не разрушено?! И что за метод такой - не выпускать человека из квартиры?! Это вообще законно? И может ли такое быть, что это все подстроила жена отца? (Задерживала оплату квартиры)?
Меня также убивает потом то, как она говорит, что отца нет дома, когда Нина приходит к нему уже после скитаний, и друг отца ведь говорил, что он ее искал! По мне, прежде всего жена оказалась очень не порядочной женщиной. Помирятся ли Нина и отец? Вообще я считаю, что они рассорились по недоразумению! Отец любит свою дочь.
8. Что с последним ухажором Нины? У которого маленький сын, с которым Нина нянчилась, и который развелся с женой? Будут они вместе или нет? Есть ли у Нины взаимный интерес? Как будто история только-только началась, а фильм уже закончился, и ничего не понятно! В пору снимать «Карнавал-2»!
9. Тут нет вопросов - тут просто мой самый любимый эпизод в фильме. Подмена Ниной мишки Кузи на роликах. Смеюсь как истеричка каждый раз! И не понятно, зачем уволили ее и администратора?! Они же положили весь зал на лопатки! Разве другой кто-то сделал бы выступлению такой успех?!
10. Ну и наконец, последнее: вернусь к тому, с чего начала. Финальные песни Нины. Я уже кратко высказала свое понимание, что означает песня «Спасибо, жизнь!» Но все же: станет ли в конечном итоге Нина актрисой? Поверит ли в себя? Может быть, поставит на ноги мать и с новыми силами вернется в Москву? Она уже будет знать, что надо делать, а что не надо, еще позанимается немного с орехами и без них, и сможет, вероятно, поступить! И все эти грезы с ее танцами и песнями вдруг окажутся и явью!? А вы в это верите?...