Статья Ксении Светловой про актуальную израильскую ситуацию.
"Раздвоение личности по-израильски
Пока глава минфина Бецалель Смотрич рассказывал в Париже о том, что палестинский народ это вымышленная конструкция, созданная для борьбы с сионистским движением, на фоне карты неделимого Израиля, к которому заботливо присоединили и Иорданское Хашемитское королевство, израильская высокопоставленная делегация договаривалась в Шарм а-Шейхе с высокопоставленной палестинской делегацией о замораживании строительства в поселениях на Западном Берегу чтобы предотвратить вспышку насилия на протяжении месяца-поста Рамадана.
Участие в этой встрече также принимали американцы, египтяне и иорданцы, которые еще не знали, что Смотрич решил и их внести в состав Великого Иудейского Королевства. В лобби красовались флаги - американский, иорданский, египетский, израильский и палестинский. Глава ШАБАКа Ронен Бар и глава Совета по делам Нацинальной безопасности Цахи ха-Негби (Ликуд), пожимали руки своим палестинским коллегам, и обещали - от имени того самого правительства, в котором состоит Бецалаль Смотрич, заморозить строительство в поселениях, признавая, таким образом, что именно оно является одним из двигателей террора. Конфликт пока не решается, но поселений становится больше, а следовательно надежды на мирное решение становится пропорционально меньше. Западный Берег у нас не резиновый.
Практически одновременно израильский Кнессет радостно голосует за отмену закона о размежевание в Северной Самарии. В 2005 году Израиль вышел не только из Газы, но и из 4 поселений в северной части Западного Берега. Выйти вышли, но строить палестинцам там так и не дали. Теперь, 18 лет спустя, новое правительство размежевание отменило и дало карт бланш поселенцам - идите и стройте. Как этот закон совместим с твердым намерением правительства Израиля заморозить строительство в поселениях на протяжении ближайших месяцев пока непонятно.
Если вам кажется, что это поведение напоминает раздвоение личности на уровне государства, вы не ошиблись. Так Израиль живет с 1967 года. Великолепная победа и захват большого количества земель многим ударил в голову, и справа, и слева. Первые поселения были возведены еще при "Аводе". Тогда казалось, что если уступить блоку "Гуш Эмуним", который считал, что завоевание земли приравнивается к шагам Мессии, ничего страшного не будет, а у Израиля появятся разменные карты на тот случай, если все таки придется договариваться с арабами (на тот момент с Иорданией, которая аннексировала Западный Берег в 1948 году).
Однако, поселения все разрастались, а решения все не было. Аннексировать Западный Берег Израиль до сих пор не решается. Во-первых, можно получить по голове от США, во-вторых, неясно, что делать с миллионами несуществующих палестинцев, которые движутся по всей этой территории подобно бесплотным теням в царстве Аида. Предоставление гражданства почти трем миллионам палестинцев ставит под угрозу национальный проект еврейского народа, и очень хотелось бы миф о "земле без народа" стал былью. Сам Смутрич не раз говорил о том, что Бен-Гурион не закончил работу в 1948 года, подтверждая как раз палестинский тезис о том, что Накба была намеренным процессом этнической чистки.
Учитывая, что в Израиле с 1977 года плюс-минус все время было правое правительство за исключением коротких периодов 1992-1996 и1999-2001, ясно, почему правительство все время поддерживало поселенческий проект, успех которого означает конец какой-либо надежды на отделение в каких-либо границах. План Трампа от 2018 года предлагал оставить все как есть, и граница Израиля с будущим палестинским государством составляла бы 1800 незащищаемых км. На международных переговорах говорили одно, но практически не мешали возводить незаконные форпосты, а потом называть их "молодые поселения", запугивать гражданское население на территориях B и С и внушать израильтянам, что можно сьесть торт и оставить его целым. Можно де-факто аннексировать территории - и ничего не будет за это. Крымнаш, у нас там корни и история, а международный закон писали враги Израиля и антисемиты. Риторика похожа, скрепная идеология - тоже.
К сожалению, популизм он и на Ближнем Востоке популизм, и поэтому совершенно светские люди востороженно поддерживают проект "Гуш Эмуним", в основе которого лежит мессианская идеология, не совсем понимая, о чем именно идет речь, и какими могут быть последствия. Они верят в то, что поселенцы охраняют Израиль, хотя именно солдаты Израиля охраняют поселенцев, а не наоборот, охотно поддерживают огромные расходы на проложение все новых дорог к поселкам, где живут несколько семей, отмахиваются от того, что именно расширение этого проекта грозит и эскалацией насилия и международным остракизмом.
Вот это двоемыслие и ощущение того, что закон - вещь зыбкая и малорелевантная в реалиях поселенческой вольницы, где можно жечь и избивать несуществующих палестинцев и где права есть только у евреев, и привели товарищей Ротмана, Смотрича, Левина и прочих идеологов радикального правого лагеря к мысли о том, что на фоне стагнации мирного процесса, других глобальных конфликтов, которые поглощают все мировое внимание и снижения интереса к палестинской тематике как в США и ЕС, так и в арабском мире, можно начать диктовать свою непреклонную волю не только палестинцам, но и тем израильтянам, которые хотели бы по-крайней мере сохранить возможность дипломатического решения. Когда твоя конституция это ТАНАХ, то такая ерунда как основные законы, демократия (что это за греческие нововведения, Маккавеи такого бы не потерпели) и права человека (חחח) являются всего лишь досадными препятствиями, через которые необходимо перешагнуть. И недаром сторонники судебного переворота все время сравнивают его с выводом солдат и поселенцев из Газы. Тоже самое произошло и при Бегине в 1982 году в Синае, однако Бегина пока особо не трогают. Это другое и было давно. А Газу - где жили 1500 семей - всего 8500 поселенцев - помнят все. Давайте сравним мокрое с высоким? Это ведь так весело. Подтекст такой - нам необходимо это законодательство, ослабляющее судебную систему, чтобы размежевание или мирный договор никогда не смогли бы повториться.
В этом правительстве у каждого партнера есть свои цели - у Нетаниягу - суд, вернее его отмена, у Амсалемов - месть ашкеназам, у ортодоксов - бюджеты и конец дискуссии о призыве йешиботников, а у религиозных сионистов - аннексия Западного Берега, де-юре или де-факто. Все это связано воедино, все это звенья одной цепи. Аннексия в любом формате означает, что Израиль не сможет больше указывать на то, что "идет процесс" и что все еще может измениться.
Это будет конечная остановка, поезд дальше не идет".