Реализация потребностей в профессии тренера

Oct 11, 2009 13:44



Размышления о реализации потребностей в профессии тренера

Навеяно идеями Роя Шеффера, Леопольда Сонди и Гюнтера Амона

Эго-потребности - это потребности создать и реализовать ту или иную парадигму концепцию метод во время тренинга, такие тренеры склонны концептуализировать, создавать свои модели, методы и использовать их в тренинге. Тренинги в этом случае хорошо простроены и проработаны концептуально.


Контактные потребности - мы потребности - потребность в групповой активности групповой работе, стремление создать fun для аудитории, в этом случае тренеры делают акценты на групповых играх и упражнениях, любят тренинги командообразования. У таких тренеров может «плыть» тайминг или меняться структура тренинга, поскольку они считают важным позволить группе и участникам «допрожить» и отрефлексировать опыт и чувства и готовы пожертвовать запланированным. Субъективно они могут не придавать большого значения концепциям и моделям.

Властные потребности, потребности в доминировании. Если это экспертное доминирование, то тренер демонстрирует эрудицию, приводит примеры, варианты различных концепций. Вообще же роль связанная с выдачей инструкций и организацией процесса, тайминга для других уже содержит властный компонент. Выдача сложных заданий, обескураживающих аудиторию (тренер может рационализировать это как побуждение участников к развитию, инсайту и пр. одно другому не мешает) после чего выдается решение

Нарцистические потребности - как ни крути профессия тренера это публичная, сценическая профессия в ней могут находить удовлетворение потребности нравиться аудитории. Такие тренеры вызывают восхищение аудитории, они часто шутят, рассказывают курьезные случаи, артистичны, краснобайствуют либо поражают участников блеском интеллекта, необычными подходами и методами.  После тренинга участники больше будут говорить о «классном тренере», чем о том «как было классно», что более характерно для стиля тренера с выраженными контактными потребностями.

Потребности, а точнее фантазии могущества и влияния. Лейтмотив изменений от поведения через когницию до ценностей и убеждений участников пронизывает тренерские дискуссии. Трезвое и реалистичное восприятие реальности подсказывает, что если произошло 6-10% изменений то это уже неплохо.

Спасительские, родительские потребности и установки - помочь людям, бизнесу и т. п.

В случае смещения акцента на помощь людям, это акцент на потребностях участников, если акцент на помощи бизнесу, то это скорее акцент на нужды заказчика. Тренинги открытого типа, где заказчиками являются сами участники, могут в большей степени способствовать реализации этой потребности.  Тренеры с мотивации помощи будут тяготеть к тренингам личностного роста, тренингам по управлению стрессами, где акцент смещен скорее к психологии нежели к бизнесу.

Мессианские - нести свет знаний людям. В этом случае потребности приобретают духовную и ценностную окраску.

Выбор профессии тренера по типу компенсации - в этом случае лейтмотивом выбора и реализации в профессии может стоять потребность в приобретении навыка или развитии способности, которая отсутствовала к примеру в детские/школьные/студенческие годы тут может стоять много причин от "я был/была стеснительной/ным, краснел у доски" до "заикался" "не любили девочки/мальчики", «никто не слушал мой доклад», «не обращал внимания» и т. п.

Другая идея в том, что участники тренинга тоже могут хотеть реализовать одну или несколько из указанных потребностей, некоторые даже включают соревновательную установку и оппонируют тренеру или конфронтируют с ним. Если тренер в контакте со своими потребностями и осознает, на что именно среагировал участник, то он сможет легко внести изменения в свой стиль и помочь участнику влиться в процесс.

То, что мы называем тренерским стилем можно назвать сплавом, наиболее актуальных потребностей тренера, его ценностей, поведенческих проявлений и выборов в тренинге

Собственно тренера делает компетентным и конгруэнтным и помогает сохранять ему чувство реальности в контакте с аудиторией это осознание того, какие потребности им движут и способность реализовать в тренинге несколько потребностей, а не позволить доминировать какой-то одной.

Неосознанные потребности тренера могут превращаться в иллюзии, которыми тренеры любят обмениваться друг с другом. Лекарство - тренерская супервизия и полноценная обратная связь. Обратная связь участников во время шеринга не обладает достоверностью и полнотой.

Ефимова Дарья
Профессиональный HR-консультант, тренер, психолог


тренинг&консалтинг, теоретическая модель

Previous post Next post
Up