Сказ о Единорогах. Окончание

Nov 04, 2021 19:20

Оригинал записи здесь: https://magic-design.livejournal.com/240397.html

Начало: https://magic-design.livejournal.com/226786.html

Продолжение: https://magic-design.livejournal.com/238661.html

Продолжение 2 : https://magic-design.livejournal.com/239540.html

Продолжение 3 : https://magic-design.livejournal.com/240161.html

Теперь рассмотрим, что на Руси в то время было с астрологией.
А поможет нам в этом Рафли.



«Рафли (др.-рус. рафли) - гадательная книга.

Рафли впервые упоминаются в таких письменных памятниках середины XVI века, как «Стоглав» и «Домострой», которые ставят это сочинение в один ряд с другими запрещёнными книгами: «Шестокрылом», «Воронограем», «Аристотелевыми вратами». Примечательно, что «Стоглав» не только накладывает запрет на хранение и пользование Рафлями, но и указывает на причины, приведшие ко введению этого запрета: гадания, которые производились по Рафлям, могли использоваться как с целью введения в заблуждение правосудия путём ложной присяги, так и для моральной поддержки участников судебных поединков, отстаивавших неправое дело. По мнению исследователей, в середине XVI века Рафли пользовались очень большой популярностью; упоминание этой книги вместе с «Шестокрылом» и «Аристотелевыми вратами» даёт основание предполагать, что она пришла на Русь в общем потоке переводных гадательных сочинений, чьё распространение было связано с ересью жидовствующих». (Википедия).

Откроем «Отреченную книгу Рафли» составителя Ивана Рыкова.

«1579 год, которым датируется составление Иваном Рыковым его «творений», определяет лишь дату очередной переделки гадательной книги Рафли на Руси. О том, что это гадание было известно здесь и ранее, свидетельствует упоминание книги Рафли в Стоглаве (1551 г.). Сам способ гадания известен на Руси, во всяком случае Западной, с последней четверти XV в. Итак, Иван Рыков не был ни изобретателем гадания, которому посвящена книга Рафли, ни первым переводчиком подобного текста на славянский язык. Оценить его вклад в создание обнаруженного текста в полной мере пока невозможно в силу целого ряда причин. Во-первых, неизвестен непосредственный чужеземный источник, с которого переведена основная часть текста. Во-вторых - неизвестен дорыковский русский текст книги Рафли. В-третьих, имеющийся единственный список дефектен и, возможно, осложнен позднейшими вставками и поправками.



Как уже говорилось, сведения, содержащиеся в рукописи ЦГАДА (крупнейшее российское хранилище русских манускриптов, документов и печатных книг XVI - начала XIX века.), свидетельствуют о том, что крупное календарное сочинение Ивана Рыкова было написано по поручению приближенного Ивана Грозного, «российского царства царева книгчего кир Софрония». О близости Ивана Рыкова к царю говорит и указание в книге Рафли: «...егда изыдох со царем Иваном Васильевичем в царствующий град Москву». Можно ли на этом основании предполагать, что книга Рафли была известна царскому окружению и что Иван Рыков интересовал придворные круги как специалист по астрологии и мантике? На первый взгляд этому противоречит то, что Иван IV и его приближенные не раз выступали против суеверий и астрологии. Так, в постановлениях Стоглавого собора, собранного по повелению царя, осуждаются гадательные книги, в том числе и книги Рафли (в одном случае упомянутая на первом месте среди гадательных книг). Своим противникам Иван IV нередко адресовал обвинения в попытках его околдовать. Он отказался принять от датских послов часы, поскольку на них были изображены аллегории планет. Идеолог режима Ивана Грозного Пересветов резко осуждает влияющих на царей посредством чародейства. Вместе с тем и сам Иван Грозный, и другие представители царского рода не раз подвергались обвинениям в склонности к чернокнижию. Так, князь Курбский называет бабку Ивана IV Софью Палеолог «чародеицей греческой». Действительно, в летописях сохранились сведения, что она обращалась к «бабам лихим». Сам Иван III одно время находился под влиянием еретиков-жидовствующих, которые заинтересовали его чародеянием и астрологией. По-видимому, не лишен был интереса к астрологии и отец Ивана IV Василий III. Во всяком случае его личным врачом был Николай Немчин (Булев), бывший одновременно астрологом и распространявшим свои взгляды среди русских бояр. Сохранились записи свидетельских показаний о колдовских обрядах, с помощью которых первая жена Василия III пыталась вызвать к себе любовь великого князя. Бабка Ивана IV Анна Глинская обвинялась в совершении чародейских обрядов с целью поджечь Москву. Согласно свидетельствам Курбского, само рождение Грозного произошло только после обращения Василия III и Елены Глинской к лапландским и иным волхвам. Князь Курбский в письмах Грозному пишет, что он слышал о его склонности к чародейству, но не может этому поверить. Однако ряд свидетельств современников говорит о том, что этому верить можно. Действительно, к Ивану Грозному был долгое время приближен Елисей Бомелий, о котором сохранились сведения как о «лютом волхве». Перед кончиной Грозного, по свидетельству Горсея, в Москву были свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звездам. Наконец, в «Сказании некоего боголюбивого мужа», героем которого, по-видимому, выведен Грозный, описывается приближенный к царю чародей, пользовавшийся огромным влиянием на царя и производивший с ним гадания почти каждый день. Вероятно, Иван IV разделял суеверия своего времени. Поэтому предположение, не принадлежал ли к его ближайшему окружению автор крупнейшей русской компиляции на темы мантики и астрологии, вполне правомерно».
(А. А. Турилов, А. В. Чернецов. К изучению «отреченных книг». https://statehistory.ru/books/kollektiv-avtorov_Estestvennonauchnye-predstavleniya-Drevney-Rusi--Schislenie-let--Simvolika-chisel--Otrechennye-knigi--Astrologiya--Mineralogiya/9 )

Непосредственно в книге Рафли читаем следующее:

«Сказание о двунадезять звездах, которыя служат седми планидам. Солнцу служит Лев, а Луне служит Рак, а Арису служит Овен и Скоропиа. Ермису служит Близнец и Дева. Зевесу служит Стрелец и Рыба. Афродиту служит Юнец и Ярем. Крону служит Козий рог и Водолей.



Господь бог наш Иисус Христос во всех силах своих славен и крепок над всеми, инаго бога мы не вемы. С. Н.

Седмая планита Крон, держит суботу, а стоит над Рускою землею и над Литовскою, над Великим Новым градом и над Москвою и над Литвою. Указует на лихву от правды, на смерть в бозе, на леность от всех скверных дел, на немощь силных, на помощь безсилных, и восходит на своя потужная и на ослабныя силы в первом надесят и о десятом часе господьствует, и неимущими во странах и на земли в человецех бывают звания и гласы праведны и преподобны». (А. А. Турилов, А. В. Чернецов «Отреченная книга Рафли».)

Крон - это планета Сатурн, а Козий рог - созвездие Козерога. Примечательно, что в рукописи созвездие Козерога иногда называется Инрог (одно из названий Единорога).
Мы видим, что с астрологической точки зрения того времени Русской землей правил Сатурн, и созвездия Козерог и Водолей.

Обнаружить используемую тогда методику привязки созвездий к территориям крайне сложно. Хотя бы по тому, что принципы и подходы в астрологии менялись и меняются до сих пор. Так называемая геоастрология и сейчас не имеет единых договоренностей. А в древности в обычной астрологии существовало два подхода: геоцентрический и гелиоцентрический. Плюс, иногда созвездия учитывались не те, в которых находилось солнце, а те, которые оно подсвечивало.

Подведём промежуточный итог. На Руси Единорог:

1. издревле упоминается в русских народных сказках;
2. присутствует в религиозных книгах;
3. используется в иллюстрации притч в церквях и иконах;
4. упоминается как главный зверь над всеми зверьми в сокровенных текстах;
5. присутствует как образ созвездия в запрещенных гадательных и астрологических текстах, с указанием, что именно это созвездие покровительствует Руси.

Таким образом, для нас не будет неожиданностью следующее.

«3 февраля 1561 г. «царь и великий князь печать старую меншую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную: орёл двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орёл же двоеглавной, а середи его инрог (единорог)».







Посмотрим, какую трактовку нам предлагает Е. В. Пчелов, тоже рассматривающий этот вопрос.

«Это летописное сообщение свидетельствует об изменении изображения на государственной печати, осуществлённом Иваном Грозным. Это было первое такое изменение, зафиксированное в источниках, со времени появления самой великокняжеской печати с изображениями двуглавого орла и всадника-змееборца в конце XV века при Иване III. Начиная с Ивана III, печать великого князя была двусторонней с изображениями всадника-змееборца на лицевой стороне и двуглавого орла на оборотной. Теперь же обе эмблемы соединились в единую композицию. Всадник стал помещаться в щитке на груди двуглавого орла.



С этого времени и вплоть до середины XVII в. единорог входил в число государственных геральдических символов.



Ещё более определённо рог инрога звучит в царском титуле в 1562-1563 гг. на переговорах литовских панов с русскими боярами. В грамоте бояр к литовской раде от 28 ноября 1562 г. начало царского титула выглядит так: «Великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа, в Троице славимаго, милостию, великого государя, яко рога инрога, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии…». То же самое встречается и в грамоте бояр от 17 июня 1563 г. Интересно, что эта формула не является устойчивой - в других боярских грамотах её нет, а в грамотах непосредственно от царского имени она не встречается. Между тем, «рог инрога» здесь вновь соотносится с титулом «великого государя», а, возможно, и царя.
Эта титульная соотнесённость заставляет обратиться к истории царского титула и обратить внимание на тот факт, что в августе 1561 г. в Москве была получена грамота константинопольского патриарха Иоасафа II и церковного собора, которая была воспринята в качестве признания царского статуса Ивана Грозного. Легитимация царского статуса на самом высшем церковном уровне символически очень многое значила для царя. Переговоры по этому поводу велись давно, и хотя грамота была привезена в Москву спустя полгода после создания новой печати, можно думать, что сама сфрагистическая реформа была проведена в преддверии этого события и отражала именно «новый», царский статус Московского государя.

Почему же был избран именно единорог? Почему именно рог единорога соотносился с царским статусом? Ответ, думается, также находится в библейских текстах. Дело в том, что рог, наполненный елеем, в Библии используется при помазании на царство, т.е. символизирует Божественную благодать, нисходящую на правителя. Именно так помазывает на царство по повелению Господа пророк Самуил Давида (Первая книга Царств 16, 13): «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после»; и по повелению Давида жрец Садок Соломона (Третья книга Царств 1, 39): «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!»

Здесь рог выступает в качестве своего рода «коронационной» регалии (примечательно, что помазание на царство первого царя, Саула, происходит без использования этого предмета). Помазание на царство библейских царей, по-видимому, сопоставлялось с миропомазанием самого Ивана Грозного. Подобно царям Давиду и Соломону, Иван обретал царский статус от самого Господа. И в образе единорога поэтому значимым элементом являлся как раз его рог, становившийся символом нового, принципиально важного, высшего статуса русского государя. Законности и церковного признания его обретения.

Царский статус получил символическое отражение и в других ипостасях государственной репрезентации. Именно с начала 1560-х гг. на монетах Ивана Грозного всадника (под которым подразумевался государь) увенчивает не трёхчастный венец, а пятилучевая корона, символически означавшая именно царский сан.



В результате реформы символ государя как великого князя, уподобленного Георгию Победоносцу (всадник-змееборец) соотносился с символом государя, как царя (единорог). Поскольку единорог имел также христологическое значение, то тем самым московский царь соотносился со Христом. Обе эмблемы были помещены на двух сторонах печати - два образа государя разного статуса (великого князя и царя) в двух сакральных воплощениях (Георгия Победоносца и единорога-Христа) оказывались в центре того государства, которое этим государем управлялось. В этом смысле двуглавый орёл означал Русскую державу». (Е. В. Пчелов, «Единорог в государственной символике Ивана Грозного: семантика и причины появления»).
Эта версия с одной стороны подтверждается, с другой - она не полная. Единорог для Ивана Грозного, судя по всему, значил гораздо больше. Помимо рассмотренного выше, обратим внимание, что до царских печатей уже существовали наградные монеты и медали с Единорогами.



«Медаль была выпущена по случаю завершения строительства Свияжской крепости, которая стала форпостом при взятии Казани. Медалью были награждены некоторые бояре и государственные деятели, а также сам Иван Грозный и его старший сын. На лицевой стороне медали изображён двуглавый орёл, на груди которого в щите находится единорог. На оборотной стороне присутствует Георгий Победоносец. По кругу указан полный титул царя и год чеканки. Два отверстия остались от цепи, на которой носили медаль». (www.russian-money.ru)

В 1553 году по указу Ивана Грозного была основана Первая русская типография.

«Причиной послужило большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков. Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу. Царь совместно с митрополитом Макарием решили исправить огрехи с помощью книгопечатания. Помещение построили на деньги казны в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём. Впоследствии оно стало называться Печатным двором. Первой книгой, в послесловии которой были выходные данные типографии, является «Апостол». Она была издана в 1564-м Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. Первые же фолианты, не имевшие выходных данных, а потому называемые «анонимными», были напечатаны в 1550-1560 годах. По состоянию на 2018 год найдено семь таких «дофёдоровских» книг.

Печатный двор также упоминается в записках опричника Генриха фон Штадена «О Москвии»:
«Никольские ворота ведут из Кремля в город <…> У этих же ворот стоял слон, прибывший из Аравии. Дальше общий судный или Земский двор и цейхгауз, за ним друкарня или Печатный двор».

Появление первой печатной книги вызвало бурный протест у переписчиков, опасавшихся, что новое ремесло может лишить их заработка. Народное волнение в итоге закончилось поджогом помещения типографии, и, по одной из версий, послужило причиной отъезда из Москвы Фёдорова и Мстиславца. В 1568 году на месте сгоревшего здания было построено новое, которое пострадало во время пожаров 1571-го. На это время Печатный двор переехал вслед за царём в Александровскую слободу. В 1611 году в Смутное время восстановленная типография снова сгорела и мастерские переехали в палаты Кремля. Однако к 1619-му комплекс реконструировали».

На печати и гербе типографии мы видим противостояние Единорога и Льва. Причем, побеждает Единорог.



Читаем в Историческом справочнике «Государев печатный двор и синодальная типография в Москве», 1902 года:

«Представители могущества, славы и вообще воинственныхъ и нравственныхъ доблестей левъ и единорогъ въ XVI и XVII вв. были не рѣдко употребляемы въ видѣ собственно царскаго герба и встрѣчаются на царскихъ утваряхъ, зданіяхъ и знаменахъ. Эта царская эмблема была въ древнее время гербомъ и Государева Печатнаго Двора, что видно также изъ постояннаго употребленія ея на книжныхъ переплетахъ, изготовлявшихся въ самой Типографіи».







Хотелось бы сослаться на Единорога на троне Ивана Васильевича, да ещё и сцены из жизни царя Давида, но дело в том, что этот трон, возможно, был сделан не при жизни Ивана IV.

«Впервые упоминается в описях царской казны в 1632 году. В литературе XIX века начали писать, что костяное кресло было привезено в Москву с приданым византийской царевны Софьи Палеолог во времена Ивана III; в частности, так было написано в изданном в 1807 году в «Историческом описании древнего Российского Музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты»[1]. Сигизмунд фон Герберштейн в своих «Записках» пишет, что Василий III восседал на неком троне из слоновой кости. Есть версия, что на троне есть даже зодиакальная дата, которая вроде бы указывает на 1526 год. Однако ныне считается, что в действительности этот трон мог появиться при царе Иване IV, во второй четверти XVI столетия, или даже позже.



Ирина Бобровницкая, хранитель коллекции регалий Музеев московского Кремля и первая исследовательница трона, рассказывает, когда его начали связывать с именем Ивана Грозного: «Вдруг неожиданно в путеводителях по Оружейной палате 1964 года - вот в этом путеводителе - появляется вот эта вот фраза о том, что этот трон принадлежал, возможно, Ивану Грозному. (…) Причём, без каких бы то ни было ссылок на какие-то документы, без каких бы то ни было обоснований». По её мнению, этот ярлык прилип к трону благодаря знаменитой статуе Марка Антокольского 1871 года, где царь Иван Грозный изображен сидящим именно на нем.

В своем докладе 2006 года Бобровницкая сообщила, что «анализ убранства, дешифровка символического значения сцен на опоясывающих его пластинах из слоновой кости натолкнули на удивительные выводы. Изображения библейских сюжетов и мифологических животных тритонов и гиппокампов - излюбленных элементов декора эпохи Возрождения - позволяют отнести этот атрибут царской власти к женским». Она высказала мнение, что он связан на самом деле с именем Марины Мнишек.





Спинка трона украшена двуглавым орлом в восьмиугольнике, эта пластина была изготовлена только в XIX веке. Согласно наиболее раннему сохранившемуся изображению трона (1-я четверть XIX века), ранее на этом месте находилось изображение Артемиды, с копьем и ланью. Есть изображения двуглавых орлов - символов России - и в круглых пластинах на рукоятках-подлокотниках трона. В 1856 г., к коронации императора Александра II, спинка трона была украшена серебряными двуглавыми орлами». (Википедия)

Давайте попробуем понять, что же значил образ Единорога для Ивана Васильевича Грозного?

Единорог в Библии, комментарии Василия Великого ((греч. Βασίλειος ο Μέγας Васи́лиос о Ме́гас, известный также как Василий Кесарийский, Βασίλειος Καισαρείας; ок. 330-379) - архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов):

««И возлюбленный яко сын единорожь». Единородный Сын, дающий жизнь миру, когда приносит Себя в «приношение и жертву Богу» за грехи наши (ср.: Еф. 5, 2), тогда именуется и «агнцем Божиим и овчатем» («се», говорится, «агнец Божий» - Ин. 1, 29; и еще: «яко овча на заколение ведеся» - Деян. 8, 32). А когда нужно Ему отмстить и низложить владычество, превозмогшее над родом человеческим, какую-то зверонравную и ожесточенную силу, тогда называется «сыном единорога» Ибо единорог, как знаем из Иова, есть животное, по силе неодолимое, людям не покоряющееся; о нем сказано, что «не привяжеши его ремением и не поспит при яслех»(ср.: Иов. 39, 10, 9).

В том же месте пророчества говорится многое другое о любви сего животного к свободе и о неповиновении его человеку.

Замечательно и то, что Писание двояко употребляет подобие единорога, и в похвалу и в осуждение. Ибо сказано: «избави от оружия душу мою… и от рог единорожь смирение мое» (Пс. 21, 21-22). И сие говорится в укоризну браннолюбивому народу, который восстал на Него во время страдания. В другом месте сказано: «Вознесется яко единорога рог мой» (Пс. 91, 11). Посему кажется, что по мстительности сего животного часто берется оно для уподобления в худую сторону, а по высоте рога и по любви к свободе употребляется вместо подобия и в хорошую сторону. И вообще, поскольку в Писании можно находить, что слово «рог» многократно употреблено в значении славы, как то: «вознесет рог людей Своих» (Пс. 148, 14), и «рог его вознесется в славе» (Пс. 111, 9); или, поскольку слово рог часто берется в значении силы, как то: «защититель мой, и рог спасения моего» (Пс. 17, 3), а Христос есть Божия сила (см.: 1 Кор. 1, 24), то Он, как имеющий один рог, то есть одну силу, силу Отца, называется единорогом». (Беседы на Шестоднев. https://predanie.ru/book/70853-besedy-na-shestodnev/)

Особо подчеркнем: «то Он, как имеющий один рог, то есть одну силу, силу Отца, называется единорогом». Т.е. рог Единорога - проводник силы Божьей.

Значение атрибута царской власти:

«Среди инсигний власти важное место принадлежит вытянутым, вертикальным предметам, которые могут быть двух типов. Один тип - это посох, который, возможно, восходит к пастушескому посоху или длинной палке для управления животными. В этом качестве знака власти над подчиненными посох стал символом высокого религиозного сана или светского управления (в качестве монаршей регалии). Он выполнял особую символическую функцию, являясь «осью мира, своего рода “мировым деревом”, проходящим сквозь руку государя и через него скрепляющим земное пространство с небесным»». (Е. В. Пчелов, «Посох, скипетр, жезл: из истории регалий Московского царства»).

Очевидно, что царский Посох соотносится с рогом Единорога, пронзающим миры, а образ Единорога воплотил сам принцип Царя поставленного Богом.

Таким образом, совершенно логично, что Иван Грозный выбрал своей царской эмблемой Единорога, как проводника воли Божьей, беспощадного к врагам Господа и приносящего себя в жертву за грехи человеческие ради торжества жизни во имя Бога.

Эту идею подтверждает и материал, из которого был изготовлен Посох.

«…посох Ивана Грозного описывает английский торговый агент Джерома Горсей. По его свидетельству, он был сделан из рога единорога (скорее всего из бивня нарвала) и, как и полагается, в соответствии со средневековыми представлениями «обладал» также и целебными свойствами.

«Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями, большой стоимости, - сказал царь в присутствии Горсея, - жезл этот стоил мне 70 тысяч марок, когда я купил его у Давида Говера, доставшего его у богачей Аугсбурга. Найдите мне несколько пауков». Он приказал своему лекарю Иоганну Ейлофу обвести на столе круг; пуская в этот круг пауков, он видел, как некоторые из них убегали, другие подыхали. “Слишком поздно, он не убережет теперь меня…”» (если бы рог «действовал», то пауки не могли бы выбраться из круга).

При описании этой регалии Горсей употребляет слово «жезл». По мнению Л.А. Юзефовича, речь в данном случае идет о скипетре, поскольку размер этого предмета в длину якобы был сравнительно невелик - три фута, т. е. около 1 метра. Однако на самом деле имеется в виду именно посох, о чем недвусмысленно говорится в описании (впрочем, не вполне точном в некоторых других деталях) тем же Горсеем церемонии венчания на царство Федора Иоанновича 31 мая 1584 г.:
«Затем царя свели с царского места… Его главный царский драгоценный венец был надет на голову, в правой руке был царский жезл из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенный богатыми камнями, купленный прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 г., что стоило ему 7000 марок стерлингов. Эту драгоценность м[истер] Горсей хранил некоторое время, прежде чем царь ее получил. Скипетр и державу нес перед царем князь Борис Федорович (Борис Годунов, ошибочно названный князем)…»». (Е. В. Пчелов, «Посох, скипетр, жезл: из истории регалий Московского царства»).



Упомянутый посох, приобретенный в 1581 году - это второй посох из рога Единорога.

«Мы видим, что материалом для создания посоха в XVI в. служил «рог единорога». По сообщению Жака Маржерета, в царской казне Лжедмитрия I, помимо двух скипетров, хранились два цельных рога единорога, царский посох, сделанный также из этого материала (поперечина посоха, «на которую опираются, сделана из среза рога единорога») и еще половина рога, «который используют повседневно как медицинское средство» (кроме того, был еще один
«золотой посох, но отчасти полый изнутри из-за своей тяжести»). Рога попали в руки польских захватчиков во время Смуты, так что посох, который был в руках у царевича Федора Борисовича в 1603 г., оказался утрачен». (Е. В. Пчелов, «Посох, скипетр, жезл: из истории регалий Московского царства»).

И царскими инсигниями изображение Единорога не ограничивается. Например, изображение Единорога присутствовало на оружии.



«Образ возвышенный и воинственный, как сам идеал богоданной власти русского самодержца, единорог существовал не только на царском гербе, но и на царском оружие. Первая русская пушка, отлитая в 1577 г. знаменитым мастером Андреем Чоховым, тоже имела его изображение на стволе.
С тех пор возник обычай, существовавший вплоть до XIX в., - называть артиллерийские орудия «инрогами» или «единорогами». В годы правления Алексея Михайловича Романова этот государственный знак внезапно исчез, но продолжал существовать на гербах многих древнейших дворянских родов». (А. В. Листопад, музей-заповедник «Александровская слобода». http://kreml-alexandrov.ru/Nash_ybilej/100-years-together/Zagadki-krilatogo-edinoroga/ )

Подведём итоги:

1. Единорог существовал. И изначальное место обитания была Западно-Сибирская равнина.

2. Единорог находился на более ранней эволюционной ступени и мог скрещиваться с коровой, лошадью, оленями, козами, однако наличие рога оказалось рецессивным признаком.

3. Есть несколько направлений перемещения Единорогов и их потомков.

4. Сюжет борьбы Льва и Единорога древний, и существовал ещё у Шумеров.

5. В Европу образ Единорога дошел через легенды, символы, религию и астрологию.

6. Символом Иисуса Христа был Единорог.

7. Единорог издревле упоминается в русских народных сказках.

8. Также, Единорог присутствует в религиозных книгах.

9. Образ Единорога используется в иллюстрации притч в церквях и иконах.

10. Единорог упоминается как главный зверь над всеми зверьми в сокровенных текстах.

11. Единорог присутствует как образ созвездия в запрещенных гадательных и астрологических текстах, с указанием, что именно это созвездие покровительствует Руси.

12. Рог Единорога в Библии ассоциируется с Божьей силой, сам Единорог с агнцем, однако он беспощаден к врагам Божьим.

13. Иван Грозный выбрал своей царской эмблемой Единорога, как проводника воли Божьей, беспощадного к врагам Господа и приносящего себя в жертву за грехи человеческие ради торжества жизни во имя Бога.

автор

Previous post Next post
Up