Краска и кровь

May 30, 2015 17:28

Как водится, вначале написал просто себе в бложик, после чего припомнились наши дискуссии на прежнем "Рабкоре" (коллега
romdorn наверняка помнит полемику с "городским партизаном" Цветковым...)  и подумалось, что и здесь
это не будет лишним.

Оригинал взят у v_vodokachkin в Краска и кровь
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: прежде, чем заглядывать под кат, настоятельно рекомендую прочесть книгу, о которой пойдет речь -



- иначе получится сплошной спойлер в духе "дяденька, дай десять копеек, а то расскажу, про что кино!"





Уже довольно-таки давно в ходе одного из обсуждений мы с другими участниками в качестве одного из признаков настоящего искусства указали то, что оно должно быть проявлением настоящего мастерства. Говоря утрированно, рисовать на уровне Поллока или Кандинского может любой кретин, а ты попробуй нарисуй на уровне Рембрандта или Айвазовского! Аналогичным образом, графоманов сейчас хватает на каждом углу - а многие ли могут писать не хуже Реверте? Вот именно... Это тот автор, каждой новой книги которого ваш скромный повествователь (склонный реалистично определять себя как графомана без претензий) ожидает как маленького праздника. И еще ни разу не было пока, чтобы ожидание обернулось разочарованием. Вот и с "Терпеливым снайпером" получилось так же.



Этот маленький роман (или большая повесть)  во-первых, примечателен набором персонажей, каждый из которых, раз уж прозвучали имена художников, можно сказать, что выписан сочными красками. Такова, естественно, центральная героиня - 34-летняя (ох, насколько привлекательны бывают в этом возрасте женщины с хорошими физическими кондициями!) симпатяшка нетрадиционной:) ориентации. Впрочем, это у нее чисто личное, и бороться за права (точнее, говоря начистоту - за привилегии) ЛГБТ в ее умную голову не приходит - иначе получилось бы ни фига не по-ревертевски. Тем более, что мужиков-гомосеков автор заметно недолюбливает, хотя на женщин это не распространяется. Ибо все равно дамы, пусть и со своими особенностями. Самоаттестация мимоходом: "Что касается характера, то я не из тех барышень, кто визжит, дрожит и вцепляется в плечо красавчика ковбоя, - вечно одно и то же, нежные такие сучки! - когда апачи налетают на форт" - когда по ходу сюжета добираешься до этой фразы, то она воспринимается как констатация уже известного читателю.



Таков претендующий на роль "главного гада" (как вначале может сложиться впечатление... хотя я, уже проникшись спецификой ревертевского творчества, в эту ловушку не попался) сволочной бизнесмен-нувориш ("...хозяин текстильных фабрик, запрятанных в какой-то индийской глухомани, где рабочим платят десять евроцентов в день ... мало кто поверил бы, что сидящий за лучшим столиком ресторана сухощавый, с мягкими манерами господин в безупречном костюме цвета маренго и шелковом итальянском галстуке начинал со зверской эксплуатации азиатов-эмигрантов, трудившихся на него на подпольных швейных фабриках, и сам водил древний драндулет, развозя по лавкам контрафактные товары - подделку под всемирно известные бренды" - ну до чего это узнаваемо, сколько таких деятелей промелькнуло на сцене российской истории за последние четверть века!) - который, при всем своем сволочизме, тоже живой человек, а не плакатно-абстрактный мерзавец. И даже не так уж неправ в своем отношении к таинственному Снайперу - культовой фигуре субкультуры рисователей граффити...



Угу - субкультура, контркультура, все дела... "Надо было отыскивать трудные места, планировать акцию, перемахивать ограды, влезать через отдушины, внедряться, прятаться, идти по тоннелям в темноте, рисовать без света, чтобы не засекли, - и чувствовать, как бушует адреналин в крови, покуда простые смертные насасываются винищем или дрыхнут. Рисковать свободой и деньгами - и все ради того, чтобы в шесть утра полусонные граждане на перроне увидели, как мимо плывут твои композиции ... тяга к подпольному радикализму, к антисистеме и к неистовству стиля ... Они радикально против любой легальности в том, что касается граффити ... граффити как средство выражения не признает ни властей, ни иерархий… уличное искусство разоблачает высокомерную ложь коррумпированных институций… и прочее". Во как! - ни дать, ни взять, инструмент социального протеста, средство революционного преобразования "глупого мира, самоубийственно убежденного в собственной значимости", да и опять же, явление, приобщаясь к которому, можно погреть самолюбие сознанием (или иллюзией) некой своей элитарности. В общем-то, обычная претенциозная контркультурная трескотня, которую доводилось слышать уже много раз по самым разным поводам. Вспомним, сколько патетических фраз произнесено (с подобающим придыханием:)) в адрес рок-культуры - ну, и как, изменила она мир, как провозглашала? Ага, как же... Вот и под родными осинами водятся кадры типа пресловутой группы "Война", которые своими инсталляциями, перформансами и т.п. (вроде перевернутых полицейских машин и йуха на мосту) якобы ниспровергают буржуазный миропорядок, разоблачают официальное искусство (в "Терпеливом снайпере" персонажи толкают немало речуг на эту тему, если все цитировать - придется делить пост на пару частей) и вообще рвут шаблоны и сотрясают устои. Но в отношении одной цитаты все же не утерплю, вот она: "Каждому, кто рисует на стенах, есть что сказать. Каждый знает, что ты - это ты и что другие тоже это знают. Пишешь ведь не для публики, а для других райтеров" - уловили? Буквально в нескольких словах бывший райтер ("...звался теперь не Крот, а как положено - именем и фамилией. И даже дал мне визитку своего магазинчика ... Несмотря на радикальную отдушку, от всего веяло конформизмом, отречением во имя сытости") обрисовал непонятную восторженным дурачкам суть дела: вся нарочито эпатажная контркультура, вроде как разоблачительная, обличительная и прочее, на самом деле ориентирована прежде всего на "своих". Такие дела.



Реально получается безопасная для той самой "Системы" сублимация протеста. Почему можно так сказать обо всех этих акциях? Да потому, что искусство само по себе, скажем откровенно, мир НЕ преобразует. Максимум - служит вспомогательным инструментом, в целом же отражает процессы, идущие в массовм сознании (как бы деятели искусства ни носились с противопоставлением себя любимых "толпе" и со своим ОБВМ, их сознание в массове все равно вписывается - в конце концов, живут-то они на том же глобусе, что и презираемая ими "толпа"!) под влиянием, как бы ни противно это для кого-то звучало, причин сугубо материального свойства. Грубо говоря, Великая революция породила "Марсельезу", а не сама была ею вызвана. Иногда, мысленным взором наиболее дальновидных мастеров, искусство способно смутно различать контуры грядущего - чему примером жанр фантастики (не фэнтези, ясен пень), однако фантастика сама по себе мир тоже не меняет. Впрочем, масскультовый писатель Никитин - и наверняка не только он один - уже вовсю сочиняет сказочки для лохов про то, как масскультовые же писатели своими опусами влияют на реальность и задают векторы развития нашего мира. ЧСВ, как известно, подобно давно не мытой голове: чем дальше, тем сильнее чешется...



Так вот, про ЧСВ. Именно оно и есть основная, главная, профилирующая и все такое черта того самого неуловимого мстителя Снайпера, за которым охотятся и негламурно-очаровательная главгероиня (собственной персоной), и жаждущий мести бизнесмен (как водится у этой публики, чужими руками). "Мы любим тех, кто в черных масках" - сказал в свое время Есенин о вечной особенности читательско-зрительского восприятия, и попал прямо в "яблочко". Это не хорошо и не плохо, это просто есть - все таинственное обладает непреодолимой притягательностью. Хочешь популярности - предприми что-нибудь, привлекающее внимание, а когда лохи развесят уши целевая аудитория возбудится и заинтересуется, нарочито шифруйся, дабы всем было ясно, что ты именно шифруешься, а не просто так! И не забывай регулярно о себе напоминать. Нехитрый алгоритм, давно эксплуатируемый шоу-бизнесом и этой ихней индустрией "звезд". В случае Снайпера - та же фигня: "...Никто не знает, где находится Снайпер ... За двадцать с лишним лет, с тех пор как он был начинающим безвестным райтером, почти никто не видел его лица. Есть только бренд «Снайпер» и больше ничего ... Не гнушались подключиться и СМИ, отчего явление набирало еще больше силы и рос интерес к темной личности, которая действовала под именем Снайпер. Он был крайне скуп на публичные заявления, и потому они всегда оказывались такими желанными и нерядовыми событиями ... Немногие знают его в лицо, никто не видел его с баллончиком в руке… Снайпер, отказавшись играть по навязанным ему правилам прирученного уличного искусства, вытворил такое, что и сделало его живой легендой ... его немногие знают в лицо. Во время акции он обязательно надвигает капюшон или натягивает шапку на глаза" - в общем, надеюсь, понятно.



Как уже говорилось, культовая персона - "...знаю, как и ты, что все эти мастера настенных росписей готовы целовать землю, по которой он ступает, и буквы, которые он выводит. Что поклоняются ему, точно исступленные сектанты, и почитают его как земного бога и отца-вседержителя…  у этих птенчиков свой кодекс чести, и те немногие, кто знает его, отказываются о нем говорить. Что, конечно, подпитывает легенду". Естественно, любой культ существует стараниями восторженно-бездумных фанатов, в данном случае - слетающихся, как мотыльки к огню, чтобы "поиграть в городскую герилью". Ибо их гуру, их пророк им втюхал, будто бы "граффити - это герилья в искусстве", будто бы "граффити - самое благородное из искусств, потому что райтер не извлекает из своего творения выгоды, не пользуется его плодами. Его не затронули рыночные извращения". Я, говорит, "не концептуальным искусством занимаюсь. И не традиционным. Я веду партизанскую войну в городских условиях. Герилью". Как тут не собраться некоторому количеству восторженных наивных дурачков, мечтающих "обрести ... значительность в собственных глазах", которым в кайф "приехать в город и двое суток провести без еды, без денег, ночуя под мостом или где придется. И все для того, чтобы написать, что хочешь. Кто никогда такого не пробовал и не хотел заморачиваться, кто не корячился по полной - тот не настоящий райтер, а так…" (заменим "написать что хочешь" на "оседлать байк и мчаться", а слово "райтер" словом "байкер" - и выйдет удивительно похоже. Вариантов замены может быть до хрена и более, но приверженцы каждого из них с комичной серьезностью считают "настоящими" исключительно самих себя. Субкультура же, фиг ли!). В результате "десятки сопляков ставят жизнь на кон, а один разбивается всмятку, слетев с крыши…" - и все ради того, "чтобы высвободившийся под давлением газ с шипением вырвался из баллона наружу и краски покрыли своей особенной сутью, своим неповторимым «я» все то запретное, надменное, формальное, несправедливое, что воплощали в себе города, и нормы жизни, и сама эта жизнь". Потому что собственные неясные, смутно ощущаемые и рационально не осмысленные порывы накладываются на то, что вещает фюрер харизматический лидер, который "мог бы торговать своим именем и хорошо на этом наваривать. А он - видишь как… Рассудил иначе… Все по-честному" (насчет "все по-честному" - это ребяткам так кажется, к тому же "Снайпер умеет надавить на какие-то точки в душе: не подчинишься - почувствуешь себя так, словно обделался сверху донизу…").



Раскусил культового Снайпера мельком упоминавшийся выше бывший соратник Крот: "Я все эти правила соблюдал, а Снайперу было глубоко наплевать и на них, и на всех вокруг ... (выделение моё. - В.В.) ... Снайпер никогда не был неподкупным и непродажным райтером потому прежде всего, что на самом деле никогда не был настоящим райтером ... Потому что на деле это была часть его плана. Дождаться благоприятного момента, добиться, чтобы на аукционах его работы уходили за миллионы. И тогда снять маску".
Раскусила его и главгероиня, хотя и от другой отправной точки: "Я остановила ролик и довольно долго всматривалась в темный против света, неподвижный силуэт Снайпера, в эту тень с неразличимо-смутным лицом под капюшоном. Тебе бы спектакли в театре ставить, подумала я. Вот ведь гад. Ни один дока-маркетолог лучше бы не сделал. Не забыть бы сказать тебе это при встрече ... Собственный адреналин, - заметила я, - теперь сменяется адреналином чужим… Или чужой кровью ... Да, конечно, ты никого не ценишь, никем не дорожишь… С каждой минутой я понимаю это ясней. Ты в грош не ставишь всех нас. Презираешь даже тех, кто следует за тобой. Может быть, как раз потому, что они за тобой следуют" (вспомните эти слова, когда почувствуете искушение слепо и безоглядно за кем-то последовать, когда вам покажется, что "фюрер знает дорогу"!)

Да и сам фюрер гуру "городской герильи" (который "сам не действует и даже рядом не стоит. Указывает цели, а тут уж каждый - на свой страх и риск. Более того - и это происходит безлично, не впрямую"), окончательно потеряв берега излишне уверовав в свое величие, в итоге "раскололся" насчет того, что и как с его точки зрения: "Меня уже не касается, погибнут они или выживут ... Я никого не убивал. Это совсем не одно и то же. Я всего лишь намечаю контур абсурда. А заполняют его краской другие - и за свой счет (вот прямо сейчас, когда вы это читаете, в разных точках нашего древнего шарика разные люди "заполняют контур абсурда" своей и чужой кровью. - В.В.) ... я не стараюсь сделать мир лучше. Потому что знаю - любой другой будет еще хуже. Вот он - мой мир, и на него я нападаю. Я не стремлюсь устранить противоречия нашего времени. Я это самое время хочу уничтожить" (выделение опять мое. - В.В.). Вот и все убогое содержание этого трескучего как-бы-протеста, за которым реально - иллюзии, сублимация и поддержание чьего-нибудь ЧСВ.

Поэтому, когда отважная лесбиянка этого "Че-Гевару-наоборот", что называется, посадила на перо (примечательно, что орудием кармы послужила "выкидушка", хотя и не столь монструозная, как в "Деле чести"), лично я ощутил, как бы казенно это ни звучало, глубокое удовлетворение. Как бывает в тех случаях, когда наконец реализуется то, что должно было осуществиться.

Если же кому-то взбредет в голову заявить, что это, мол, чисто вымышленный персонаж, рекомендую покопаться в памяти на предмет того, сколько абсолютно реальных политиков, разных там "духовных лидеров" и прочих фюреров могли бы послужить прототипами выдуманного Снайпера. Хотя, разумеется, только меньшинство из них разглагольствует об искусстве. Но ведь не в этом суть, не так ли?



Бонусом, уже безотносительно только что прочитанного вами текста, приведу цитату, над которой тоже стоит поразмыслить неспешно и нелицеприятно:

"Таково уж свойство человеческой натуры: сдавший свои позиции нуждается в себе подобных, как предателю хочется, чтобы все вокруг предавали. Это утешает, это оправдывает в собственных глазах и позволяет спать спокойно. Большую часть жизни человек ищет зацепки и объяснения, чтобы совесть не мучила. Чтобы выбросить из головы компромиссы и капитуляции. Подлость ближнего умеряет подлость собственную. Этим и объясняется опасливое отношение к тем, кто не сдался, неловкость перед ними, иногда переходящая в откровенную злобу"

Примечание: в качестве иллюстраций использованы граффити, попавшиеся на глаза вашему скромному повествователю в течение одного обычного дня. Не включайте СПГС!

иррационализм, литература, общество, культура, левые, борьба, протест

Previous post Next post
Up